Задача 5 (профессиональный уровень)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема: Гуманитаризация содержания образования

Подготовьте для выбранных Вами тем уроков рассказы, связанные с историей Вашего предмета (например, об эволюции математической символики, о происхождении математических терминов, фактах из жизни великих математиков, истории открытий законов и т.д.).

 

Задача 6 (личностно социальный уровень)

Проблема: Формирование информационной компетентности средствами содержания образования

Ознакомьтесь с позициями некоторых исследователей по проблеме формирования информационной компетентности и ответьте на нижеследующие вопросы.

Под компетентностью в современной педагогической науке и практике понимается интегральная характеристика деловых и личностных качеств личности, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей определенной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности. Компетентность демонстрирует готовность личности эффективно употреблять приобретенные знания, умения, навыки в различных (в том числе нестандартных) жизненных, социальных, профессиональных ситуациях. Компетентность подразумевает развитую готовность к самообучению на протяжении всей жизни.

Компетентностный подход считается наиболее адекватным, практикоориентированным способом реализации декларируемого деятельностного принципа в образовании и обучении. Этот подход предполагает выделение по определенным критериям ключевых (универсальных, базовых) компетенций, которые, в основном, разграничиваются по сферам деятельности.

Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, которым он придает особое значение и которые должны быть сформированы в процессе образования. Среди них компетенции, связанные с обществом информации, а именно: формирование компьютерной грамотности, владение информационными технологиями, понимание возможности их применения, осознание сильных и слабых сторон.

Информационная компетентность предполагает овладение школьниками умениями и навыками, которые позволяют им находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией.

Анализ работ О.В. Зиминой, О.В. Кириллова позволяет выявить основополагающие умения, развитие которых способствует формированию информационной компетентности учащегося:

1) осуществление поиска печатных и/или электронных источников, которые содержат требуемую информацию;

2) анализ требуемой информации и отбор источников, действительно содержащих искомую информацию;

3) получение для использования отобранных источников (целиком или частично);

4) первичная обработка и структуризация отобранной информации.

На основе работы А.В. Горячева «Формирование информационной грамотности в образовательной системе “Школа 2100» можно выделить следующие критерии сформированности у школьников информационной компетентности:

•      потребность ученика в получении информации, умение формулировать вопросы, определять источники информации и использовать успешные стратегии поиска информации;

•     умения отбирать нужную информацию и оценивать ее качество (найдя подходящую информацию, ученик должен уметь различать факты и мнения и отбрасывать ненужную информацию);

•     опыт критического мышления для организации, структурирования найденной информацию, ее интеграции с имеющимися знаниями;

•     способности рефлексии процесса поиска, обработки и использования информации;

•     умения представлять информацию с помощью различных средств, умения сотрудничать при осуществлении поиска, обработки и обмена информацией;

•     умение наращивать собственный банк знаний за счет лично значимой информации, необходимой для своей деятельности в самых разных областях;

•     умение создавать собственные источники информации;

•     умение создавать новые (для данного случая) информационные модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таблиц и т.д.

При этом важно, чтобы ученик работал с информацией эффективно, используя доступный ему по возрасту инструментарий информационных технологий. Важно понимать, что на формирование информационной компетентности оказывает влияние изучение всех школьных предметов, а не только информатики.

Вопросы и задания:

1) Почему проблема формирования у учащихся информационной компетентности актуальна в настоящее время? Насколько актуальна эта проблема для студентов?

2) Какие учебные дисциплины в большей степени влияют на формирование у учащихся и студентов информационной компетентности?

3) Каким образом может быть сформирована информационная компетентность школьников средствами преподаваемого Вами предмета?

4) Проведите самооценку сформированности у Вас информационной компетентности.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 252.