Диалектико-материалистическое понимание развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общие законы развития определяет философия. Существует два подхода к пониманию этой проблемы. Первый подход характеризует развитие как количест­венное накопление (опыта, знаний, навыков). В этом случае ребенок представлен как маленький взрослый, и механизмы поведения детей одинаковы, как это ут­верждается в психологии бихевиоризма. Второй под­ход - материалистическая диалектика рассматривает развитие как качественные преобразования. В. И. Ленин в работе «К вопросу о диалектике» подчеркивает, что та­кой подход позволяет понять «самодвижение» всего су­щего, перерывы постепенности, отрицание старого и воз­никновение нового.

Философской позицией Л. С. Выготского и совет­ской психологии был диалектический материализм. Это позволило им выделить качественное своеобразие каждо­го возраста, кризисные переходы и новообразования.

Развитие есть качественное изменение объекта или явления, перерыв постепенности и появление новообразо­ваний.

Такие изменения происходят во всех аспектах пси­хической деятельности. Наиболее важными направления­ми развития являются:

- изменения в познавательной деятельности и психических процессах, «второе рождение» высших психических функций, подчинение их цели, появление самоконтроля в познавательной деятельности, переход от образов к системе по­нятий;

- изменения в поведении и психологической структуре деятельности, появление замысла, це­ли, плана, анализа и коррекции результатов, са­мооценка;

- изменения в свойствах личности, появление иерархии (соподчинения) мотивов, рефлексии, направленности личности, волевой саморегу^ ляции.

Качественные изменения познавательной сферы, де­ятельности и личностных свойств составляют сущность психического развития.

Что побуждает человека развиваться?

Причиной и источником развития является «при­своение» социально выработанных и востребованных обществом личностных свойств и качеств, способов по­знания и деятельности. В животном мире существуют наследуемые программы развертывания форм поведе­ния по мере созревания организма. На уровне человека такие программы сведены к минимуму и не определяют развития психики. Причиной развития выступает «соци­альное наследование» (термин К. Маркса и Ф. Энгель­са). Система общественных отношений задает условия развития, ценности и качества, усваиваемые личностью. Дети не наследуют характер родителей, дети наследуют характер эпохи.

Механизм социального наследования Л. С. Выгот­ский, а затем П. Я. Гальперин представили как интерио- ризацию, перенесение вовнутрь воздействий социума. Это было показано на примере постепенного усвоения ре­бенком знаковых значений жеста и слова.

I - жест есть вначале незаконченное хватание, ребе­нок тянется к предмету, но не достает его;

II - взрослый осмысливает это движение как указа­ние ребенка на желаемый предмет, как знак;

Ill - затем и ребенок использует движение как знак, указывающий на предмет его внимания.

Такую же метаморфозу претерпевает слово. Вначале

I - это звук, выражающий отношение ребенка к предмету (радуется, пугается);

II - взрослый, замечая эту реакцию, называет предмет;

III - ребенок также называет предмет словом, ос­мысливает.

Слово, сказанное другим - для другого - для себя, становится средством мышления и саморегуляции.

Интериоризация происходит в совместной деятель­ности, когда непроизвольной активности ребенка взрослый придает социально выработанный смысл, а затем ребенок действует в соответствии с таким смыслом во внешнем поведении и в умственном плане.

По мере развития ребенка начинают действовать и более сложные формы интериоризации: подражание, идентификация, самовоспитание. Обращает на себя вни­мание важная деталь в примерах Выготского. В усвоении знаковых значений и жеста, и слова началом служит ак­тивность, инициатива самого ребенка, а затем взрослый придает ей символический смысл. Взаимодействие начи­нается с того, что ребенок пытается что-то сделать, но не может без помощи взрослого. В этом проявляется еще од­на закономерность: движущими силами развития явля­ются противоречия:

- между желаемым и возможным;

- между новыми замыслами и старыми формами поведения;

- между стремлением к обособлению и стремлени­ем к отождествлению, идентификации и т. д.

Стремления, идеи, замыслы опережают возможно­сти и побуждают осваивать новые формы и способы де­ятельности. Причиной зарождения новых идей и стрем­лений может быть пример успешных действий других людей, созданные ими предметы или отношения. Но развитие начинается с собственных стремлений и действий ребенка.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 247.