Любопытно, что познакомились основные действующие лица предыдущей истории – доцент Д. и заведующий кафедрой В. – лет за 15 до нее.
Молодой (тогда) преподаватель Д. искал возможность подработать – найти полставки или хотя бы почасовой приработок. Обратился в соседний вуз к заведующему кафедрой. Им оказался В., который поставил условие:
– С нас требуют продуктивную научную работу, поэтому мы принимаем только тех, кто имеет хороший научный задел.
– У меня есть ряд научных публикаций, я скоро защищаю кандидатскую диссертацию.
– То, что опубликовано, уже реализовано – это не задел. А есть у вас неопубликованные результаты? Принесите, покажите. Может, мы с вами сделаем совместную работу…
Манипуляция была очевидной. Столь щедрого подарка Д. заведующему кафедрой делать не стал. И в тот раз они разминулись.
Трансактный анализ данной манипуляции показывает: проситель осуществил трансакцию Взрослый (получение информации) → Р (управляет). На которую заведующий кафедрой ответил трансакцией Р (требует) → Д (зависимость).
Сравнение этих историй показывает, насколько возросло искусство заведующего кафедрой как манипулятора за годы, разделившие эти две ситуации.
Если манипуляция с приемом на работу выглядела грубой, «топорной», то манипуляция с устранением преподавателя – шедевр манипулятивного воздействия!
Вместо заключения
Рост умения манипулировать у манипулятора, представленный в последней ситуации, явление отнюдь не уникальное: искусство манипулировать с годами практики неимоверно возрастает у каждого манипулятора. Поэтому, заметив у кого-либо склонность к манипулированию, остерегайтесь этого человека каждую минуту! А если это дорогой, близкий вам человек, постарайтесь удержать его от этого скользкого пути. Иначе вы станете его вещью, потому что манипулятор воспринимает окружающих как вещи, которые можно использовать и – выбросить.
Надеюсь, представленные на страницах этой книги многочисленные ситуации с манипуляциями помогут читателям не стать жертвой манипуляторов . Желаю вам в этом успеха!
Литература
1. Берн, Эрик . Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М.: Прогресс, 1988.
2. Берн, Эрик . Трансактный анализ в психотерапии: системная индивидуальная и социальная психотерапия. / Пер. с англ. А. Калмыкова и В. Калиненко. М.: Академический Проект, 2001.
3. Берн, Эрик . Групповая психотерапия. / Пер. с англ. А. Калмыкова, Е. Калмыковой, В. Калиненко. М.: Академический Проект, 2000.
4. Бернс, Роберт . Стихи в переводах С. Маршака. М.: Художественная литература, 1976.
5. Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. Взаимодействие людей в жизни и на сцене. Режиссура как построение зрелища. М.: Мир искусства, 2010.
6. Ершов П. М. Искусство толкования. В 2-х частях. Дубна: Феникс, 1997. Ч. 1: Режиссура как практическая психология. Ч. 2: Режиссура как художественная критика.
7. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 4. М.: Художественная литература, 1983.
8. Моруа, Андрэ. Байрон. Письма незнакомке. Открытое письмо молодому человеку о науке жить. М.: Олимп, 1998.
9. Шейнов В. П. Как управлять другими. Как управлять собой. Минск: Амалфея, 1996 (а).
10. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск: Амалфея, 1996 (б).
11. Шейнов В. П. Манипулирование и защита от манипуляций. СПб: Питер, 2014.
12. Шейнов В. П. Психологическое влияние. 6-е изд. М.: АСТ, 2013.
13. Шейнов В. П. Психология манипулирования. 3-е изд. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2011.
14. Шейнов В. П. Скрытое управление человеком. 27-е изд. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2011.
15. Шейнов В. П. Управление конфликтами: теория и практика. Минск: Харвест, 2010.
16. Шейнов В. П. Женщина + Мужчина: Познать и покорить. Минск: Харвест, 2003.
17. Шейнов В. П. Неотразимый комплимент. Безотказные приемы влияния. СПб: Питер, 2014. Серия «Сам себе психолог».
18. Berne, E. Transactional Analysis in Psychotherapy. N. Y.: Grove Press, 1961.
Напутствие читателю
Самое большое в мире кладбище – это кладбище нереализованных намерений.
Мой более чем 30-летний опыт освоения и продвижения эффективных техник психологического воздействия выявил два фактора, способствующих их быстрому восприятию, укоренению в сознании и успешному применению на практике.
Первый фактор – установка на использование приобретенных знаний как можно раньше, не откладывая по принципу «с понедельника возьмусь». В «понедельник», как обычно, захватывает пресловутая текучка – и человек постепенно забывает о своих намерениях. Так бывает у всех и всегда. Именно об этом – эпиграф.
Второй фактор – сочетание чтения с тренингом. Это самый быстрый и наиболее эффективный способ освоения новой техники.
Когда я встречаюсь с участниками тренингов на последующих их этапах, то обнаруживаю: те, кто сразу по окончании тренинга принялся за использование полученных знаний, на голову выше тех, кто отложил свои намерения «на потом».
Та же ситуация и после ознакомления с новыми техниками по книге. Так что используйте полученные знания немедля! Ответы на возникшие вопросы вы найдете в книге, вновь взяв ее в руки. Поэтому надеюсь, что не прощаюсь с вами.
До новых встреч!
В. П. Шейнов
Дата: 2018-09-13, просмотров: 500.