Социальная ситуация развития отличается тем, что ребенок отделился от матери биологически, но зависит от взрослых психологически. Зависит от их внимания, одобрения, образцов действий. Его бодрствование продолжатся 2-3-4 часа и максимально насыщено действиями. Любит прогулки, прыжки. Не сидит без движения. Но вместо разрушительных действий взрослые предлагают ему обыгрывание предметов и игрушки. В народной педагогике принято показывать, как скатывается шарик или картофелина с головы, с ладошки, колена, плеча, под платьем по спине, по груди у ребенка, и он подолгу занят предметом. Это новая ведущая форма активности - предметные действия. Вместо смены объекта меняются действия с ним. (Ярко выраженная аккомодация в терминологии Ж. Пиаже).
Затем взрослые покажут соединение предметов: на картошку повяжут тряпочку-бантик («Ах, как красиво»), покрутят ее в пиалочке - «танцует», спрячут за занавеску («ку-ку - вот она!»), повезут на листе бумаги - «поедем», вырежут ей мордочку, прикрепят спичками ручки, уложат спать, покормят, поведут гулять - одушевляют ее, говорят за нее и т. д. Это уже новый прием - изменение функций предмета, основа игровой деятельности.
Общение становится ситуативно-деловым. Ребенку больше нравится игра со взрослым в предметы, чем просто телесный контакт, он слезает с колен взрослого и несет ему игрушки, провоцируя показ новых действий. И сам изобретает действия, ждет поощрения взрослого. Поведение ребенка деловое, даже озабоченное. Переносит, перекладывает... Вот вытащил шнурок из ботинка, свесил с руки, положил на голову, задевает носом, смеется, повесил на плечо, на карандаш, карандаш воткнул в замочную скважину, и шнурок остался висеть на карандаше - ребенок ликует: О-о! Показывает всем, приплясывает. Его привлекает новизна впечатлений, он сам создает эти впечатления своими действиями, сам познает свойства предметов. Но лишите его вашего внимания, одобрения - и активность резко снижается, развитие затормаживается. Тем более если звучат запреты: не бери, не таскай, каждой вещи - свое место и т. п. Приходится капризничать, плакать, добиваться своего криком (негативная зависимость, по Р. Сирсу).
В оптимальных условиях складывается новообразование раннего детства - самостоятельная игровая деятельность, подготавливая переход к дошкольному детству.
Не менее важное значение для формирующейся психики ребенка имеют функциональные орудийные действия, в которых заложен опыт использования предметов по назначению. Этот опыт передает взрослый. Ребенок долго может стучать ложкой по столу, по полу, но научиться есть ложкой может только по примеру взрослого и в результате обучения. При этом складывается не только моторный навык, но и установка на то, что каждый предмет имеет какое-то назначение. Установка помогает перенимать социальный опыт и ориентироваться в предметно-социальной среде.
Когнитивное развитие связано с предметными действиями, они становятся основой запоминания, ассоциаций. Увидев приготовления к обеду, дети отправляются к раковине мыть руки, увидев совочек, несут его к песочнице и т. д. Усваивают через действие навыки - моторная память, запоминают многообразие предметных действий и действий самообслуживания. Они умеют натягивать штанишки, рубашку, шапку, контролировать физиологические отправления. Однако навыки еще очень неустойчивы. Новая обстановка, утомление, заболевание, перевозбуждение могут легко разрушить моторные и гигиенические навыки ребенка. Тормозные процессы еще очень слабы, условное торможение складывается к 3 годам. Так, привыкание к детскому саду сопровождается обилием мокрых штанишек, а при тяжелых заболеваниях ребенок может даже разучиться ходить. Запоминание требует многократных повторений, и эти повторения нравятся малышу (одни и те же сказки, песенки слушают по много раз). Без повторения все это быстро забывается.
Действия способствуют развитию константности восприятия. При переносах, перекладываниях образ предмета меняется, но он воспринимается прежним благодаря действию. Перенос одного действия на разные предметы приводит к обобщению и классификации.
Стул, скамейку, диван и ступеньку ребенок называет [са]диська, - то, на что садятся. Чай, сок, воду - питька, - то, что пьют и т. д.
Мышление малыша называют наглядно действенным, поскольку мыслительные операции включены в действие. Это сенсомоторный интеллект, по Пиаже. Понимание причинно-следственных связей происходит также в общении со взрослым. Ребенку раскрывают причины: «Видишь, испачкалось, - нельзя бросать!», подсказывают решение практических проблем: «поверни коробку, тогда пройдешь» и т. п. Вот мяч закатился под шкаф, и ребенок никак не может достать его рукою. «Чем еще можно достать?» - спрашивает взрослый. И малыш тут же догадывается: «Кочерегом!» - бежит и приносит палку, достает мяч.
Как справедливо подчеркивал И. М. Сеченов, с самых ранних пор ребенку преподносят делом и словом огромные глыбы чужого опыта, снимая с его хрупких плеч необходимость дознавания собственным трудом.
Речь многие психологи считают ведущей линией психического развития в раннем возрасте. Этот возраст - сензитивный период в ее развитии. Со времен В. Штерна различают активную и пассивную формы речи: говорение и понимание. Понимание наблюдается раньше, оно включено в действие, ребенок на слова отвечает действием. «Подай мне ложку», - дает. «Где у нас шапка?» - несет. И кажется, что ребенок все-все понимает. Однако исследование Л. С. Славиной[21] показало, что он понимает в конкретной наглядной ситуации на основе восприятия и представлений памяти. Труднее всего понять речь - рассказ о том, чего сам не видел, здесь требуется опора на воображение, и Л. С. Славина относит появление такой способности к 2,5 годам. А как же книжки читать, песенки, сказки сказывать, - после 2,5 лет? Так можно грубо нарушить, задержать психическое развитие.
В народной манере сказывания сюжет подается через условные изобразительные действия. Взрослый сам показывает действия и ребенка просит: «Покажи, как...» дед бил яичко, как баба била, как мышка бежала, хвостиком махнула, как плачет дед, как плачет баба, как утешает их курочка Ряба. То же - как репку тянут-потянут, как на лошадке скачем по ровной дорожке, по кочкам - бух! Как Мишка косолапый по лесу идет... Ребенок улавливает главное - действие, и такой рассказ понятен уже в полтора года.
Условное действие - начало воображения. Взрослый побуждает ребенка изображать, как Мишка косолапый ходит, как киска мяукает, зайчик прыгает.
Некоторые дети отлично поддерживают диалог с помощью условных изобразительных действий. «Пойдешь в ясли?» - кивает. «А реветь будешь?» - кивает. «Покажи, как будешь реветь», - морщится и хнычет на потеху взрослым.
Возможности условных действий ограничены, и ребенка побуждают к активной речи. Трудности речи - это трудности обобщения словом и трудности произношения звуков, а затем и связывание слов в предложения (семантическая, фонетическая и грамматическая стороны речи). Смысл слова усваивается на основе обобщений в действии. Фонетический барьер преодолеть помогают пальчиковые игры. Сгибание-разгибание пальцев по отдельности совпадает с умением произносить звуки речи, подчеркивает М. М. Кольцова («Ребенок учится говорить», 1977). Такая же примета у кыргызских бабушек: дитя играет пальцами - скоро заговорит. Но главное условие развития речи - активное общение со взрослым, четкая дикция взрослого, богатый впечатлениями «фон» общения, когда есть о чем поговорить. В условиях яслей негативными факторами выступают нежелание ребенка общаться с новыми людьми и общий шум в группе. Снять оба этих препятствия помогает организация предметно-игровой деятельности, которая привлекает даже замкнутого ребенка.
Грамматическими формами языка начинают овладевать тогда, когда пытаются выразить отношения: временные, причинно-следственные, сходство и т. д. Вначале фразы состоят из слов-корней и звукоподражаний: «дя Во др-др-др» - дядя Володя включил мотор. Это автономная речь, особая у каждого ребенка. Постепенно (с поправками взрослых) речь становится более полной и связной, используются многие грамматические значения. Ребенок обобщает грамматические формы и самостоятельно применяет их, зачастую неудачно и смешно: ножом - ложком - лопатом, летчик - воротчик - посудчик... Эти особенности речи детей великолепно показаны К. И. Чуковским в книге «От двух до пяти».
В течение раннего детства ребенок проделывает грандиозную работу по усвоению родного языка. Его словарный запас к 2 годам - 300 слов, к 3 - до 1500.
С развитием речи начинается заучивание стихов - начала словесной памяти.
Развитие речи теснейшим образом связано с процессами созревания коры головного мозга. Назойливые резкие поправки могут вызвать у ребенка заикание и нежелание общаться. У леворуких детей переучивание на праворукость вызывает временную задержку речевого развития.
Усвоение языка меняет для ребенка картину мира. Выделяются категории предметов и явлений, причем такие, которые стали важными в опыте этноса. У северных народов много слов, обозначающих снег, у кыргызов - много обозначений степени родства и т. д.
В условиях разноязычной среды общения в яслях, а иногда и в семье возникает проблема усвоения второго языка в раннем возрасте. Со времен С. Л. Выготского советскими и зарубежными психологами доказано, что малыши могут усваивать параллельно два языка при соблюдении принципа «одно лицо - один язык». Так, в исследовании Р. Имедадзе в семье мама и няня говорили только по-русски, папа и бабушка - только по-грузински. И ребенок стал произносить слова на двух языках, а к 3 годам даже поправлял взрослых, если они допускали ошибки на одном из языков.
Армянские психологи (Э. Александрян) решали проблему двуязычности в условиях яслей. Часть персонала (до обеда) говорила с детьми по-русски, другая часть (после обеда) - только по-армянски. Смены менялись местами, но и в другое время воспитатели говорили только на «своем» языке.
Аналогичную схему двуязычного воспитания внедряют в Кыргызстане западные благотворительные организации: в детском саду одна смена воспитателей говорит по-русски, другая - по-кыргызски. То же - английский и русский и т. д. Главное, чтобы каждый из взрослых поддерживал потребность ребенка в общении - основу речевого развития. В условиях дошкольного учреждения в период адаптации и становления речевых контактов лучше общаться на родном языке ребенка. В семье же можно и целесообразно сразу говорить на двух, по принципу «одно лицо - один язык».
Итак, ранний возраст - период становления познавательных процессов на основе действия. В действиях складывается константность восприятия, сосредоточенность внимания, моторная память и обобщения, умение изображать. Усвоение речи создает категории предметов, упорядочивает картину мира.
Личностное развитие в раннем возрасте. Уже
после рождения дети обнаруживают индивидуальные особенности. Одни подолгу спят, другие - беспокойные - плачут, не засыпают. Одни сосут жадно, активно, другие - не спеша, спокойно. Одни охотно общаются со всеми, другие не хотят идти на контакт, особенно с посторонними. На фоне индивидуальных различий формируются личностные качества, но здесь уже вступает в силу механизм социального наследования. По Л. И. Божо- вич, две базовые потребности направляют личностное развитие: потребность в новых впечатлениях и в самоутверждении, признании. Первая - проявляется в любознательности, стимулирует развитие познавательных процессов и общение со взрослым, источником новых впечатлений. Вторая - стимулирует собственную активность ребенка, выдумки, проказы, изменение окружающего, стремление заслужить поощрение взрослого. Без внимания взрослого ни одна из потребностей не получит должного развития, но с его поддержкой появляется любознательность как личностное качество. Рассказы становятся средством, с помощью которого можно успокоить плачущего, заставить быстрее есть, отвлечь от боли, страха и капризов. Ритм, интонация, сочувствие рассказчика и телесный контакт с ним помогают ребенку овладеть своими эмоциями. Вот он расшиб колено и плачет, взрослый начинает поглаживание - «заговор»: «У собаки заболи, у бегемота заболи, у цыпленка заболи...» - «У цыпленка не надо, он маленький», - останавливает ребенок и уже не плачет, отвлекается. Спокойное поведение - ценная личностная особенность.
Еще большее влияние на личность оказывают действия с предметами. Навыки самообслуживания и гигиенические навыки создают основу волевого поведения. Надеть или снять колготки, маечку, куртку - это действие, требующее усилий и координации движений. Э. Эриксон особо выделяет значение гигиенических навыков. Умение регулировать свои выделения поощряется взрослыми и вызывает чувство радости, даже гордости у ребенка. Он держится с достоинством, самостоятельный человек. Иначе - развивается чувство стыда и вины, попытки скрыть свой «грех», зависимость.
В предметной игре развивается творчество, выдумка, умение использовать предмет в разных функциях. Кольцо становится то шапкой на голове, то сумкой на руке, то окошком, то тазиком для куклы. И всякое «применение» вызывает радость и гордость: «Смотрите, о!», появляется эмоциональная реакция на похвалу и стремление к успеху.
Принимая во внимание то, что в серьезных тестах на креативность взрослым предлагается придумать необычное применение знакомого предмета, можно понять значение детской игры с полифункциональным использованием предметов как основу развития творческих способностей в раннем возрасте. Увлечение игрой помогает спокойно переносить удаление матери. Это показатель нормального развития ребенка до 3 лет (по Э. Эриксону).
Речевое общение со взрослым порождает новые эмоции: жалость, сочувствие, желание поделиться, привязанность к родным и товарищам. Отношение к людям становится избирательным. Вспомните у Чуковского знаменитое изречение ребенка: «Я не тебе плачу! Я плачу бабуле, а ты отойди!».
Итогом личностного развития становится возросшая самостоятельность ребенка в желаниях и поступках, способность противостоять предложениям взрослого, заявить «Я сам!», «Нет!», «Буду!» и т. п. К сожалению, «я сам» не относится к уборке игрушек или самообслуживанию. Чаще всего это желание делать не так, как велят. Даже в игре это заметно. Мальчик «укладывает» зайца и изображает диалог: «Бай-бай надо! - Нет, тпруа надо! - Бай-бай! - Нет, тпруа» - и так много раз. Непослушание показывает развитие собственных намерений, самоорганизации поступков, и в то же время обостряет отношения со взрослыми. Таков кризис 3 лет, переход к дошкольному возрасту.
Взрослому надо быть весьма изобретательным, чтобы держать поведение ребенка в социально-принятой норме. Наиболее перспективными, на наш взгляд, являются приемы, основывающиеся на воображении, народные приемы: «Домой пора с улицы! - Нет!.. - А там, наверное, дедушка пришел, музыку будет играть, а ты будешь танцевать. Покажи, как будешь танцевать, ля-ля-ля? Пойдем домой». - Идет.
Действенными становятся также идеальные образы хорошего мальчика (девочки). Обращение «Ты же хороший мальчик, успокой ручки, не балуйся» помогает ребенку овладеть своим поведением.
Так же эффективны картины возможной похвалы, в форме которой подаются требования взрослого: «Мама придет, скажет: «Заснула моя доченька! Она ручки под щечку положила (ребенок кладет руки под щечку), ножки успокоила (перестает двигать), глазки закрыла (закрывает) и заснула, моя умница!».
Без таких подходов родители усиливают нажим, могут отшлепать, поставить в угол. Именно к 3 годам дети узнают телесные наказания. Но перспектива вырастить забитую личность вряд ли привлекает даже строгих родителей. Самое интересное в том, что дети раннего возраста не помнят, за что их наказали и как надо было сделать. Хотя факт наказания помнят долго и боятся взрослого.
Итак, за три первых года жизни ребенок превратился из живого комочка в самостоятельную личность со своими стремлениями, умениями, манерой поведения, личностными привязанностями и идеальными образами. Такое превращение произошло под влиянием взрослого в форме создания предметной среды, показа и поощрения определенных способов действий, формирования основ воображения и образного плана сознания. Во взаимодействии со взрослым ребенок становится все более умелым и самостоятельным в помыслах и, наконец, демонстративно отделяется - «Я сам!». Вместе с тем на основе действий произошло развитие познавательной сферы. Появилось константное восприятие, словесная память, воображение, основные мыслительные операции. Ребенок отделил предметы от действий, выделил себя из окружающего мира, у него появилось самосознание - основное новообразование раннего возраста.
Практическое задание
1. Назовите 3-5 способов, которыми можно успокоить плачущего ребенка 6 месяцев, 2 лет, 3 лет. Дайте теоретическое обоснование, почему ваш прием должен быть эффективным, то есть какие свойства психики ребенка обеспечат успех.
2. Дайте характеристику сенсомоторного интеллекта.
3. Приведите примеры формирования отдельных познавательных процессов; восприятия, памяти, воображения, речи, мыслительных операций: какие изменения в них производят предметные действия и какие - речь.
4. Назовите обстоятельства, которые вызывают кризис 3 лет. Условия его преодоления.
5. Законспектируйте работы Л. С. Выготского и М. И. Лисиной из приведенного ниже списка.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 259.