Законы дидактического учебно-воспитательного процесса выражают устойчивые внутренние связи, отражающие функционирование и развитие процесса воспитания, обучения. Можно выделить следующие основные законы. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения раскрывает объективный процесс влияния общественных отношений, социального строя и социального заказа на формирование всех элементов воспитания и обучения.
• Закон воспитывающего и развивающего обучения раскрывает соотношение овладения знаниями, способами деятельности и всестороннего развития личности.
403 Раздел 2. Теоретические и методические основы обучения
• Закон обусловленности обучения и воспитания характе
ром деятельности учащихся раскрывает соотношение меж
ду способами организации обучения, деятельностью уче
ников и результатами обучения.
• Закон целостности и единства педагогического процесса
раскрывает необходимость гармонического единства ра
ционального, эмоционального, содержательного, опера
ционного, мотивационного компонентов педагогическо
го процесса.
• Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обу
чении.
• Закон единства и взаимообусловленности индивидуаль
ной и коллективной организации учебной деятельности.
Закономерности обучения — это объективные, существенные, устойчивые связи между составными компонентами процесса обучения, но эти связи, зависимости носят преимущественно вероятностно-статистический характер, проявляются как тенденция, то есть не в каждом отдельном случае, а в некотором множестве случаев.
Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий, от социальной и политической ситуации, уровня культуры и пр.
К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Назовем ряд закономерностей, проявляющихся в обучении при наличии определенных условий:
• обучающая деятельность преподавателя носит и воспиты
вающий характер (но в зависимости от условий это вос
питательное воздействие может иметь большую или мень
шую силу, может быть положительным и отрицательным);
• зависимость между взаимодействием педагога и ученика
и результатами обучения (чем интенсивнее, сознательнее
учебно-познавательная деятельность ученика, тем выше
качество обучения);
• прочность усвоения учебного материала зависит от систе
матического повторения изученного, от включения его в
ранее пройденный и в новый материал;
Часть II . Педагогика
зависимость развития умений учащихся от применения поисковых методов, проблемного обучения; зависимость формирования понятий в сознании обучаемых от специальной познавательной деятельности по выделению существенных признаков, явлений, по сопоставлению различных понятий.
2.8. В ЧЕМ СОСТОИТ СУЩНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ И КАКОВА ЕГО СТРУКТУРА?
Обычно обучение характеризуют так: это передача человеку определенных знаний, умений и навыков. Но знания нельзя просто передать и получить, это может произойти только в результате активной деятельности самого ученика. Если нет его встречной активности, то никаких знаний, умений у него не появится. Следовательно, отношение «педагог — ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик — приемник». Необходимы активность и взаимодействие обоих участников учебного процесса. Французский физик Паскаль верно подметил: «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Обучение можно охарактеризовать как процесс ак тивного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности, Л педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет, т. е. контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогиче ский процесс организации и стимулирования активной учеб но-познавательной деятельности учащихся по овладению на учными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.
Если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если он не стимулирует их учение, то никакого обучения не происходит, а учащийся может
Раздед 2. Теоретические и методические основы обучения
лишь формально отсиживать время на занятиях. В процессе обучения необходимо решить следующие задачи: стимулиро вание учебно-познавательной активности обучаемых; организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями; развитие мышления, памяти, творческих способностей; совершенствование учебных умений и навыков; выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 246.