выражена как становление самосознания ребенка. Он выделяет себя из семейного окружения, противопоставляет себя товарищам. Из наиболее значимых форм поведения, из оценок окружающих складываются его представления о себе как члене сообщества. Появляется ролевое поведение, то есть система действий социально одобряемых, соответствующих ожиданиям окружающих. Ребенок теряет непосредственность реакций, проявляет манерничание (кризис 7 лет). Складывается образ Я и самооценка, которые в известной мере становятся основой саморегуляции поведения в значимых социальных контактах. Подражание становится в известной мере сознательным, ребенок намеренно перенимает определенные действия и реакции. Начинает видеть себя со стороны, что способствует объективной самооценке.
Важным показателем готовности к школе становятся изменения в общении ребенка со взрослыми. Оценки взрослого начинают восприниматься не с позиции «любит - не любит», а в условном смысле: одобряет ли он способ действий ребенка. Это достаточно сложная перестройка отношений, она зависит также от доброжелательности взрослого. Многие дети даже в школьном возрасте обижаются на замечания, считают, что учитель их не любит.
Отношения с товарищами также перестраиваются, приобретают кооперативно-соревновательный характер. Ребенок начинает видеть позицию партнера, удерживает в поле внимания соревновательную задачу и способ ее решения (это особенно заметно в играх с правилами). Появляется мотив быть не хуже других, отвечать раньше и удачнее других, добиваться, чтобы его поделка была на выставке на видном месте и т. д. Состязательность в школе будет мотивом высокой успеваемости.
Личностная зрелость проявляется в механизмах иерархии мотивов, в закреплении ведущего мотива делать правильно, заслужить одобрение взрослых. Если действия ребенка подчинены этому ведущему мотиву, он будет успешно учиться даже при средних способностях. Однако становление такого мотива зависит от обеспечения успеха и признания в учебной деятельности, что, в свою очередь, зависит от методического мастерства и доброжелательности педагогов и родителей.
Ролевая игра подготавливает и развивает у ребенка стремление делать правильно, но уверенность в своих силах и стремление учиться, необходимые школьнику, закладываются в учебной деятельности, даже если она имеет подготовительный характер и оформляется как дидактическая игра. Успех в выполнении именно заданий закрепляет учебную мотивацию.
Практическое задание
1. Определите показатели незрелости физиологических систем ребенка, поступающего в школу. Аргументируйте свое несогласие принять такого ребенка в школу.
2. Назовите показатели для проверки психологической готовности ребенка к обучению по параметрам социального, интеллектуального и личностного развития.
Особенности психического развития
Детей, лишенных семьи
В период социальных кризисов и ломки установившегося общественного уклада чаще всего страдают дети. Растет число брошенных и бездомных детей, сирот, воспитанников детских домов. В России число таких обездоленных приближается к миллиону. В большинстве своем это дети-сироты при живых родителях. По данным обследования, проведенного НИИ физиологии и гигиены детей и подростков РАО, у 68 % таких детей родители лишены родительских прав вследствие алкоголизма, у 8 % - мате- ри-одиночки, у 7 % - отказавшиеся матери, у 7 % - недееспособные, у 4 % - заключенные, 5 % - сироты и 1 % - подкидыши. 90 % этих детей страдают психоневрологическими расстройствами, у 30 % - ночной энурез и общее ослабление организма.
Психическое развитие детей вне семьи нельзя рассматривать в альтернативе норма - патология, оно специфично и подчинено несколько иным закономерностям, чем при воспитании в семье.
Социальная ситуация развития ребенка вне семьи отличается элементами депривации (ограничение, лишение чего-то), причем наблюдаются все виды депривации. Это сенсорная депривация - ограниченность впечатлений, однообразная среда домов ребенка и детских домов (белые стены, белые халаты, одинаковая одежда детей). Моторная депривация - бедность движений в ограниченном пространстве помещений. Информационная депривация - ограничение информации рамками учебной обязательной программы; разговоры окружающих ограничены бытовым содержанием, предложениями поесть, помыть, убрать, пойти и т. п. Социальная депривация - ограничение круга общения, лишение внимания общества, жизнь в своеобразном изоляте, без участия в производственных и социальных процессах (хотя бы по рассказам родителей о своей работе). Материнская депривация - лишение материнской заботы и тепла - самый тяжелый и губительный для детей вид депривации.
Депривация - тяжелое испытание даже для взрослого человека. Исследователь Ричард Бард, проведший 6 месяцев в одиночестве в Антарктиде, считает, что человек не может обойтись без звуков, запахов, голосов, общения с другими людьми, как не может жить без фосфора и кальция. В безмолвии океана, Арктики, космоса людям начинают слышаться смеющиеся и плачущие голоса, рассказывающие разные истории.
Для ребенка обедненная среда особенно губительна. Ограничение движений вызывает глубинную мышечную отсталость. Животные и дети при этом начинают автоматически повторять однообразные движения: покачивание всем телом или головой, покусывание пальцев, постукивание предметом. Материнская депривация в домах ребенка выражается в том, что персонал, выполняя свои обязанности, не проявляет эмоциональной близости, интимных контактов лично с каждым ребенком (вследствие загруженности работой и недооценки своей роли в развитии детей). Смена персонала мешает установлению привязанностей, общение со взрослыми не складывается.
В хрестоматии «Лишенные родительского попечительства» (1991 г.) приводятся убедительные свидетельства того, что без интимно-эмоционального общения у младенцев запаздывает и слабо выражен «комплекс оживления», резко снижается активность в действиях с предметами, они становятся безразличными к окружающему. Американский психолог Р. А. Шпиц пишет об этом: «Они как бы в ошеломлении лежат без движения и звука, глазея в пространство. Приближение любого человека... вызывает явное неудовольствие», как бы протест против затрат энергии, которой у них мало.
Американские врачи С. Прованс и Р. Липтон описывают специфическую картину развития младенцев одного возраста в приюте и в семье. Лучший из приютских воспитанников Тэдди отличался тем, что часто вертел головой, ронял изо рта бутылочку с питанием. При этом громко плакал и визжал, поэтому прислуга общалась с ним чаще. Это был крепкий, привлекательный младенец, он активно действовал со стимульным материалом и охотно шел на контакт со взрослыми. Однако когда он научился спокойно сосать, к нему обращались не чаще, чем к другим детям, и с каждой неделей его активность снижалась. Он не прижимался, когда его брали на руки, раскачивался, сидя в кроватке и на коленях взрослого. В полгода у него было мрачное, неулыбчивое лицо, жалкий взгляд, он не проявлял усилий, чтобы вернуть спрятанную игрушку. Ничего не требовал, не протестовал. Исследователи заключают: «Погас в Тэдди огонь. Если завести ему мать, он немного пойдет, сам он уже не тронется».
Для сравнения описывают общение матери с младенцем Ларри. Мать раздевает малыша, склоняется над ним, трется носом об его живот и грудь, целует, нежно кусает. Он хихикает, тянет ее за волосы, лепечет с явным удовольствием. Ребенок становится инициатором в социальных контактах. Он с легкостью манипулирует двумя предметами, находит игрушку за ширмой, с интересом «ручным способом» изучает мир вещей и людей, различает своих и чужих, у него богатые и разнообразные речевые реакции. «Он полон энергии для жизни», - заключают исследователи.
Во II полугодии различия между детьми становятся еще значительнее. Малоинициативный, тихий, ненавязчивый, безразличный к окружающему, боязливый малыш в доме ребенка разительно отличается от активного, радостного, любознательного, лепечущего, требовательного ребенка в семье.
Исследования показывают, что активность ребенка поддерживается и развивается вниманием и лаской взрослого - матери. В общении с нею ребенок становится все более инициативным, усваивает действия с игрушками, изобретает звуковые реакции, подражает мимике.
Чтобы сгладить эффект депривации, психологи рекомендуют в работе с младенцами брать их на руки хотя бы во время кормления, закреплять за каждым общественного опекуна из сотрудников, обеспечить хоть в малой мере интимный контакт и заинтересованное внимание взрослого. Кто-то должен радоваться первой улыбке ребенка, его первым шагам, первым словам, придавать символический смысл его «изобретениям» и «открытиям». Без этого он будет меньше знать и уметь, будет менее способным учиться.
Дефицит общения и его поверхностный, «безличностный» характер приводят к определенным особенностям умственного развития детей в раннем возрасте. Прежде всего наблюдается отставание в развитии речи. Дети слышат в основном императивную речь, приказания или запреты. Их словарь беден, речевая активность низкая. У них понижается любознательность, мало самостоятельности, задержка в овладении предметными действиями, бедность конкретно-чувственного опыта и в целом - слабое развитие сенсомотор- ного интеллекта.
Соответственно в дошкольном возрасте у них отмечается пассивность во всех видах деятельности, слабое развитие игры и инициативы. У детей слабое внимание, обедненная речь, задержка развития образного мышления. У них долго не складывается внутренний план действий, что в свою очередь затрудняет усвоение учебного материала: усвоение навыков чтения, письма, счета. В первые три года обучения до 50 % детей из детского дома выводятся в специализированные школы.
Обедненное общение и несформированность игры как ведущего вида деятельности оказывают негативное влияние на развитие личности воспитанников. Официальные отношения взрослых с детьми, смена персонала приводят к тому, что у детей не возникает глубоких привязанностей, их эмоции бедны и поверхностны. Постоянный контроль приводит к «моральному иждивенчеству», привычке жить по указке и не проявлять инициативы, ответственности. Особенности официального общения со взрослыми лишают воспитанников так необходимого каждому человеку чувства нужности и ценности для других, спокойной уверенности в себе, и в то же время - переживания ценности других людей, привязанности к людям. Это затрудняет их адаптацию к самостоятельной взрослой жизни.
Основными причинами неблагополучия в развитии воспитанников домов ребенка и детских домов являются:
1) неправильная организация их общения со взрослыми, формальный характер общения, частая сменяемость персонала и переводы детей из группы в группу;
2) бедность предметной среды, ограниченность впечатлений и конкретно-чувственного опыта детей;
3) недостатки программ и методик воспитания, вследствие чего остаются несформированными ведущие виды деятельности - игровая у дошкольников и учебная у школьников.
Чем раньше ребенок оказывается в условиях де- привации, тем тяжелее для него будут ее последствия. Коррекция должна включать прежде всего полноценное личностное общение, сотрудничество и обогащение предметной среды, развитие основных видов деятельности.
В последние годы развернулось движение за создание детских домов семейного типа и детских деревень с такими семьями. Их состав разновозрастный, со старшими и младшими детьми, что уже само по себе разнообразит отношения. Взрослые «родители» постоянные и могут создать заинтересованное, интимное общение и привязанность. Однако такие семейные детские дома зависят от материальной поддержки государства, иначе забота о пище и одежде не позволит реализовать программы развивающего семейного общения.
Нельзя не отметить, однако, что из воспитанников детских домов и интернатов вышли многие замечательные люди. Это - писатель Л. Пантелеев, артист и экс-министр культуры РФ Н. Губенко, композиторы Г. В. Свиридов и А. Н. Пахмутова, ученые-физики лауреат Нобелевской премии Ж. Алферов и наш земляк профессор Кембриджского университета Б. Давлетов, доктор педагогических наук М. Сейтешов, более трех тысяч воспитанников А. С. Макаренко. Но эти люди росли в детских домах не в раннем детстве и не в худших коллективах. Их пример не снимает острой социальной проблемы материнской депривации.
Практическое задание
1. Составьте аннотацию статьи (по выбору): «Лишенные родительского попечительства»[28] или «Психология развития»[29].
2. Что бы наметили вы как первоочередную задачу в работе с ребенком 2-3 лет после его усыновления? Обоснуйте свою программу.
Выводы
Развитие в дошкольный период онтогенеза имеет специфические особенности. В этом возрасте познание мира и усвоение форм поведения происходит в непосредственном общении ребенка со взрослым. Вначале это интимное общение с телесными контактами, «глаза в глаза». Затем совместные действия и игра при эмоциональном одобрении взрослого и, наконец, словесное общение, увеличивающиеся объемы информации в обобщенной словесной форме. Ребенок своей неуемной активностью, любопытством, варьированием действий провоцирует взрослого на поступки, замечания и сообщения. Без такого заинтересованного внимания взрослого активность ребенка резко снижается, что может привести к задержке умственного развития. Это особенно опасно в раннем возрасте, когда еще узок круг общения, и отсутствие материнской заботы и внимания не компенсируется общением с другими людьми.
Опыт раннего детства закрепляется в моторной, эмоциональной, образной памяти, закрепляется прочно и оказывает влияние на всю последующую жизнь.
Специфика общения в дошкольный период, тесный контакт ребенка со взрослым создают оптимальные условия для формирования психических процессов и качеств в русле данной этнической культуры. Во взаимодействии со взрослыми складываются культурные формы высших психических функций: планомерное и расчлененное восприятие, смысловое запоминание, понятийное мышление и основные логические операции, произвольное внимание, реалистическое воображение. Картина мира в сознании ребенка становится категориально упорядоченной на основе речи. Появляются элементы теоретического интереса к изучаемому материалу: к словообразованию, количеству, форме и цвету предметов. Познавательные процессы приобретают произвольный характер. Все это составляет основу дальнейшего школьного обучения.
Однако непреходящей ценностью дошкольного возраста остается опыт эмоционально-образного и действенного познания мира, впечатления детства. Образное мышление и воображение станут опорой интуиции и творчества в школьном и зрелом возрасте. Недоразвитие образной основы сознания приводит к схоластическим абстракциям и формализму знаний.
В дошкольном возрасте ребенок формируется как личность. У него появляется самосознание и элементы самоконтроля, гуманистические и общественные мотивы поведения, избирательное отношение к людям, сочувствие, дружеские привязанности, умение общаться со сверстниками. Ценнейшим новообразованием становится иерархия (соподчинение) мотивов - основа саморегуляции поведения и волевых действий. Это возраст первичной социализации личности на основе опыта взаимоотношений.
Литература по разделу
1. Божович Л. И. Этапы формирования личности. - М. - Воронеж, 1995.
2. Венгер Л. А., Ибатуллина А. А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопр. психологии. - 1989. - № 2.
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. - 1966. - № 6, или Психология развития / Сост. авторский коллектив. Сер. Хрестоматия по психологии. - СПб.: Питер, 2001.
4. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991.
5. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - С. 349-456.
6. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М., 1997.
7. Мухина В. С. Психология дошкольника. - М.: Просвещение, 1975.
8. Новоселова С. Л. Родителям о детских играх и игрушках. - М., 1992.
9. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1994.
10. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1997, 1998. - С. 167-199.
И. Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. - М., 1990.
12. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. - М, 2000. - С. 262-272.
13. Смирнова Е. П. Психология ребенка.- М., 1997.
14. Физиологические и психологические критерии готовности к школе / Под ред. А. В. Запорожца. - М., 1977.
15. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.
____ Раздел V____
Дата: 2018-12-21, просмотров: 398.