Условия психического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие психики проходит успешно при трех ос­новных условиях: нормальное функционирование мозга, общение ребенка со взрослыми как носителями социаль­ного опыта и активность самого индивида. Рассмотрим эти условия подробнее.

Общение как фактор развития раскрывается в том, что взрослые, социум есть хранители и трансляторы соци­ального опыта и побудительная сила к усвоению опыта ребенком. Было бы неправильным понимать общение как передачу только знаний. По М. И. Лисиной, это процесс не только когнитивный, но и личностный.

Общение - не всякое взаимодействие людей, но именно такое, в ходе которого каждый его участник ак­тивен, выступает как субъект, адресующийся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отноше­ние и воспринимая отношение партнера к себе.

Потребность в общении - это стремление к позна­нию себя . и других людей как личностей, стремление к оценке и самооценке. Конечным продуктом общения яв­ляется образ другого и образ самого себя. Потребность в общении проявляется как интерес и внимание к взрос­лому, стремление показать взрослому свои умения и спо­собности, реакция на оценку взрослого.

На протяжении первых семи лет жизни содержа­ние потребности в общении у ребенка меняется. Внача­ле это потребность в доброжелательном внимании взрослого, затем - стремление к сотрудничеству с ним, затем - потребность в уважении, сопереживании и вза­имопонимании. Соответственно различают формы об­щения.

Ситуативно-личностное общение, интимно-эмоци­ональное, с телесными контактами возникает уже в пер­вой половине первого года жизни.

Ситуативно-предметное, деловое - к концу первого года, когда взрослый показывает действия с предметами и одобряет «деловую» активность ребенка.

Вербальное, познавательное общение - вопросы ре­бенка, рассказы взрослого, чтение книг, разучивание сти­хов - появляется с развитием речи.

Внеситуативно-личностное, оценочное общение - обсуждение норм и правил поведения, оценка поступков и действий развивается на пятом году жизни.

Внеситуативно-деловое - в различных формах за­нятий, обучения. Общение в интимных контактах ре­бенка с родными вырастает до общения в больших сис­темах.

Возникая в разные периоды развития, формы обще­ния в дальнейшем сосуществуют, обеспечивая и эмоцио­нальное развитие, и познавательный интерес, и усвоение сложных форм когнитивных процессов, и саморегуляцию поведения. Важно в свое время обеспечить развитие всех форм общения.

Активность личности - также необходимое условие психического развития. Формы активности могут быть разными. Схематично их можно охарактеризовать так:

- беспорядочные, импульсивные движения плода и младенца;

- манипуляции ребенка с предметами;

- ориентировочная исследовательская активность;

- активность в общении, «приглашение» взросло­го к общению в форме плача, просьб, вопросов, рассказов, шалостей, вызывающих реакцию взрослого;

- виды деятельности, принятые в обществе: игра, учение, труд, общение, спорт, досуговые увлече­ния и т. д.

Нормально развивающийся ребенок активен. Пас­сивность - базовый дефект патологического мозга. Соци­альная среда и созданный людьми предметный мир по­буждают, провоцируют, усиливают активность ребенка, а взрослые придают ей социально принятые формы и ви­ды деятельности.

Понимая значение активности, педагоги и психоло­ги представляют ее как принцип развивающего обучения, совершенствуют методические приемы обучения и вос­питания. Они предлагают проблемное обучение, дискус­сии, исследовательскую позицию в освоении школьных предметов, выбор заданий, сотрудничество учителя и учащихся, ролевые игры и т. д. Сошлемся на один из примеров активизации. А. С. Макаренко, желая повы­сить ответственность и организованность подростков, предложил на выбор две формы летнего отдыха: экскур­сию в Ленинград или поход по берегу Черного моря. Всем хотелось к морю, сам Макаренко был за поход, но горячо доказывал, что в Ленинграде лучше - там исто­рические места, памятники искусства, а у моря - пляж да солнце, и неизвестно, как обеспечить ночлег и питание. Ребята два месяца убеждали его выбрать море и за это время проработали до мелочей и представили маршрут, места стоянок, расчет питания, ответственных. И Мака­ренко «сдался», хотя с самого начала считал, что летом лучше море, а зимой - Ленинград. Желание убедить, ак­тивная проработка доказательств привели к развитию чувства ответственности и организованности. С этими ребятами можно было идти в поход.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 215.