Возрастные периоды определяются в соответствии с общей концепцией психического развития в представлении конкретного автора. Это можно было заметить из материалов по истории психологии. У разных авторов возрастные периоды почти совпадают, а трактовки существенно отличаются. Периоды намечены эмпирически по формам организации и воспитания детей: грудной или младенческий, дошкольный, школьный.
Л. С. Выготский предлагает положить в основу периодизации два показателя: динамический и содержательный. Первый характеризует периоды как спокойные, ли- тические, или как бурные, критические. Второй показатель выражает, какие психологические новообразования возникают в данном возрасте. По мысли Л. С. Выготского, каждая функция, каждое свойство личности возникает и достигает пика развития в свои календарные сроки, когда период созревания организма и формы взаимодействия со средой совпадают. Это оптимальный период развития функции. А дальше она затухает и уже не является главной в структуре личности.
Развивая эти идеи, А. Н. Леонтьев предложил де- ятельностный подход к периодизации развития. Базовым стало понятие ведущей деятельности, то есть такой формы взаимодействия со взрослым, какая наибольшим образом обеспечивает развитие ребенка в данном возрасте, в соответствии с процессом созревания его организма. В одном возрасте ведущим является интимно-эмоциональное общение, в другом - игра, в третьем - учение.
Этот подход развивает Д. Б. Эльконин. В работе «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971 г.) он показывает два уровня усвоения социального опыта: опыта взаимоотношений и опыта представлений, способов, знаний.
Соответственно выделяются два типа деятельности:
I - направленная на познание предметов и развитие познавательной сферы и
II - направленная на познание взаимоотношений с людьми и развитие личностной сферы.
По мысли Эльконина, два типа деятельности периодически сменяют друг друга - то один, то другой становится ведущим, определяя характеристику возраста. Противоречия, несоответствие между уровнем развития взаимоотношений с окружающими и уровнем знаний и способов действий приводят к смене направленности деятельности и смене возраста. Так, накопление знаний и умений в младшем школьном возрасте пробуждает чувство взрослости, потребность в изменении отношений с окружающими и переход к подростковому возрасту.
Общая характеристика периодов детства по Д. Б. Эльконину представлена в таблице 2.
Таблица 2
Возрастной период | Ведущая деятельность | Направленность познавательной деятельности | Какая сфера психики преимущественно развивается | Новообразования возраста |
Младенческий (0-1 г.) | Непосредственное эмоциональное общение | Познание отношений | Личностная (потребност- но-мотиваци- онная) | Потребность в общении. Эмоциональные отношения |
Раннее детство (1-3 г.) | Предмет- но-мани- пулятив- ная деятельность | Познание предмета | Познавательная | Речь и наглядно- действенное мышление |
Дошкольный возраст (3-7 лет) | Ролевая игра | Познание отношений | Личностная (потребност- но-мотиваци- онная) | Потребность в общественно-значимой и общественно оцениваемой деятельности |
Младший школьный возраст (7-11 лет) | Учение | Познание начал наук, свойств объектов действительности | Интеллектуально-познавательная | Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия |
Возрастной период | Ведущая деятельность | Направленность познавательной деятельности | Какая сфера психики преимущественно развивается | Новообразования возраста |
Подростковый возраст (il ls лет) | Деятельность общения в процессе учения, труда и досуга | Познание системы отношений в разных ситуациях | Личностная (потребност- но-мотиваци- онная) | Стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни |
Старший школьный возраст (15- 17 лет) | Учебно- профессиональная деятельность | Познание профессии | Познавательная | Мировоззрение, профессиональные интересы |
Проблему периодизации развития нельзя признать до конца решенной. Д. И. Фельдштейн считает главным в возрастной периодизации показать становление ребенка членом общества и выделяет две узловые фазы развития. На первой фазе - от 0 до 10 лет - социализация и становление личности происходит на уровне еще не развитого самосознания. Ребенок овладевает действиями через подражание и усваивает нормы поведения под влиянием оценок взрослого. На второй фазе - от 10 до 17 лет - происходит активное самопостроение личности на основе развития самосознания и в позиции общественно-ответственного субъекта. Однако и Д. Б. Эльконин, и Д. И. Фельдштейн ограничивают периодизацию школьным возрастом, не отражая развития взрослого человека.
Выводы
1. Развитие есть качественные изменения психической деятельности, появление новых форм познания («второе рождение» функций), новых способов саморегуляции поведения и организации личностных качеств.
2. Причиной и источником развития служит усвоение социального опыта, способов познания, деятельности и отношений между людьми.
3. Механизмы социального наследования - инте- риоризация, подражание, самовоспитание.
4. Движущие силы развития - противоречия между желаемым и возможным, между уровнем знаний ребенка и его взаимоотношениями со взрослыми.
5. Разрешение противоречий достигается при условии активности индивида в общении с более опытными людьми при нормальном функционировании мозга.
6. Мозг человека запрограммирован на усвоение социального опыта, в нем заложена биологическая беспомощность и зависимость ребенка от взрослого, вызывающая их взаимодействие и общение. Характер взаимодействия и взаимоотношений индивида с окружающими создает социальную ситуацию развития.
7. Возрастной период определяется особенностями этой ситуации с учетом таких показателей, как биологические возможности ребенка, характер общения, ведущая деятельность и новообразования, возникающие в данном возрасте.
Практическое задание
1. Изобразите психическое развитие в виде схемы или рисунка, отражая его сущность, источник, движущие силы, условия, основные направления, взаимосвязи с созреванием мозга, стадиальность.
2. Проработайте (законспектируйте) названные ниже работы Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина.
3. Дайте определение понятия «социальная ситуация развития».
Литература по разделу
1. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. - Т. 4. Детская психология. - М.: Педагогика, 1984. - С. 244-268.
2. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.- Т. III. - Разд. «К теории развития психики ребенка». - М., 1972.
3. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии, 1971. - № 4. - С. 6-20.
Раздел IV
Дата: 2018-12-21, просмотров: 283.