Вы работаете репетитором и занимаетесь с двумя учениками 5 и 8 классов. У обоих существуют проблемы в знаниях по теме «Проценты». С учетом каких психологических возрастных особенностей вы будете подбирать материал для этих учеников? Является ли целесообразным и эффективным их совместное обучение по данной теме?
Задача 3 (профессиональный уровень)
С помощью таблицы 1 проанализируйте возможные педагогические ситуации и воспитательные последствия в семье. [Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 58-59].
Таблица 1
Воспитание ребенка в семье
Позиция ребенка | Отношение родителей к ребенку | Последствия в развитии личности |
1 | 2 | 3 |
Педагогически оправданная позиция | Заботливость, любовь в сочетании с требовательностью, дружба, доверие, поощрение самостоятельности | Нормальное развитие личности, адекватная самооценка |
«Заласканное детство» | Слепое обожание, мелочная опека, потакание всем желаниям, ребенок – «кумир семьи», неоправданная идеализация его родителями | Замедление социализации, несамостоятельность, инфантильность, эгоизм, своеволие, упрямство, капризность, ложь, завышенная самооценка |
«Равнодушное детство» | Отчужденность, пренебрежение интересами ребенка, равнодушие, попустительство, бесконтрольность | Обостренное самолюбие, замедление эмоционального развития, агрессивность, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование, уход в собственный мир (секс, наркотики и др.) |
«Задавленное детство» | Запреты как система воспитания, чрезмерная требовательность, жесткость в обращении, нотации, чрезмерная опека, излишняя строгость, грубые проявления родительской власти | Проблемы в социализации, подавленные желания, неуверенность в себе, страх, коварство, мстительность, обидчивость, озлобленность, попадание под влияние более «сильных», заниженная самооценка, приспособленчество, угодничество |
«Загубленное детство» | Аморальный пример родителей, полная бесконтрольность, безнадзорность, ребенок – объект постоянных ссор, каждый стремится привлечь его на свою сторону | Признание силы кулака, формирование отрицательного идеала, оправдание собственных недостатков, лицемерие, злость, агрессивность, скепсис, неверие в будущее, недисциплинированность, приспособленчество, неверие к взрослым, разочарование, стремление отгородиться от других, уход в себя, в собственный мир (наркотики, секс и др.) |
Ответьте на вопросы:
1) Какой педагогический опыт своих родителей Вы будете использовать в семейном воспитании собственных детей? А какой – не будете? (см. таблицу 1).
2) Преодолимы ли негативные последствия семейного воспитания ребенка во взрослой жизни? Какова роль школы, образования, производственного коллектива в перевоспитании личности? Каковы роль и сущность самовоспитания в личностном совершенствовании?
3) Опираясь на психолого-педагогические знания и опыт обоснуйте педагогически оправданную позицию родителей.
Задача 4 (личностно социальный уровень)
Вы решили организовать службу помощи родителям для детей от 18 месяцев до 18 лет. В своих рекламных объявлениях Вы выражаете намерение развивать у детей интеллектуальные способности. Приведите примеры видов деятельности, способствующих эффективному умственному развитию с учетом возрастных особенностей детей:
1,5– 3 года;
3–6 лет;
6–11 лет;
11–15 лет;
15–18 лет
Каковы основные виды деятельности, обеспечивающие интеллектуальное развитие и самореализацию студенческой молодежи?
Ответ обоснуйте.
Раздел 4 «Обучение»
Дата: 2018-12-21, просмотров: 443.