Методические указания к практическим занятиям
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дисциплина «Педагогика» направлена на формирование профессиональной позиции педагогов, развитие их личных и профессиональных компетенций на основе знакомства с целями, содержанием, направлениями современных процессов в образовании. Содержание дисциплины рассматривается как основание для творческого осмысления и вариативной реализации полученной информации в собственной педагогической деятельности.

В основу построения и отбора содержания дисциплины положены ведущие принципы современной науки: культуросообразности, открытости, проблемности и др. Утверждение личностно и ценностно ориентированного и компетентностного подходов в педагогической науке определяет логику преподавания курса. Оно не может сводиться к прямой трансляции академических знаний. Получаемая информация должна быть востребованной, являться результатом ее самостоятельного освоения студентами. Иными словами, студент становится субъектом образования, включаясь в совместную с преподавателем деятельность по проектированию открытых, развивающихся систем в образовании. В связи с этим, особое значение приобретает организация обучения как сотрудничества студентов и преподавателя, включение студентов в контекст изучаемого материала. Для этого лекции и семинары должны носить проблемный, ценностно-ориентированный характер. Целесообразно использовать приемы совместного проектирования занятий, дискуссии по наиболее проблемным аспектам реализации инновационных процессов в образовании.

Методические указания к выполнению самостоятельной работы

Самостоятельные работы принято делить на четыре основных типа:

/. Воспроизводящие самостоятельные работы (работы по об­разцу) включают в себя задачи на воспроизведение знаний, умений. Все данные для нахождения искомого, а также сам способ выполне­ния задания представлены в явном виде в самом задании или в соот­ветствующем алгоритме решения (в инструкции). Эти работы, содей­ствуя накоплению студентом опорных фактов и способов деятельно­сти, закреплению умений и навыков, создают условия для выполне­ния задач более высокого уровня самостоятельности. К таким заданиям относят тренировочные упражнения, отработку материала лекции, изучение учащихся и школе по готовой схеме, составление методиче­ских разработок по образцу и т. п.

2.    Реконструктивные самостоятельные работы, характерным
признаком которых является то, что уже в самом задании сообщается
общая идея решения, а студенту необходимо развить ее в конкретный
способ или способы применительно к условиям задачи. Студент соотносит задание с другими, известными ему репродуктивными зада­чами. Главное здесь — актуализация усвоенных знаний, умение вы­бирать и привлекать необходимые знания для решения задачи.

К реконструктивным заданиям относят и задания, при выполне­нии которых приходится использовать несколько алгоритмов, фор­мул, указаний, например, решение предметных задач, отдельные эта­пы лабораторных работ, некоторые задания в период педпрактики, выбор методики применительно к классу и т. д.

3. Эвристические работы предполагают нестандартную ситуа­цию, нетиповые задачи. Б их основе поиск, догадка, формулирование и реализация идеи. Однако все это относится к частным случаям и фрагментам общего задания. Такие задачи включаются в спецкурсы, спецсеминары, а некоторые курсовые и дипломные работы.

4. Исследовательские, творческие работы В ходе выполнения
их проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Через творческую работу он проникает
в суть изучаемого явления, находит новые идеи для решения проблем.
Студенту, способному к выполнению творческого задания, присущи
такие проявления, как видение проблемы в знакомой ситуации и применительно к новой функции объекта, способность на основе нескольких известных найти новый способ решения задачи, наличие
альтернативного мышления и др.

Виды самостоятельных работ, выполняемые студентами в вузе;  многочисленны. В них выражается специализация того или иного факультета и особенности изучаемой дисциплины. Например:

· изучение литературы по проблемам педагогического твор­чества;

· составление аннотаций, рецензий;

· составление тезауруса педагогических терминов;

· подбор методик дня микроисследований;

· проведение микроисследований в школе;

· обработка и анализ полученных данных;

· написание отчетов о проведенных исследованиях;

· сбор педагогической копилки;

· разработка коллективных творческих дел;

· подготовка докладов, рефератов по истории педагогики;

· составление хронологических таблиц;

· составление опорно-логических схем, опорных конспектов;

· выбор и обоснование педагогической технологии, оптимально  соответствующей индивидуальности студента.

Самостоятельная работа над учебной дисциплиной включает несколько этапов:

· слушание и конспектирование лекций преподавателя, ознакомление с программой курса и учебными пособиями,

· основательную проработку лекционного материала, дополнение указанными источниками основной литературы,

· чтение дополнительной литературы, при необходимости самостоятельный её подбор,

· подготовку вопросов семинарского занятия по плану с обязательным конспектированием,

· самостоятельную подготовку небольших сообщений к занятию,

· подготовку практических заданий, самостоятельный поиск источников,

· подготовку докладов с получением консультации преподавателя по указанным им источникам,

· самостоятельный подбор темы доклада (получить консультацию преподавателя),

· самостоятельный подбор темы и литературы к докладу и написание доклада.

 

Презентация в программе MS Power Point.

№ кадра Содержание кадра Примечания
1 Презентация по теме «……..» Разработал студент … курса ДО …/… группы ФИО Дата разработки. Цвет шрифта должен быть контрастным по отношению к фону кадра. Применяемые цвета должны быть психологически комфортными для зрительного восприятия. Размер шрифта – не менее 14pt.
2 Структура ресурса. Студент самостоятельно определяет количество и название законченных в смысловом отношении частей ресурса, которые будут представлены.
3 Тексты определений, перечни функций, свойств, признаков и т.п., структурные блок-схемы. Наличие гиперссылок приветствуется и повышает оценку ресурса.
Закл. Заключительный кадр должен содержать перечень источников, по которым можно более детально изучить представляемую тему. В перечне должно быть указано 5 источников.

 

Примечание: количество кадров презентации студент определяет самостоятельно, однако содержательная часть презентации (кадры 3….n) должна содержать не менее 7 слфйдов.

Кластер - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди (кластера). Грозди – графический прием в систематизации материала. Для составления кластера нужно выделить в тексте смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова. Кластер может выглядеть следующим образом;

 

Эссе – жанр литературоведения, критики, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему, не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса. (Словарь литературоведческих терминов. – М., 1984).

Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций (Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1987).

Особенности жанра:

- обращение к значительным проблемам;

- субъективность, ярко выраженная позиция автора;

- отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения;

- композиция эссе – пишущий ходит кругами вокруг конкретной темы,

словом плетет кружева или паутину повествования;

- сравнительно небольшой объем.

Особенности языка эссе:

- афористичность, иногда парадоксальность речи;

- использование полемически заострённых утверждений;

- эмоциональность речи;

- смешение разнородных пластов лексики;

- использование художественных приёмов;

- стилистические фигуры: анафора, антитеза и другие.

 

Реферат (реферирование) (от лат. referre — «докладывать, сообщать») — доклад на определенную тему, включающий обзор '\соответствующих литературных источников. Основным отличием реферата от конспекта является наличие содержания и мысли самого автора реферата, отражающее его отношение к идеям и выводам реферируемых работ.

Методические рекомендации к написанию реферата. Реферат готовится на основе анализа не менее четырех-шести научных и литературных источников. Во введении к реферату обосновывается выбор темы, дастся анализ актуальности и глубины главной проблемы реферата. В реферате должно быть представлено мнение различных авторов.

Помимо объективного пересказа содержания реферируемых источников, автор может самостоятельно проанализировать рассматриваемую проблему, отметить достоинства и недостатки предложенных в источниках идей и мнений. Такой анализ должен быть аргументирован.

В реферате можно использовать результаты собственных исследований, проведенных автором в школе, в студенческой группе, cpeди родителей.

Схема подготовки реферата:

1. Ознакомление с предложенными темами рефератов, согласование с руководителем и выбор темы.

2. Подбор в библиотеках института и города соответствующей литературы для реферирования. Если студент готовил для выступления на семинарском занятии сообщение или доклад с привлечением результатов собственных исследований, он может воспользоваться
ими для написания реферата.

3. Пользуясь закладками, отметить наиболее существенные место или сделать выписки.

4. Составить план реферата.

5. Используя рекомендации по тематическому конспектироанию и составленный план, написать реферат, в заключении которого
обязательно выразить свое отношение к излагаемой теме.

6. Прочитать текст и отредактировать его.

7. Проверить правильность оформления реферата (титульный
лист, текст, план, поля, отсутствие сокращений (кроме общепризнанных), список литературы с указанием автора книги, ее названия, издательства, года выпуска, наличие двух чистых страниц в конце реферата для рецензии преподавателя).

После подготовки реферата следует написать текст выступления (если предстоит защита реферата), продумать ответы на возможные вопросы по содержанию реферата.

 

Проект - это индивидуальное или групповое предприятие, тща­тельно спланированное и предназначенное для достижения постав­ленной цели.

Выполнение учебного проекта предполагает целенаправленную творческую поисковую деятельность и, одновременно, формиро­вание личностных качеств, о которых шла речь в шаге третьем. Кроме того, работа над коллективным проектом формирует навык коллективной работы. Исследовательский проект может быть по содержанию монопредметным (выполняться на материале одного конкретного предмета) и межпредметным (интегрировать тема­тику нескольких предметов).

Проект может быть итоговым, когда учащемуся выставляется итоговая отметка за год, или текущим, когда для его выполнения используется часть учебного материала. Работа над проектом пред­полагает прохождение шести основных этапов, каждый из кото­рых требует выполнения определенных видов деятельности.

Их можно классифицировать по-разному, но важно, что работающий над проектом проходит;

этап осмысления – это определение темы, уточнение це­лей, исходного положения, выбор рабочей группы;

этап планирования: анализ проблемы, определение источников информации, постановка задачи и выбор критериев оценки результатов, ролевое распределение в команде;

этап принятия решения: сбор и уточнение информации,
обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности, синтез и анализ идей;

этап выполнения работы: выполнение проекта и оформ­ление рабочих материалов;

этап самоанализа и самооценки результатов, когда все
участники принимают участие в анализе выполнения проекта,
достигнутых результатов (успехов я неудач) и причин этого, анализе достижения поставленной задачи;

защита проекта: подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, кол­лективная защита проекта, оценка.

 

При оценке проектной работы большое внимание будет уде­ляться тому, как проектанты научились анализировать, сравни­вать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, синтезиро­вать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, проводить исследования, поэтому на этапе самоанализа и самооценка следует обращать на это особое внимание.

 

Портфолио – портфель достижений. Он составляется самим студентом и включает в себя оценку и самооценку всех видов дея­тельности за определенный период. Используются разные виды портфолио. Например:

–     рабочий, или портфолио документов. Включает коллекцию
документальных работ, собранных за определенный период обу­чения, которая демонстрирует деятельность в какой-либо учебной сфере. Такой портфолио дает возможность опреде­лить, каких успехов добился студент с того момента, как начался отсчет его деятельности. Степень успешности такого портфолио оценивается не по конечному результату, а по изменениям, кото­рые происходят в учебной деятельности;

портфолио процесса – отражает все фазы и этапы процесса обучения. Показывает учебу по всем предметам. Включает в себя итоговые, рубежные работы, рейтинги по предметам и в целом. В таком портфолио фиксируются все умения и навыки на начало и конец обучения, возможно включение в него дневника самонаблюдения, различных самоотчетов и форм самооценки;

–     показательный портфолио – показывает лучшее из того, что достигнуто за отчетный период. Включает в себя учебные достижения, творческие работы, материалы проектов и исследований, аудио- и видеоматериалы, фотографии, электрон­ные версии работ. Все материалы сопровождаются письменными комментариями.

Технология проектирования кейса:

Целесообразно выделение следующих основных этапов создания кейсов:

1. Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает: определение места кейса в структуре учебной дисциплины; определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки студентов.

2. Определение проблемной ситуации.

3. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.

4. Поиск институциональной системы (фирма, образовательное учреждение, организация, ведомство и т.д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты.

5. Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.

6. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка её соответствия реальности.

7. Выбор жанра кейса.

8. Написание текста кейса.

9. Диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса.

10. Подготовка окончательного варианта кейса.

11. Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий, а также его публикацию с целью распространения в преподавательском сообществе; в том случае, если информация содержит данные по конкретной фирме, необходимо получить разрешение на публикацию.

12. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для студентов и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.

Кейс должен:

- быть написан интересно, простым и доходчивым языком (целесообразно, при необходимости, приводить различные высказывания);

- отличаться «драматизмом» и проблемностью;

- выразительно определять «сердцевину» проблемы;

- показывать как положительные примеры, так и отрицательные;

- соответствовать потребностям выбранного контингента студентов, содержать необходимое и достаточное количество информации.

Определение и квалификация проблемы занимает исключительно важное место в процессе конструирования модели ситуации. Вместе с тем, текст кейса не должен подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.

Требования к формату и структуре кейса:

Сюжетная часть – описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение, при котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных:

- наличие реально существующей ситуации, на основе которой разработан кейс;

- название образовательного учреждения, его особенности;

- имена и должности главных персонажей;

- общее состояние дел в образовательном учреждении, его слабые и сильные стороны;

- управленческая стратегия; организационные отношения; ключевые фигуры в управленческой группе; характер взаимодействия.

Информационная часть – информация, которая позволит правильно понять развитие событий:

- этапы развития образовательного учреждения, важные моменты в истории развития, успехи и неудачи;

- стиль работы образовательного учреждения, стиль управления руководства;

- краткое описание проблемы, желательно привести несколько различных точек зрения (как она видится разными участниками событий);

- определённая хронология развития ситуации с указанием действий или воздействующих факторов, желательно оценить результаты их воздействия;

- предпринятые действия по ликвидации проблемы (если таковые предпринимались), какие результаты они давали;

- какие ресурсы могут быть выделены на решение данной ситуации.

Методическая часть – разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для студентов и записку по преподаванию конкретной ситуации для преподавателя.

Сюжетная и информационная части могут существовать как относительно независимые (информация может быть вынесена в приложение), так и тесно переплетаясь. Но в любом кейсе его назначение и задание должны быть чётко сформулированы.

Как отмечалось выше, кейс может содержать видео-, аудиоматериалы, материалы на электронных носителях или любые другие.

Студентам раздаётся на дискете, CD или в виде твёрдой копии версия текста ситуации, приложения, возможные вопросы, но без преподавательской записки.

В преподавательской записке авторы «кейсов» должны разрабатывать конкретные рекомендации по разбору ситуаций, в которых излагается авторский разбор ситуаций, их ключ, а также рекомендуемая методика проведения занятий. По мнению А.И.Наумова, записка должна дать преподавателю ответ на следующие вопросы:

- для кого и для чего пишется кейс;

- чему должны научиться студенты;

- какие уроки они из этого извлекут.
















Приложение 6. Глоссарий

Аксиология (греч. axio – ценность, logos – учение) – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и структуре ценностного мира.

Аксиологический подход – философский аспект гуманистической педагогики, рассматривающий человека как высшую ценность общества и самоцель общественного развития.

 Воспитание (в социокультурном аспекте) – специально организованный процесс социокультурной идентификации (отождествления) человека через эмоциональное принятие им моральных норм и ограничений, регулирующих его социальное поведение в рамках определенной культуры.

Воспитание (в узком, специально педагогическом смысле) – процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на создание условий для становления личности, развития и саморазвития ее возможностей, способностей и интересов.

Воспитание (в широком смысле) – процесс передачи подрастающему поколению накопленного человечеством опыта.

Воспитанность – комплексное свойство личности, определяющее сформированность её качеств.

Воспитательная работа – педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития.

Воспитательная система образовательного учреждения – сложное, саморегулируемое и самоуправляемое социо-псхолого-педагогическое образование, вбирающее в себя организацию обучения, собственно систему воспитательной работы и взаимодействие со средой.

Воспитательный коллектив – объединение воспитанников, жизнь и деятельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличностные отношения являются коллективистскими.

Гуманизация образования – ориентация образовательной системы и все­го образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.

Гуманитаризация – ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми, знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.

 Деятельность – форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.

Диагностика воспитанности – процесс выявления уровня воспитанности личности, особенностей проявления её качеств.

Диверсификация – широкое многообразие учебных заведений, образова­тельных программ и органов управления.

Дидактика – отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения.

Дидактическая концепция – система взглядов, определяющих понимание явлений и процессов, объединённых фундаментальным замыслом, ведущей идеей.

Дидактические закономерности – устойчивые связи между условиями и результатами обучения.

Дифференциация – ориентация образовательных учреждений на дости­жения учащихся или студентов при учёте, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса.

Забота – особое деятельное отношение к человеку, направленное на оказание помощи, содействие благу и счастью человека и вытекающее из сострадания или обязанности.

Закономерности – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи педагогических явлений и процессов.

Изобретение – конструирование учителем отдельных элементов педагогических систем, средств, методов, что значительно изменяет и повышает их качество.

Индивидуализация – учёт и развитие индивидуальных особенностей уча­щихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Инновационная деятельность – включение преподавателя в деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств в практике обучения и воспитания учащихся, создание в образовательном учреждении определённой инновационной среды.

Инновационный процесс – управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогическим сообществом педагогических новшеств.

Информатизация образования – широкое и массовое использование вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека.

Исследование-разработка – исследование, которое непосредственно обслуживает практику, содержит конкретные указания по воспитанию и обучению, методам и формам организации различных видов деятельности

Карьера – успешное продвижение в профессиональной деятельности.

Компетентностный подход – совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов; это приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности.

Компетентность – уже состоявшееся личностное качество ученика.

Компетенция – некоторое заданное требование к образовательной подготовке.

Контроль – проверка, систематический учёт, а также наблюдение, осуществляемое с целью проверки.

Концепция – система взглядов, определённый способ понимания целей, задач, организации воспитательных программ.

Культура межнациональных отношений – качество и определённая степень этих отношений, проявляющаяся в экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении такта и взаимной уважительности людей разных национальностей, в их общении; недопустимости пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов, толерантность и веротерпимость.

 Личность – индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.

Метод обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач образования.

Методология (знание о способе) – система философских, общетеоретических идей, которыми руководствуются при решении научных и практических задач.

Методология педагогики – концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которое обеспечивает получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.

Методологическая культура учителя – знание методологии педагогики и умение применять это знание в процессе решения педагогических ситуаций.

Методы воспитания – пути и способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого, направленные на достижение цели.

Методы исследования – способы получения достоверного знания, достижения конкретных научных результатов.

Мировоззрение – система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности.

Многовариантность – создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование уча­щихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного ре­шения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления.

Многоуровневость – организация многоэтапного образовательного про­цесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека.

Наказание – способ торможения и коррекции поведения, противоречащего принятым нормам.

Наследственность – способность организма сохранять существенные черты предков, родовые, видовые качества, задатки и т.д.

Непрерывность – процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в со­временном обществе.

Нравственное воспитание – педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, общественно одобряемого поведения.

Образование – процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития её творческих сил и способностей.

Образовательная политика – это политика, которая проводится некоторым субъектом в отношении к сложившейся системе образования и которая направлена либо на соответствующее использование этой системы, либо на её преобразование в определенных целях.

 Образовательная программа – это содержание образования определенного уровня и направления.

Образовательная траектория – возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь, удовлетворяя потребности в образовании, в получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии с учётом сформированности интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки возможностей.

Обучение – процесс взаимодействия педагога и учащихся по формированию знаний, умений и навыков, развитию психических процессов и воспитанию качеств личности.

Открытие – выдвижение новых педагогических идей и их воплощение в конкретной системе учебно-воспитательной работы.

Отметка – количественная характеристика оценки, результат оценочного суждения, выраженный в баллах.

Оценка – характеристика качественного состояния подготовленности учащихся, выражающаяся в оценочных суждениях и заключениях учителя.

Патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность по формированию чувства привязанности к родным местам, уважительного отношения к родному языку, заботы об интересах Родины, отстаиванию свободы и независимости Родины, уважительного отношения к прошлому и традициям, государственным символам, готовности практическими делами укреплять её могущество.

Педагогика (в широком смысле) – область человеческой культуры.

Педагогика (в узком смысле) – наука об образовании человека.

Педагогика сотрудничества – система методов и приёмов воспитания и обучения, основанная на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.

Педагогическая деятельность – последовательность действий, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника.

Педагогическая задача – осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.

Педагогическая инноватика – отрасль педагогики, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющее целью повышение их эффективности.

Педагогическая культура – сущностная характеристика личности педагога, представляющая собой динамическую систему педагогических ценностей, деятельности и профессионального поведения.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структур и функциональных компонентов, подчинённых целям образования, воспитания и обучения.

Педагогическая ситуация – совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе.

Педагогическая технология – система действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.

Педагогические ценности – нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.

Педагогическое взаимодействие – личностный контакт воспитателя с воспитанниками (родителями воспитанников), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.

Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

Педагогическое проектирование – предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Педагогическое творчество – педагогическая деятельность, которая отличается своей новизной и оригинальностью и предполагает сотворение (формирование, воспитание) творческой личности, отличающейся неповторимостью, уникальностью и т.д.

 План работы классного руководителя – документ, указывающий содержательные ориентиры воспитательной деятельности, определяющий её порядок, объём, временные границы.

Портфолио – набор документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты, заключения аттестационных комиссий и т.д.); методический «портфель» – описание используемых методов работы с анализом их эффективности, наиболее удачные методические разработки, примеры творческих работ детей и др.; результаты аттестаций и иных видов оценки работы педагога.

Предмет дидактики – закономерности и принципы обучения, его цели, содержание образования, методы, формы, средства обучения.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога, направленная на организацию учебно-воспитательного процесса, развитие умственных способностей учащихся, их познавательных возможностей и становление личности через создание личностно-ориентированных ситуаций.

Приём воспитания – часть метода, подчинённая ему и входящая в его структуру.

Прикладное исследование – исследование, направленное на решение отдельных теоретических и практических задач, связанных с методами обучения, вопросами школоведения, подготовкой учителей, совершенствованием педагогического процесса

Пример – способ предъявления образца как готовой программы поведения и деятельности.

Принципы воспитания – система основных требований к организации процесса воспитания.

Принципы обучения – исходные положения, на которые опираются при определении: а) содержания образования; б) методов обучения; в) организационных форм.

Профессиональная компетентность учителя – интегральная характеристика, определяющая способность (т.е. умение) решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Профессиональная ориентация (составная часть трудового воспитания) – процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда.

Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и используемый как источник существования.

Профильное обучение – организация в общеобразовательных школах обучения старшей ступени по раздельным учебным планам: гуманитарному, физико-математическому и др., предусматривающим право и возможность старшеклассникам самостоятельно выбирать различные профили обучения с учетом индивидуальных интересов, склонностей и способностей и позволяющих им сосредоточить преимущественное внимание на углубленном изучении блока дисциплин, соответствующих избранному профилю образования.

 Процесс воспитания – процесс целенаправленного взаимодействия педагогов и воспитанников, в результате которого осуществляется становление личности, развитие и саморазвитие индивидуальных способностей, склонностей и интересов.

Процесс обучения – организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей.

Развитие личности – процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, процесс её духовного становления.

Самовоспитание – систематическая и последовательная деятельность человека, направленная на выработку и совершенствование профессионально и личностно значимых качеств и преодоление отрицательных.

Самообразование учителя – личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

Саморазвитие – процесс обогащения деятельных способностей и иных личностных качеств человека в ходе различных видов деятельности; объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Система образования – совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления.

Содержание воспитания – система знаний, убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

Содержание образования – система научных знаний, умений, навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементов социального, познавательного и творческого опыта.

Социализация – процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей, социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором живёт человек.

Социальная педагогика – наука о воспитательном влиянии социальной среды; отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей в организациях, специально для этого созданных.

Социальное воспитание – планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.

Специальность – вид трудовой деятельности в рамках определённой профессии.

Среда – совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности.

Средства воспитания – относительно независимые источники формирования личности.

Средства обучения – источник получения знаний и формирования умений.

Стандартизация – ориентация образовательной системы на реализацию, прежде всего, государственного образовательного стандарта – набора обязатель­ных учебных дисциплин в чётко определённом объёме часов.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или/и субъективной значимостью.

Толерантность – терпимое отношение к представителям иной расы, национальности, вероисповедания, социальной группы.

Традиции – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности и представления.

Требование – эмоционально-волевое воздействие воспитателя на воспитанника; конкретная, реальная задача, побуждающая к росту и развитию учащихся.

Трудовое воспитание – процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств.

Умственное воспитание – педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности (знаний и умений в области умственного труда), познавательных мотивов, умственных сил, мышления.

Усовершенствование – модернизация и адаптация к конкретным условиям известных методов и средств обучения и воспитания.

Учебная программа – документ, характеризующий отдельный учебный предмет.

Учебник – основной источник знаний и организации самостоятельной работы учащихся, важнейшее средство обучения.

Учебный план – документ, содержащий перечень изучаемых в общеобразовательной школе дисциплин, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет по классам в неделю.

Учение – деятельность учащихся по усвоению учебного материала.

Учет результатов учебно-познавательной деятельности учащихся – педагогически обобщённый итог работы учащихся и учителя за определённый промежуток времени.

Учитель – преподаватель, наставник.

Физическое воспитание – процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

Форма воспитательной работы – совокупность организаторских приёмов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы (композиционное построение воспитательного мероприятия).

Форма обучения – способы организации совместной деятельности учителя и учащихся по овладению программным материалом, протекающие в особом режиме с определённым количеством учащихся.

Формы педагогического проектирования – документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и дей­ствие педагогических систем, процессов или ситуаций.

Фундаментализация – усиление взаимосвязи теоретической и практиче­ской подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности.

Фундаментальное исследование – исследование, открывающее устойчивые закономерности в сфере образования и воспитания, на которые опирается дальнейший поиск; а также общетеоретические концепции, методология, история педагогической науки.

Целеполагание – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

Целостный педагогический процесс – совокупность урочных занятий и внеклассной воспитательной работы, проводимой педагогами с ученическим коллективом по единому учебному плану.

Цель воспитания – мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать.

Ценность – любой объект (в т.ч. идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, этноса).

Час классного руководителя – форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Эстетическое воспитание – процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства.

Этикет – совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений (нормы обращения, общие правила дисциплины, правила разрешения конфликтов, правила пользования помещениями и оборудованием и др.).

10. Паспорт рабочей программы дисциплины

 

Разработчик(и) : Яркова Т.А., д.п.н., профессор

                         Черкасова И.И., к.п.н., доцент

                          Палихова Н.А., ст.преподаватель

Программа одобрена на заседании кафедры педагогики и социального образования

 

от «__» ________ 20__ г., протокол № 1

 

Согласовано:

Зав. кафедрой ______________________

 

«___» ________________г.

 

Согласовано:

Специалист по УМР _________________

 

«___» ________________г.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 219.