собеседование, тестирование, контрольная работа
7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов
7.2.3. Оценивание самостоятельной работы студентов
Таблица 8
№ | Наименование раздела (темы) дисциплины | Формы оцениваемой работы | Максимальное количество баллов | Модуль (аттестация) |
Семестр
1
История педагогической мысли и образования
Семестр
2
Педагогика школы
4 семестр
3
Педагогика школы
Семестр
4
Профессиональные педагогические задачи
7.2.4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости
1. тест;
2. выступление на семинарском занятии;
3. защита проекта;
выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий
7.3 Оценочные средства промежуточной аттестации
7.3.1. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.
Процедура оценивания производится в форме устного ответа на вопросы по дисциплине. Семестровый курс предлагается оценивать по шкале в 100 баллов. Для экзамена предлагается следующая шкала, обеспечивающая сопоставимость с международной системой оценок:
Таблица 9
Вид аттестации |
Допуск к аттестации |
Зачёт | Экзамен (соответствие рейтинговых баллов и академических оценок) | ||
Удовл. | Хорошо | Отлично | |||
промежуточная | 40 баллов | 61 балл | 61-72 баллов | 73-86 баллов | 87-100 баллов |
7.3.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций.
Примерные вопросы к экзамену
Семестр
1. История образования и педагогической мысли как область научного знания.
2. Древневосточная цивилизация – прародина образования (Египет, Индия, Китай). Смысл конфуцианства.
3. Охарактеризуйте особенности спартанской и афинской систем воспитания.
4. Охарактеризуйте систему школ в период средневековья (раннего и развитого).
5. Охарактеризуйте особенности рыцарской системы воспитания.
6. Охарактеризуйте основные педагогические идеи эпохи Возрождения (Э. Роттердамский, В. де Фельтре, М. Монтень и др.).
7. Охарактеризуйте возрастную периодизацию и систему школ, предложенную Я.А. Коменским.
8. Охарактеризуйте классно-урочную систему и типы школ, предложенные Я.А. Коменским.
9. Проанализируйте попытки реформирования классно-урочной системы в XVIII-XX веках (Белл-Ланкастерская система, Дальтон-план, Говард-план и др.).
10. Охарактеризуйте теорию свободного (естественного) воспитания Ж.-Ж. Руссо.
11. Охарактеризуйте особенности педагогической концепции Д. Локка.
12. Докажите, что в основе теории элементарного образования И.Г. Песталоцци лежит идея развивающих целей и задач воспитания.
13. Охарактеризуйте основные принципы педагогики А. Дистервега.
14. Педагогические идеи И.Ф. Гербарта (воспитывающее образование, теория многостороннего интереса).
15. Охарактеризуйте особенности социально-педагогических идей Р. Оуэна.
16. Педагогика действий В.А. Лая как направление экспериментальной педагогики.
17. Прагматическая педагогика Дж. Дьюи.
18. Педагогика «гражданского воспитания» и «трудовой школы» как направление реформаторской педагогики на западе.
19. Послевоенные реформы образования в странах Западной Европы и США.
20. Антропософия Р. Штейнера, ее отражение в вальдорфской педагогике.
21. Актуальность идей Монтессори-педагогики в современной образовательной ситуации.
22. Основные идеи педагогической концепции Я. Корчака.
23. Актуальность идей С. Френе в современной образовательной ситуации.
24. Воспитание у восточных славян в VI – VII веках.
25. Концепция воспитания человека в Древней Руси. Особенности развития воспитания и просвещения на Руси до XVII века.
26. Братские школы на Украине и в Белоруссии. Коллегиум как высшее учебное заведение, созданное на основе братских школ.
27. Охарактеризуйте педагогические идеи, отраженные в литературных памятниках Древней Руси («Домострой», «Поучение Владимира Мономаха» и др.).
28. Просветительские реформы Петра I, их значение для развития просвещения в России.
29. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова и открытие Московского университета.
30. Педагогическая деятельность И.И. Бецкого. Проект «выращивания новой породы людей».
31. Преобразования в области просвещения в России в первой половине XIX века.
32. Новые уставы учебных заведений в 60 - 70-е годы XIX века.
33. Педагогические взгляды и деятельность К. Ушинского.
34. Развитие общественно-педагогического движения в России во II-ой половине XIX века, его основные направления.
35. Представители профессиональной педагогической мысли в России 60-90-х годов XIX века (Н.А. Корф, Н.Ф. Бунаков, И.Н. Ульянов и др.).
36. Охарактеризуйте педагогические взгляды и деятельность Л.Н. Толстого.
37. Н.И. Пирогов о связи общего и профессионального образования.
38. Вопросы семейного воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX века (П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт и др.).
39. В.Н. Сорока-Росинский о создании русской национальной школы.
40. Первые декреты советского правительства по народному образованию. Преобразование системы просвещения в 1917-31 гг.
41. Реформы 1931-1936 гг., 50-60-х гг. в России. Перестройка содержания, организации и методов учебно-воспитательной работы.
42. Средовая педагогика С. Т. Шацкого. Основные направления исследований Опытной станции Наркомпроса.
43. Педология и ее влияние на развитие отечественной педагогики.
44. А.С. Макаренко. Теория воспитания личности в коллективе.
45. Педагогические идеи и деятельность В.А. Сухомлинского.
46. Коммунарская педагогика И.П. Иванова.
47. «Педагогика сотрудничества». Характеристика этого инновационного направления в педагогике и его представители.
48. Реформа 1984 г. Истоки и итоги ее реализации.
49. Российская школа в новой социально-экономической ситуации в 90-е годы ХХ века.
50. Гуманистические идеи К. Роджерса и А. Маслоу в зарубежной педагогике ХХ века.
51. Проблема единого образовательного и научно-педагогического пространства в мире. Принятие Болонской декларации.
52. Представители русского зарубежья о воспитании и обучении.
Тестовая контрольная работа
Семестр
1.Кто является автором произведения «Книга матерей»?
а) Ф.Фребель; б) Я.А.Коменский; в) И.Г.Песталоцци.
2.Назовите автора труда «Мысли о воспитании»:
а) Н.И.Пирогов; б) Дж. Локк; в) М. Монтессори.
3.Кто из названных педагогов впервые на практике соединил обучение с производительным трудом?
а) Ж.-Ж.Руссо; б) И.Г.Песталоцци; в) Я.А.Коменский;
4.Дополните:
Основным методом, вытекающим из теории естественных последствий, по мнению Ж.-Ж.Руссо, является.....
5.Продолжте слова Л.Н.Толстого: Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно, чтобы то, чему учат ученика, было...
6.Для западной педагогики первой половины ХХ в. характерна теория обучения:
а) личностно-центрическая; б) педоцентрическая;
в) детоцентрическая; г) ни одна из перечисленных.
7. Специфически экспериментальный характер теории обучения придал:
а) В.А.Лай; б) Дж. Дьюи; в) П.Ф.Каптерев; г) А.Дистетвег.
8. С чьим именем связано создание в России воспитательных домов?
а) Петр Первый; б) М.В.Ломоносов; в) И.И.Бецкой; г) Н.И.Новиков.
9.Дополните:
В научный оборот термин «воспитывающее обучение» ввел ...
10.В каком году в Росси была впервые создана государственная система преемственных школ?
а) 1764; б) 1804; в) 1917; г) 1789.
11.По мнению Ж.-Ж.Руссо на воспитание человека влияют следующие факторы.....
12.Соотнесите названия произведений с именами педагогов:
А. Шаталов В.Ф.; 1. «Эмиль, или О воспитании»
Б. А.Дистетвег; 2. «Мысли о воспитании»
В. Ж.-Ж.Руссо; 3. «Великая дидактика»
Г. И.Ф.Гербарт; 4. «Школа и общество»
Д. Дж. Дьюи; 5. «Школа действия»
Е. В.А.Лай; 6. «Руководство к образованию немецких учителей»
7. «Куда как исчезла тройка»
8. «Общая дидактика, выведенная из цели воспитания»
13. Дополните:
Первоэлементом нравственного воспитания в педагогической системе И.Г.Песталоцци является ...
14. Дополните:
Тривиум - (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум - (арифметика, геометрия, астрономия, музыка)– это ....
15. Кто из педагогов разработал приведенную ниже возрастную «периодизацию»:
- от рождения до 2 лет – младенчество;
- от 2 лет до 12 лет – «сон разума», период моторно-сенсорного развития;
- от 12 – до 15 лет – «мирный возраст разумения», период умственного и трудового воспитания;
- от 15 -25 лет – «период бурь и страстей», период нравственного развития.
16. В 20 годы ХХ века активно предпринимались попытки внедрения:
а) дальтон-плана; б) системы индивидуализированного обучения; в) батавской системы обучения.
17.Расположите имена педагогов в хронологической последовательности их педагогической деятельности:
oШ.А.АмонашвилиoК.Д.УшинскийoА.С.Макаренко
18.Задачи подготовки специалистов в Росси для отдельных отраслей хозяйства и офицерского состава для армии и флота в XVIIв. стояли перед:
а) Морской академией; б) Навигацкой школы; в) Московским университетом
19.Не являются разработчиками классно-урочной системы:
o К.Д.Ушинский o Ж.-Ж.Руссо; oИ.Ф.Гербарт;
oМ.В.ЛомоносовoЯ.А.Коменский; oА.Дистервег
20.Московский университет был учреждён: o в 1556; o в 1804; o в 1755; o в 1789.
Примерные вопросы к самопроверке
Семестр
1. Педагогика как наука. Объект, предмет и функции педагогики.
2. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики:
3. Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками и ее структура Новые отрасли педагогики.
4. Понятие о методологии науки. Структура методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни.
5. Методологическая культура педагога.
6. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Логика педагогического исследования.
7. Классические и современные методы научно-педагогического исследования.
8. Педагогический процесс как основная категория педагогики. Социокультурные функции педагогического процесса.
9. Структура, сущностные характеристики и принципы построения педагогического процесса.
10. Основные закономерности педагогического процесса.
11. Базовые теории педагогического процесса.
12. Особенности дидактики как науки. Категориально-понятийный аппарат дидактики.
13. Сущность, структура и функции процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения.
14. Анализ классических и современных дидактических концепций.
15. Сущность компетентностного подхода к построению педагогического процесса.
16. Традиционный и компетентностный подходы в обучении.
17. Ключевые компетентности учащихся и условия их развития.
18. Возрастная периодизация школьников, основные противоречия развития.
19. Личность школьника. Факторы развития личности школьника.
20. Своеобразие построения педагогического процесса в подростковом возрасте.
21. Своеобразие построения педагогического процесса в юношеском возрасте.
22. Цели и содержание образования, вариативность и личностная направленность целей и содержания образования.
23. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
24. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
25. Различные подходы к конструированию содержания образования на различных ступенях обучения.
26. Задача как единица построения содержания образования.
27. Предпрофильное и профильное обучение.
28. Сущность образовательных программ общеобразовательной школы, их структура и назначение.
29. Виды (типовая, рабочая, авторская и др.) и характеристики образовательных программ. Способы построения программ.
30. Индивидуальные образовательные маршруты учащихся.
Примерные вопросы к самопроверке 3 семестр
1. Воспитание как социально-педагогический и социокультурный феномен.
2. Сущность воспитательного процесса и его диалектическое развитие.
3. Теории воспитания.
4. Цели и содержание воспитания.
5. Характеристика основных направлений содержания воспитания.
6. Педагогическая характеристика детского коллектива.
7. Проектирование педагогического процесса.
8. Понятие субъекта педагогического процесса.
9. Современное понимание детства.
10. Понятие педагогической диагностики в логике педагогического процесса.
11. Факторы педагогического процесса: наследственность, среда, специально организованное педагогическое взаимодействие.
12. Специфика педагогического процесса в рамках различных возрастных этапов развития ребенка.
13. Гендерные особенности организации педагогического процесса.
14. Субъектные характеристики педагога.
15. Основные компоненты субъектности педагога.
16. Профессиональная компетентность учителя.
17. Основные функции родителей в развитии и воспитании ребёнка.
18. Направления и формы взаимодействия семьи и школы.
19. Характеристика методов, приемов и средств обучения.
20. Формы обучения.
21. Педагогические технологии обучения.
22. Характеристика современных педагогических технологий обучения.
23. Контроль, оценка и учет в обучении.
24. Образование как условие развития цивилизации, культуры и общества.
25. Образование как система.
26. Система дополнительного образования, ее функции и характер.
27. Управление развитием образовательных систем.
28. Педагогический мониторинг в управлении образованием
Контрольная работа
Семестр
Обобщенные задачи, направленные на проверку сформированности компетенций студентов
Дата: 2018-12-21, просмотров: 308.