Проблема: Гуманитаризация содержания образования
Подготовьте для выбранных Вами тем уроков рассказы, связанные с историей Вашего предмета (например, об эволюции математической символики, о происхождении математических терминов, фактах из жизни великих математиков, истории открытий законов и т.д.).
Задача 6 (личностно социальный уровень)
Проблема: Формирование информационной компетентности средствами содержания образования
Ознакомьтесь с позициями некоторых исследователей по проблеме формирования информационной компетентности и ответьте на нижеследующие вопросы.
Под компетентностью в современной педагогической науке и практике понимается интегральная характеристика деловых и личностных качеств личности, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей определенной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности. Компетентность демонстрирует готовность личности эффективно употреблять приобретенные знания, умения, навыки в различных (в том числе нестандартных) жизненных, социальных, профессиональных ситуациях. Компетентность подразумевает развитую готовность к самообучению на протяжении всей жизни.
Компетентностный подход считается наиболее адекватным, практикоориентированным способом реализации декларируемого деятельностного принципа в образовании и обучении. Этот подход предполагает выделение по определенным критериям ключевых (универсальных, базовых) компетенций, которые, в основном, разграничиваются по сферам деятельности.
Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, которым он придает особое значение и которые должны быть сформированы в процессе образования. Среди них компетенции, связанные с обществом информации, а именно: формирование компьютерной грамотности, владение информационными технологиями, понимание возможности их применения, осознание сильных и слабых сторон.
Информационная компетентность предполагает овладение школьниками умениями и навыками, которые позволяют им находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией.
Анализ работ О.В. Зиминой, О.В. Кириллова позволяет выявить основополагающие умения, развитие которых способствует формированию информационной компетентности учащегося:
1) осуществление поиска печатных и/или электронных источников, которые содержат требуемую информацию;
2) анализ требуемой информации и отбор источников, действительно содержащих искомую информацию;
3) получение для использования отобранных источников (целиком или частично);
4) первичная обработка и структуризация отобранной информации.
На основе работы А.В. Горячева «Формирование информационной грамотности в образовательной системе “Школа 2100» можно выделить следующие критерии сформированности у школьников информационной компетентности:
• потребность ученика в получении информации, умение формулировать вопросы, определять источники информации и использовать успешные стратегии поиска информации;
• умения отбирать нужную информацию и оценивать ее качество (найдя подходящую информацию, ученик должен уметь различать факты и мнения и отбрасывать ненужную информацию);
• опыт критического мышления для организации, структурирования найденной информацию, ее интеграции с имеющимися знаниями;
• способности рефлексии процесса поиска, обработки и использования информации;
• умения представлять информацию с помощью различных средств, умения сотрудничать при осуществлении поиска, обработки и обмена информацией;
• умение наращивать собственный банк знаний за счет лично значимой информации, необходимой для своей деятельности в самых разных областях;
• умение создавать собственные источники информации;
• умение создавать новые (для данного случая) информационные модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таблиц и т.д.
При этом важно, чтобы ученик работал с информацией эффективно, используя доступный ему по возрасту инструментарий информационных технологий. Важно понимать, что на формирование информационной компетентности оказывает влияние изучение всех школьных предметов, а не только информатики.
Вопросы и задания:
1) Почему проблема формирования у учащихся информационной компетентности актуальна в настоящее время? Насколько актуальна эта проблема для студентов?
2) Какие учебные дисциплины в большей степени влияют на формирование у учащихся и студентов информационной компетентности?
3) Каким образом может быть сформирована информационная компетентность школьников средствами преподаваемого Вами предмета?
4) Проведите самооценку сформированности у Вас информационной компетентности.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 252.