Задача 2 (личностно социальный уровень)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема: «Иметь» образование или «быть» в образовании

Материал подготовлен на основе книги: Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005.

Проанализируйте текст, который следует ниже, и ответьте на вопросы:

1) Проанализируйте позиции, представленные А.В. Хуторским, относительно роли учащегося (студента) и педагога в образовательном процессе.

2) Сформулируйте собственную точку зрения по данному вопросу.

3) Каким Вы хотите видеть собственное образование?

«Результаты образования определяются той платформой, на которой стоят учитель и ученик. В ее основе лежит понимание того, кто такой человек, что означает его образование, откуда берутся знания.

Традиционно считается, что в школе дают знания, а ученики их получают. И мало кто задумывается, что в основе такого подхода лежит направленность на формирование ученика-потребителя с соответствующей установкой: все должны ему «давать» (учителя, школа, государство), а его задача – только «брать». Иногда говорят, что богатства, которые выработало для него человечество, передаются ученику для его же пользы – чтобы он лучше вписался в общество и действовал затем на его благо, привнося в общечеловеческие закрома свою посильную лепту. Что же касается индивидуальной миссии или предназначения ученика-человека, то они в данной образовательной системе учитываются лишь постольку, поскольку работают на общие цели доминирующего общественного уклада.

По-другому звучит данный принцип в образовании, ориентированном на воспитание личности, умеющей самоопределяться и действовать в различных ситуациях, создавая всякий раз соответствующую продукцию – мнения, идеи, поступки, произведения различных жанров. Создание учеником «плодов» своей деятельности позволяет ему быть не только отражателем бытия, но и его строителем. Личностное предназначение человека проявляется не в том, чтобы «брать» извне готовые знания, а чтобы продуцировать новые знания и опыт.

«Иметь» и «быть» – две противоположные ценностные ориентации, которые лежат в основе двух соответствующих образовательных парадигм – традиционной и личностно-ориентированной.

Первая характеризует направленность обучения на приобретение учащимся некоторой суммы информации, первоначально отчужденной от него, но необходимой ему для получения определенного социального статуса, например, овладение аттестатом зрелости. Цель подобного типа образования – обеспечить вхождение учащегося в социум в качестве адекватного ему члена. В данном случае образование есть трансляция индивиду и последующая интериоризация (формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур социальной деятельности) им культурно исторических ценностей, норм, традиций, передача ему того содержания и форм образования, которые отобраны специальными государственными институтами.

Образовательная ориентация «быть» означает другой тип образования, когда деятельность учащегося основана на реализации его личностного потенциала и приводит к созданию им образовательных продуктов, адекватным познаваемым областям. Такое образование изменяет (образовывает) внутреннюю субстанцию самого обучающегося и способствует появлению его собственного знания.

Образование в стиле «быть» имеет личностный, продуктивный, открывающий характер.

Учащийся выступает субъектом своего образования, имеющим возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, ставить собственные образовательные цели, отбирать содержание и формы обучения».

 

Примерные вопросы к экзамену

Семестр

1. Профессиональные задачи.

2. Сущность, объекты, формы и этапы педагогического проектирования.

3. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности учащихся.

4. Подходы к проектированию целей обучения, воспитания и развития

5. Педагогическая диагностика.

6. Индивидуальные достижения учащихся: основные подходы к понятию, структура.

7. Стандарты измерения качества образования.

8. Контроль и оценивание в учебно-воспитательной работе.

9. Технологии оценки достижений учащихся.

10. Оценка уровня воспитанности и ее критерии.

11. Оценка уровня мотивации учебной деятельности.

12. Оценка уровня нравственности и гражданственности.

13. Педагогическая поддержка.

14. Сотрудничество субъектов педагогического процесса.

15. Современная образовательная среда и ее ресурсы.

16. Сущность, структура и типы взаимодействия.

17. Формы взаимодействия классного руководителя с семьей.

18. Формы взаимодействия классного руководителя с общественными организациями.

19. Формы взаимодействия с коллегами для решения определенной профессиональной задачи.

20. Саморазвитие личности педагога.

21. Стандарты профессионального педагогического образования.

22. Ценности педагогической деятельности, зафиксированные в профессиональных образовательных стандартах.

23. Аттестация профессионализма работников образования: общие и дифференцированные требования к квалифицированным категориям.

24. Формы повышения квалификации учителей.

25. Права и обязанности учителя по решению задач профессионального самообразования.

 

7.3.3. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций):

 

Дисциплины ОП ОК-13 ОК-14 ОПК-2 ОПК-3 ПК-5 ПК-6 ПК-8 ПК-9
История +
Нормативно-правовое обеспечение образование +
Педагогика   + + +   +      
Психология           +      
Методика обучения литературе                  
Учебная практика   +       +      

 

7.3.4. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:

 

Таблица 10. Карта критериев оценивания компетенций

Код компетенции

Критерии в соответствии с уровнем освоения ОП

Виды занятий (лекции, семинар-ские, прак-тические, лабораторные)

Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.)

 

пороговый (удовл.) 61-75 баллов базовый (хор.) 76-90 баллов повышенный (отл.) 91-100 баллов

ОК-13

Знает нормативные правовые документы в своей деятельности Понимает возможности использования нормативных правовых документов в своей деятельности Знает норматив-ные правовые документы в своей деятельно-сти, постоянно отслеживает изме-нения, происхо-дящие в нормативной базе образования практические занятия Собеседование, дискуссии, Умеет исполь-зовать нормати-вные правовые документы в своей деятельности на репродуктивном уровне Умеет исполь-зовать норматив-ные правовые документы в своей деятель-ности на продуктивном уровне Умеет исполь-зовать норматив-ные правовые документы в своей деятельно-сти на творческом уровне практические занятия выступления по темам Владеет навыком использования нормативных правовых документов в своей деятельности на репродуктивном уровне Владеет навыком использования нормативных правовых документов в своей деятельности на продуктивном уровне Владеет навыком использования нормативных правовых документов в своей деятельности на творческом уровне практические занятия выступления по темам

ОК-14

Знает: общие сведения о сущности социальных и культурных различий, исторического наследия и культурных традиций   Знает: основные элементы и классификации социальных и культурных различий, исторического наследия и культурных традиций Знает: полную характеристику социальных и культурных различий, исторического наследия и культурных традиций лекции, практические занятия Опрос, работа на семинаре, эссе, тест Умеет: использовать отдельные компоненты анализа социальных и культурных различий, оценки исторического наследия и культурных традиций Умеет: использовать основные компоненты анализа социальных и культурных различий, оценки исторического наследия и культурных традиций Умеет: использовать в полном объеме возможности анализа социальных и культурных различий, оценки исторического наследия и культурных традиций практические занятия работа на семинаре, эссе, реферат, контрольная работа Владеет: отдельными технологиями и начальными навыками анализа социальных и культурных различий, оценки исторического наследия и культурных традиций Владеет: основными технологиями и базовыми навыками анализа социальных и культурных различий, оценки исторического наследия и культурных традиций Владеет: современными технологиями и устойчивыми навыками анализа социальных и культурных различий, оценки исторического наследия и культурных традиций практические занятия работа на семинаре, эссе, реферат, контрольная работа

ОПК-2

Знает: отдельные группы источников информации, необходимые для решения профессиональных и социальных задач Знает: основные группы источников информации, необходимые для решения профессиональных и социальных задач Знает: все источники информации, необходимые для решения профессиональ-ных и социальных задач лекции, практические занятия Опрос, работа на семинаре, эссе, тест Умеет: извлекать информацию из источников и анализировать на элементарном логическом уровне Умеет: извлекать, анализировать и сравнивать информацию из различных источников Умеет: извлекать, анализировать, сравнивать информацию из различных источников, применять для решения профессиональ-ных и социальных задач практические занятия работа на семинаре, эссе, реферат, контрольная работа Владеет: навыками работы с отдельными группами источников информации Владеет: навыками работы с основными группами источников информации Владеет: навыками работы со всеми группами источников информации практические занятия работа на семинаре, эссе, реферат, контрольная работа

ОПК-3

знает общие требования к публичному выступлению понимает значимость публичного выступления в построения взаимодействия с субъектами образования Знает логику и приемы публичного выступления, особенности восприятия различными категориями слушателей; практические занятия Собеседование, дискуссии, Умеет использовать общие требования к публичному выступлению Умеет использовать стандартные приемы построения выступления Умеет находить оригинальные приемы активизации субъектов взаимодействия при организации выступления практические занятия выступления по темам Владеет общими приемами построения публичного выступления Владеет навыками проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов Владеет способами включения субъектов речевого взаимодействия в совместное обсуждение проблем практические занятия выступления по темам

ПК-5

Знает возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспита-тельного процесса Знает способы развития возможностей образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспита-тельного про-цесса Знает Современные подходы к проектированию продуктивной образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса лекции, практи-ческие занятия собеседование, тесты Умеет использовать возможности образователь-ной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учеб-но-воспитате-льного про-цесса Умеет Отбирать средства для изменения образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспита-тельного про-цесса Умеет отбирать средства и организовывать различных субъектов для проектирования образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса практи-ческие занятия Творческие проекты, ситуационные задания Владеет навыками включения компонентов образователь-ной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учеб-но-воспита-тельного про-цесса Владеет образователь-ной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учеб-но-воспитатель-ного процесса Владеет Навыками самостоятельного проектирования новой образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учеб-но-воспитательного процесса практи-ческие занятия Творческие проекты, си-туационные задания

ПК-6

Знает способы организации сотрудниче- ства обучаю-щихся и воспи-танников Знает способы и условия организации сотрудничества обучаю-щихся и воспи-танников Знает способы, условия их и возможности в организации сотрудничества обучающихся и воспитанников   практи-ческие занятия собеседование, тесты Умеет организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников по известному образцу Умеет определять целесообразность различных способов организации сотрудничества обучаю-щихся и воспи-танников Умеет проектировать способы и условия организации сотрудничества обучающихся и воспитанников практи-ческие занятия Творческие проекты, си-туационные задания Владеет репродуктивными навыками организации сотрудничества обучающихся и воспитанников Владеет самостоятельного отбора способов организации сотрудничества обучаю-щихся и воспитанников в Владеет современными технологиями организации со-трудничества обу-чающихся и вос-питанников, навыками их проектирования в различных условиях практи-ческие занятия Творческие проекты, си-туационные задания ПК-8 Знает культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий Знает культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий шире базового уровня Знает культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий, опыт реализации такого рода программ   практи-ческие занятия собеседование, тесты Умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий на репродуктивном уровне Умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий на продуктивном уровне Умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий на творческом уровне практи-ческие занятия Творческие проекты, си-туационные задания Владеет навыком разработки и реализации культурно-просветительских программ для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий на репродуктивном уровне Владеет навыком разработки и реализации культурно-просветительских программ для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий на продуктивном уровне Владеет навыком разработки и реализации культурно-просветительских программ для различных категорий населения, в том числе с использованием информационных технологий на творческомуровне практи-ческие занятия Творческие проекты, си-туационные задания

ПК-9

Знает предметную область в культурно-просветительской работе Знает способы построения межличностных отношений в группах разного возраста; Знает особенности социального партнерства в системе образования;     Умеет понимать специфику образования широких слоев населения в различные исторические эпохи и при различных экономических формациях Умеет использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе Умеет анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы     Владеет навыками организации культурно-просветительной деятельности на репродуктивном уровне Владеет навыками готовности к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений; Владеет навыками определять значимость педагогических знаний в деятельности педагога в культурно-просветительской деятельности    

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Литература

а) основная литература:

 

1. Загвязинский В.И. Педагогика : учеб. для студ. учрежд. высш. проф. образования / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова ; ред. В. И. Загвязинский. - М.: Академия,2011.

2. История педагогики и образования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /[И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, З.И.Васильева и др.]; под редакцией З.И.Васильевой. – 5-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

3. Педагогика: учеб. для студ. вузов / И. П. Подласый. - 2-е изд., доп. - М.: Юрайт; Высшее образование, 2010. - 574 с.

4. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Педагогика: теория и практика решения профессиональных педагогических задач. Часть 1.: учебное пособие. – Тобольск: ТГСПА им.Д.И.Менделеева, 2011. – 160с.

5. Яркова Т.А., Палихова Н.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. института по направлениям образования (бакалавриат). – Тюмень: ОАО «Тюменский издательский дом», 2010. – 413 с.

 

б) дополнительная литература:

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.,1996.

2.    Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1998.

3. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV - XVIII вв. - М., 1985.

4. Антология педагогической мысли России XVIII в. - М., 1985.

5. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХв. - М., 1990.

6. Антология педагогической мысли России первой половины ХIХв. (до реформ 60-х гг.) – М., 1987.

7. Антология педагогической мысли: В 3-х тт. Т. I: Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. - М., 1988.

8.    Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2000.

6. Варданян М.Р., Палихова Н.А., Черкасова И.И., Яркова Т.А. Практическая педагогика: Учебно-методическое пособие на основе метода case-study. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2009. – 188 с.

9. Джуринский А.Н. История Зарубежной педагогики. – М., 1998.

10.    Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. – Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2003.

11. Жук О.Л., Сиренко С.Н. Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода: Учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений / Под общей редакцией О.Л. Жук. – Мн.:РИВШ, 2007.

12. История образования России. Древнерусская педагогика X-XVII в. /Под ред. Т.К. Ахаян - СПб., 1997.

13. История образования России. Новая педагогика Петровского времени. /Под ред. Т.К. Ахаян - СПб., 1999.

14. История образования./ И.А. Свиридова, В.В. Смирнова и др. – СПб.,1998.

15. История педагогики (А.И. Пискунов, В.М. Кларин, А.Н. Джуринский): В 2-х ч. - М., 1998.

16. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособ. для вузов / Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. - М. : Академия, 2008. - 288 с.

17. Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс ”История образования и педагогической мысли”: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 2002.

18. Латышина Д.И. История педагогики – М., 2002

19. Пряникова Р.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. - М., 1995.

20. Федорова Н.М.История воспитательной практики в С-Петербурге (конец XIX- начало XXв.) /Учебное пособие - СПб.,2005

21. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Педагогика: краткий курс. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им.Д.И.Менделеева, 2005.

22. Ямбург Е.А. Управление развитием адаптивной школы. – М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2004.

 

8.3.Периодические издания

Педагогика

Образование и наука

Высшее образование в России

Наука и школа

Народное образование

Профессиональное образование. Столица.

Директор школы

Учитель

 

8.4. Интернет-ресурсы

1. Хуторской, А. В. Современные педагогические инновации на уроке. [Электрон. ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 5 июля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0705-4.htm.

2. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика - рычаг образования [Электрон. ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm.

3. http://sibrc.tsu.ru/modules.php?m=1 Образовательные ресурсы

4. http://www.oim.ru Международный научный педагогический журнал.

5. http://www.krotov.info/ Библиотека Якова Кротова.

6. http://festival.1september.ru/ Открытый фестиваль педагогических идей.

7. http://www.pedlib.ru/ Педагогическая библиотека.

8. http://azps.ru/ - Психологические тесты

9. http://school.holm.ru/ Школьный мир. Каталог образовательных ресурсов.

10. http://old.tspu.edu.ru/ Общие основы педагогики.

11. http://www.trizminsk.org/ Педагогические проблемы.

12. http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная педагогика.

13. http://portfolio.1september.rи/ Портфолио. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся.

14. http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html Новые педагогические технологии

15. http://www.sciteclibrary.ru/ Сайт для родителей, любящих своих детей.

16. http://www.library.ru/ Виртуальная библиотека.

17. http://pedlib.ru/ Педагогическая библиотека.

18. http://www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.

 

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Компьютерные классы.

2. Ноутбук.

3. Проекционная аппаратура.

4. Наглядные пособия.

5. Фонд литературы, включая периодические издания по педагогике.

 

10.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Состояние современного отечественного образования обусловлено во многом инновационными процессами, имеющими системный, глобальный характер. Реализация педагогической деятельности в вузе невозможна без ориентации преподавателя в качественно новой образовательной среде. Дисциплина «Педагогика» знакомит студентов с современными тенденциями и инновационными технологиями отечественного образования.

Учебная дисциплина «Педагогика» рассматривает на основании правительственной концепции и стратегии модернизации образования парадигмальные изменения в целях, содержании, методах, технологиях обучения и воспитания на основе инновационных подходов. К процессным инновациям относятся новые технологии и новые методы образования.

При разработке методики семинарских занятий важное место занимает вопрос о взаимосвязи между семинаром и лекцией, семинаром и самостоятельной работой студентов, о характере и способах такой взаимосвязи. Семинар не должен повторять лекцию, и, вместе с тем, его руководителю необходимо сохранить связь принципиальных положений лекции с содержанием семинарского занятия.

 Как правило, семинару предшествует лекция по той же теме. Можно предложить и иную последовательность: изучение темы начинать с 15-20 минутной лекции, раскрывающей проблематику темы и методику работы над ней; затем, после самостоятельной работы студентов, проводить семинар; завершать работу над темой лекцией, в которой бы освещались вопросы, слабо усвоенные студентами, и новые проблемы науки. Но надо отметить, что такая форма обедняет содержание лекции, ее значение в учебном процессе, хотя одно из занятий такого рода провести можно, особенно со студентами-заочниками.

 Для эффективности семинара большое значение имеет еще одна сторона ее взаимосвязи с лекцией. Лектор дает план лекции, рекомендует литературу. Методически возможно подчеркнуть связь между лекцией и семинаром: назвать несколько вопросов, представляющих большой теоретический интерес и практическое значение, которые за недостатком времени не представляется возможным осветить и о которых есть возможность подробно поговорить на предстоящем семинаре. При этом важно привлечь внимание студентов к таким вопросам, пробудить их любознательность, обострить желание разобраться в них.

 Важным фактором результативности данного вида занятий, его высокой эффективности является процесс подготовки. Выступления даже самых добросовестных студентов без направляющей роли преподавателя не смогут прозвучать на самом семинаре. Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы семинара. И в этом большая роль принадлежит преподавателю.

 Подготовка к семинару активизирует работу студента с книгой, требует обращения к литературе, учит рассуждать. В процессе подготовки к семинару закрепляются и уточняются уже известные и осваиваются новые категории, «язык» студента становится богаче. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом семинаре.

 Преподаватель может предложить студентам подумать над постановкой таких вопросов по теме семинара, которые вызовут интерес своей неоднозначностью, противоречивостью, разделят участников семинара на оппонирующие группы. А это как раз то, что нужно для дискуссии, для активизации семинара, для поиска студентами истины, которая, как известно, рождается в споре. Само собой разумеется, что и в арсенале преподавателя должны быть заготовлены вопросы для создания проблемных ситуаций, если они не будут созданы выступлениями студентов, самой логикой развития семинара. В процессе подготовки, прорабатывая предложенные вопросы, студент определяет для себя один-два из них (можно, конечно и больше), в которых он чувствует себя наиболее уверенно и в качестве консультанта или оппонента намерен задать тон на семинаре.

 На втором этапе семинара студентами осуществляется весьма объемная работа по углубленному проникновению в суть вынесенной для обсуждения проблемы. В ходе семинара студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотным литературным языком излагать свои мысли, проводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. Это важно для всех, но особенно для студентов, обучающихся по правовым специальностям, рассматривающих человека как «предмет труда».

 На семинаре каждый студент имеет возможность критически оценить свои знания, сравнить со знаниями и умениями их излагать других студентов, сделать выводы о необходимости более углубленной и ответственной работы над обсуждаемыми проблемами. В ходе семинара каждый студент опирается на свои конспекты, сделанные на лекции, собственные выписки из учебников, первоисточников, статей, другой философской литературы, на словарь по данной теме. Семинар стимулирует стремление к совершенствованию конспекта, желание сделать его более информативным, качественным. От семинара к семинару, на всех его этапах и их коррекции студент поднимается на более высокую ступеньку собственной зрелости, своего мнения более эффективно работать над проблемами, непосредственно относящимися к его будущей профессии.

 Семинар – эффективная форма закрепления полученных по обсуждаемой проблеме знаний, видения этой проблемы в целом, осознания ее соотнесенности с другими темами в рамках целостной философской концепции. С точки зрения методики проведения семинар представляет собой комбинированную, интегративную форму учебного занятия. Он предполагает возможность использования рефератов, фрагментов первоисточников, устных и письменных понятийных диктантов, тестов, заданий типа «закончите предложение» и др. Для стимулирования самостоятельного мышления были использованы различные активные методики обучения: проблемные ситуации, задания «закончить предложение», тесты и даже интерактивный опрос.

 

Таблица 9 – Критерии оценки качества усвоения студентами программы по дисциплине

Критерий В рамках формируемых компетенций студент демонстрирует:
пороговый знание и понимание теоретического содержания курса с незначительными пробелами; несформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, низкое качество выполнения учебных заданий (не выполнены, либо оценены числом баллов, близким к минимальному); низкий уровень мотивации учения;
стандартный полное знание и понимание теоретического содержания курса, без пробелов; недостаточную сформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях; достаточное качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий; средний уровень мотивации учения;
эталонный полное знание и понимание теоретического содержания курса, без пробелов; сформированность необходимых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, высокое качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий; высокий уровень мотивации учения.

 

Раздел 1. История педагогической мысли и образования

1. Вводный модуль.

Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Методы исторического анализа педагогических событий и явлений. Понятие мирового историко-педагогического процесса. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах развития. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Происхождение педагогической деятельности. Педагогическая деятельность на ранних этапах развития человечества. Феномен “учительство-ученичество”.

 

2. Образовательные системы Древнего Востока и античного общества.

Взаимообусловленность развития философской культуры и становления образовательных систем в Древнем мире     Особенности обучения и воспитания в школах Ближнего Востока. Философско-педагогические идеи в Древнем Китае. Кастовое воспитание в Индии. Воспитание и обучение в Спарте и Афинах. Педагогический метод Сократа. Социально-педагогические идеи Платона. Аристотель об идеале общего образования. Распространение греческой образованности в эпоху эллинизма. Семейное воспитание и школьное обучение в Риме. Квинтиллиан о готовности учителя учить, а ученика учиться. Сущностные характеристики педагогической деятельности (ее цель, содержание, результат, сфера применения, значение в жизни человека) и ее специфика.

 

3. Светское и религиозное образование и воспитание.

Образование в Европе в первые века Христианства. Изменение взглядов на человека под влиянием христианского учения. Светское и религиозное образование и воспитание. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Философствующее богословие - схоластика. Центры схоластического образования - средневековый университет. Сословные школы. Монастырское образование. Педагогические идеи Ф. Аквинского. И. Златоуст об образовании и воспитании. “Библейская” культура и народное образование Практика обучения религиозных братств – опыт «братских школ». Народное просвещение в идеологии деятелей Реформации. Организация народного образования, всеобщее элементарное образование. Гимназия И. Штурма - первое учебное заведение нового типа. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность в семье.

          

4. Исторические основы поликультурного взаимодействия в образовании.

Взаимообусловленность европейского и арабского образования. Сравнительная характеристика западного и восточного образования и воспитания. Школа, ученичество и идеалы образования средневековой Европы и Византии. Педагогическая мысль и практика школьного и домашнего образования средневекового Ближнего Востока. Арабская культура – «мост», соединивший средневековую Европу с сокровищами античной культуры. Византийское образование. Влияние Византийского образования на древнерусскую культуру и образованность.

 

5. Становление и развитие гуманистических педагогических идей.

Истоки гуманистических идей педагогики. Философия гуманизма в образовании. Гуманизм и реакция в теории и практике воспитания в Эпоху Возрождения и Реформации в Европе. Возникновение и исторический генезис профессии «учитель». Гуманистическая природа педагогической деятельности. Ценностные характеристики педагогической деятельности. Условия, средства осуществления педагогической деятельности учителем новой школы в трудах гуманистов. Теоретическое обоснование идеала нового человека, содержания образования.  Педагогические идеи Ф. Рабле, М. Монтень, Р. Агрикола, Х.Л. Вивес. Гуманистические школы: “Дом радости” Витторино да Фельтре, французские коллежи, “паблик скулз”. Возникновение гуманистических тенденций в отношении детей с проблемами. Основные авторские педагогические системы прошлого. Значение философского учения Ф. Бэкона для развития педагогических теорий нового времени. Я.А. Коменский – автор педагогической системы, основу которой составляет принцип природосообразности, основоположник традиционного обучения. Классно-урочная система обучения – основа педагогической системы Я.А. Коменского. Традиционное обучение в учебных заведениях Европы. Педагогическая система И.Ф. Гербарта, развитие теории урока. Идеи Я.А. Коменского и И.Ф. Гербарта в практике дореволюционной русской гимназии и народной школы. Традиционное обучение в практике советской школы 30-50-х годов.

 

6. Развивающее обучение.

Идеи развивающего обучения в зарубежных педагогических системах. Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци. И.Г. Песталоцци – основоположник развивающего обучения. Развитие идей И.Г. Песталоцци в трудах Ф. Фребеля и лучших учебных заведениях Западной Европы. Принцип самодеятельности и культуросообразности в учении А. Дистервега. Подготовка учителя народной школы. Обогащение идеи развивающего обучения К.Д. Ушинским. Понимание К.Д. Ушинским народности в общественном воспитании и обучения, учебные книги «Родное слово», «Детский Мир». Антропологический подход к воспитанию в русской педагогике. К.Д.Ушинский о подготовке учителя. Развивающее обучение в опыте советской школы. Влияние идей К.Д. Ушинского на развитие теории и практики образования. 20-х годов XX в. Концепции В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина 60-х годов. Возможность использования идей развивающего обучения для детей разного уровня развития.

 

7. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России.

Свободное воспитание – педоцентрическая ориентация в педагогических теориях и практике образования. «Теория естественного и свободного воспитания» в трудах Ж.Ж. Руссо. Цель, содержание, система воспитательных воздействий, обеспечивающих свободное развитие личности ребенка. Свободное воспитание в понимании Л.Н. Толстого. Яснополянская школа. Цель, содержание, методы обучения, организация обучения. Учебные книги. Развитие идеи свободного воспитания в России. Деятельность С.Т. Шацкого – колония «Бодрая жизнь», опытные станции Наркомпроса. Взгляды К.Н. Вентцеля – развитие «внутреннего человека», «Дом свободного ребенка» – создание условий для свободного развития личности. Педагогика «ненасилия». Педагогические идеи Януша Корчака. Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили. Вечное иисторическое в профессии учителя. Гуманитарный характер профессии «учитель».

Коммуникативная деятельность в педагогической профессии. Общение как условие взаимопонимания, взаимодействия, совместной деятельности субъектов обучения и воспитания, достижения поставленных педагогических целей. Средства общения (вербальные, невербальные). Значение коммуникативных способностей и умений в профессиональной и непрофессиональной педагогической деятельности. Стили и виды педагогического общения. Индивидуальный стиль общения.

 

8.Реформаторская педагогика конца XIX - начала XX вв.

Образование как отражение экономического, социокультурного, духовного развития общества. Образование как приобщение к ценностям культуры. Альтернативное образование. Критика традиционной школы представителями реформаторской педагогики. Основные реформы образовательной политики XX века. Метод М. Монтессори. Педагогика С. Френе. Йена-план школа П. Петерсена. Дальтон-план школа. Сельские общины, школы–лаборатории. Вальдорфская педагогика. Идея свободного развития Р. Штайнера. Современные «свободные» школы. Влияние идей Р. Штайнера на развитие гуманного отношения к «проблемному» ребенку.

 

9. Элитарное и специальное образование.

Элитарность образования и воспитания в эпоху Просвещения.Идеи Д. Локка. Основа элитарного образования – воспитание характера. Элитарное образование в Европейских странах, в дореволюционной России. Обучение одаренных детей – одно из направлений в элитарном образовании. Элитарное образование в развитых странах мира. Дифференцированный подход в обучении.

 

10. Трудовое образование и трудовая школа.

Идея о необходимости трудового воспитания в трудах философов Эпохи Возрождения. Трудовое образование в системе «элементарного образования» И.Г. Песталоцци. Педагогика рабочего класса – «фабричная система» Р. Оуэна, модель политехнического образования. Преобразование народных школ в трудовые школы. Трудовая школа Г. Кершенштейнера. «Школа действия» – А. Лая. Прагматическая школа Д. Дьюи. Трудовое образование в теории и практике советской школы. Принцип политехнизма и пути его воплощения в советской школе. Современные поиски новых подходов в решении задач трудового образования.

 

11. Национальная школа.

Общечеловеческое воспитание. Общечеловеческое воспитание – ведущая идея Н.И.Пирогова. Общечеловеческое и национальное в образовании. Идея национальной школы в различных зарубежных педагогических учениях. Процесс интеграции национальных систем образования. Становление русской национальной школы и педагогики. Основные этапы развития русской педагогики. И.И. Демков, П.Ф. Каптерев о тенденциях и основных направлениях развития русского образования. Церковно-религиозная педагогика – педагогика «душевного строения», государственная педагогика – реформы образования и развитие государственной школы XVIII–XIX г., общественная педагогика – общественно-педагогические течения и движения, XIX–XX веков.

 

12. Педагогическая профессия.

Современная система отечественного образования: стратегия развития. Расширение педагогических профессий и специальностей в современном обществе (предпосылки, причины, значение для социокультурного развития общества). Понятие профессиональной компетентности в деятельности учителя (сущность, структура, содержание, развитие компетентности). Перспективы развития педагогических профессий в новых социально-экономических и информационных условиях. Источники педагогических идей. Педагогические учебные заведения.

 

13. Профессиональное становление педагога.

Профессиональное становление педагога.     Личностное и профессиональное становление. Факторы профессионального становления. Соотношение общей и педагогической культуры. Основные компоненты педагогической культуры. Педагогическая культура личности как условие успешности в педагогической профессии. Профессионально-значимые качества личности педагога, пути их развития и совершенствования. Этапы становления профессиональной деятельности педагога. Образовательно-профессиональный путь студента педвуза. Противоречия и кризисы профессионального становления. Внешние и внутренние условия саморазвития. Источники и пути самообразования педагога. Понятие личностной профессиональной перспективы. Планирование профессионального роста. Способы достижения профессиональных целей. Этика и эстетика, мастерство и техника, творчество в профессии педагога. Карьера педагога. Взаимосвязь профессионального и личностного становления как условие самореализации человека

Раздел 2. Педагогика школы

1.Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке.

Становление и развитие педагогики как науки, периоды ее развития. Основные свойства педагогической науки: социальность, гуманитарность, открытость. Особенности и тенденции развития современной педагогической науки. Объект и предмет педагогики в современном понимании. Структура педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими областями знания. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики, его обновление как отражение процессов развития педагогической науки и практики.

 

2.Методология педагогической науки и педагогической деятельности.

Понятие методологии, уровни методологии, характеристика методологических подходов, реализуемых в педагогике. Методы педагогических исследований. Логика и структура педагогического исследования. Методологическая культура педагога. Научно-исследовательская деятельность как один из основных видов деятельности современного учителя. Организация исследования в школе.

3.Педагогический процесс.

Определение и основные характеристики педагогического процесса. Понятие педагогического процесса, его свойства и структура. Закономерности и принципы построения педагогического процесса. Основные закономерности и движущие силы педагогического процесса. Базовые теории педагогического процесса (прагматизм, фрейдизм, экзистенциализм, неотомизм, неопозитивизм, бихевиоризм и др.).

4.Проектирование педагогического процесса.

Понятие проектирования. Структура и формы проектирования. Этапы проектирования педагогического процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов. Процессы обучения, воспитания и развития в педагогическом процессе. Проектирование в деятельности учителя. Обучение проектированию обучающихся.

5.Субъекты педагогического процесса.

Понятие субъекта педагогического процесса. Сущность понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальности». Эволюция отношения к ребёнку в истории культуры и общества. Современное понимание детства. Понятие педагогической диагностики в логике педагогического процесса. Факторы педагогического процесса: наследственность, среда, специально организованное педагогическое взаимодействие. Специфика педагогического процесса в рамках различных возрастных этапов развития ребенка. Гендерные особенности организации педагогического процесса.

 

6.Субъектные характеристики педагога.

Педагог как субъект образовательной деятельности. Основные компоненты субъектности педагога. Педагогическая парадигма как основа профессиональной деятельности педагога. Профессиональная компетентность учителя. Профессиональное становление педагога. Карьера педагога.

7.Основные функции родителей в развитии и воспитании ребёнка.

Особенности развития современной семьи в России. Кризис семьи. Функции семьи в воспитании ребенка. Стили родительского поведения как субъектов развития и воспитания ребёнка. Направления и формы взаимодействия семьи и школы.

8.Особенности дидактики как науки, её предмет и задачи.

Основные категории дидактики. Сущность процесса обучения, его закономерности, движущие силы, принципы. Особенности процесса обучения в условиях современности. Компетентностный подход при проектировании и реализации процесса обучения.

 

9.Цели и содержание образования.

Различные подходы к конструированию целей и содержания образования, современные концепции целей и содержания образования. Развивающий характер и возрастная адекватность содержания образования. Современные документы, регламентирующие цели и содержания общего среднего образования. Характеристика целей образования на различных ступенях общего среднего образования. Сущность понятий «учебный план», «учебный предмет», «учебная программа». Федеральный государственный образовательный стандарт и базисный учебный план. Сущность понятия «образовательная программа». Многообразие образовательных программ. Вариативность индивидуально-личностных маршрутов обучающихся.

10.Методы, формы и технологии обучения.

Характеристика методов, приемов и средств обучения. Понятие активных и интенсивных методов обучения. Современная информационная среда школы. Формы обучения. Кризис классно-урочной формы обучения. Педагогические технологии обучения: сущность понятия «педагогическая технология» признаки педагогической технологии, характеристика современных педагогических технологий обучения. Интерактивные технологии обучения.

 

11.Контроль, оценка и учет в обучении.

Контроль: виды, функции, методы, формы. Современные подходы к оцениванию учебных достижений: понятие, технологии оценивания учебных достижений учащихся. Учет результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Портфолио как форма текущего контроля достижений учащихся. ЕГЭ как форма итогового контроля.

12.Воспитание как социокультурное явление и педагогический процесс.

Понятие воспитания как социокультурного явления и педагогического процесса. Проблемы современного воспитания. Кризис воспитания. Структура процесса воспитания, его психологические основы, закономерности, принципы и движущие силы. Теории воспитания. Педагогическая поддержка и сопровождение ребенка в процессе воспитания.

 

13.Цели и содержание воспитания.

Современные гуманитарные подходы к воспитанию. Эволюция целей воспитания. Характеристика современных целей и ценностей воспитания. Самоопределение личности в процессе воспитания и построение жизненного плана. Целеполагание в воспитательной деятельности. Современные подходы к пониманию содержания воспитания. Приоритет патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания в воспитательной деятельности педагога. Формирование культуры межнациональных отношений в условиях многонационального социума.

14.Проблема коллектива в педагогике.

Развитие идей о детских коллективах. Структура коллектива, этапы и закономерности развития. Взаимосвязь личности и коллектива. Интегративные характеристики коллектива: психологический климат, ценности коллектива, социальные нормы, традиции. Сообщества детей и взрослых. Взаимосвязь понятий о приемах, методах и технологиях воспитания. Результаты процесса воспитания, их оценка. Развитие идеи самоуправления в детском коллективе как современная тенденция воспитания.

15.Образование как условие развития цивилизации, культуры и общества.

Сущность образования. Образование как фактор становления человека в различные периоды жизни. Современная образовательная парадигма, ее сущностные характеристики. Реформирование образования в современном мире: глобальные, национальные и региональные направления и тенденции. Инновационное движение как тенденция современной образовательной политики.

 

16.Образование как система.

Современная российская система образования. Образование через всю жизнь как ведущая характеристика современной системы образования. Система дополнительного образования, ее функции и характер. Формы дополнительного образования для детей и подростков в условиях реализации ФГОС и Федерального Закона «Об образовании в РФ».

 

17. Управление развитием образовательных систем.

Понятие управления. Традиционные теории и модели управления. Новые подходы к организации управления образованием. Расширение группы субъектов управления. Общественно-государственный характер управления. Общественная и гуманитарная экспертизы в управлении образованием. Педагогический мониторинг в управлении образованием.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 607.