Упорядоченные и проранжированные результаты психометрии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Оценка   690   691   692   695   697   700   705   710   712   715   720   722   727   732  
Ранг   1   2   3   4   5   6   7'   8   9   10   11   12   13   14  

Дополним таблицу 7.7 значениями рангов для каждой выборки и найдем их сумму. Получим модифицированную таблицу 7.9.

Приступим к вычислению Н для случая k = 3, n1 = 5, n2 = 5, n3=4, N=14, R1=34, R2=39, R3 =32.

4 Данный тест позволяет выявить различия между выборками, но не направление этих разли­чий. С его помощью нельзя определить, в какой из трех выборок наилучшие результаты. Для ответа на данный вопрос необходимо попарно сравнивать выборки между собой, например, с помощью теста Манна—Уитни.

 

Таблица 7.9

Результаты психометрии и их ранги

Для случая k =3, 2 ≤ n1, n 2, n3 ≤ 5 существует специальная статистическая таблица для теста Крускала—Уоллиса, в которой найденное значение Нэмпир сравнивается с критическим значением Нкритич.

В общем случае (при любых значениях k и N используется статистическая таблица критических значений для теста Х2с(k — 1) числом степеней свободы (табл. 2, Приложение 2). Если значение Х2критич оказывается больше вычисленного значения Нэмпир, нет оснований отвергнуть нулевую гипотезу. Если значение Х2критич оказывается меньше вычисленного значения Нэмпир или равно ему,
нулевая гипотеза отклоняется и принимается альтернативная.          

Найдем по таблице 2 значение Х2критич для df = ( k —1) = (3 — 1) = 2 и α =0,05: Х2критич = 5,99. Поскольку это значение больше, чем Нэмпир =0,223, нет оснований отвергнуть нулевую гипотезу. Между результатами психометрического экзаме­на у выпускников курсов А, В и С нет различий.

В рассмотренном примере выборки не содержали повторяющихся (одина­ковых) значений. В том случае, если имеются повторяющиеся значения, для вычисления Н используется скорректированная формула, учитывающая факт наличия связанных рангов.       

Рассмотрим еще один пример применения теста Крускала—Уоллиса для случая связанных рангов.

Таблица 7.10


Возраст начала курения

Коренные израиль­тяне (евреи)   Израильтяне — бедуины   Иммигранты из б. СССР   Иммигранты из Эфиопии  
10   7   9   13  
12   6   7   10  
11   8   12   11  
12   10   11   14  
10   11   6   12  
13   9   13   11  
13   12   10   13  

Из курящих подростков, представляющих коренных израильтян-евреев, израильтян-бедуинов, иммигрантов из бывшего СССР и иммигрантов из Эфиопии были сформированы четыре независимые выборки. В таблице 7.10 приведены сведения о возрасте начала курения для каждой из выборок.

Можно ли утверждать, что подростки, принадлежащие к различным куль­турно-этническим группам, начинают курить в разном возрасте?

Поскольку алгоритм дальнейших действий нам уже известен, сразу присту­паем к использованию теста Крускала—Уоллиса.

Выберем уровень значимости α =0,05 и сформулируем нулевую и альтерна­тивную гипотезы.

Н0: Нет отличий в возрасте начала курения у израильских подростков — пред­ставителей различных этнокультурных групп.

Н1: Израильские подростки — представители различных этнокультурных групп начинают курить в различном возрасте (двусторонняя критическая об­ласть).

Как и в предыдущем примере, объединим все выборки в одну, запишем содержащиеся в выборках значения в порядке возрастания и проранжируем их (табл. 7.11).

 

 

Таблица 7.11

Дата: 2018-12-21, просмотров: 401.