Новорожденность - период критический. Ребенок отделился от матери физически, но связан с ней биологически. Малыш должен привыкнуть к новой среде. Идет построение основных жизненных функций его организма: дыхания, кровообращения, пищеварения и терморегуляции. Устанавливается режим жизни, смены сна и бодрствования. Ему нужна постоянная забота взрослого.
Первые дни ребенок в основном спит, но затем периоды бодрствования становятся более длительными (по мере созревания коры головного мозга), и он открыт для научения. Взаимодействие с окружающими выражается вначале на основе безусловных рефлексов. Большинство из них утрачиваются к 2-3 или 6 месяцам, каждый в свой срок. Таков, например, рефлекс поиска груди: если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в сторону раздражителя и открывает рот, ищет сосок. Он замечен до 3-4 месяцев. Хватательный рефлекс кисти: если прикоснуться к ладони малыша каким-то предметом, он хватает его так крепко, что может 1-2 минуты висеть на нем. Реакция пропадает после 5 месяцев. До 6 месяцев развит плавательный рефлекс: если поместить в воду животом вниз, ребенок совершает координированные движения пловца. Зрачковый рефлекс сохраняется в течение жизни: на яркий свет зрачок сужается, в темноте расширяется. Есть и более сложные сохраняющиеся безусловные рефлексы - пищевые, защитные, ориентировочные. Все это - основа для выработки условных рефлексов, научения.
Научение наблюдается уже с первых дней жизни. Это рефлекс на позу кормления, на время кормления, то есть на пищевом подкреплении. Однако возможны рефлексы и на ориентировочном подкреплении. Используя способность младенца поворачивать голову, соединили подушку с включателем, и поворот головы влево вызывал зажигание света. Ребенок много раз добивался этого эффекта, поворачивая голову влево. Затем произошло привыкание - реакция прекратилась. Но когда свет стал зажигаться от поворота головы вправо, младенец снова стал поворачиваться, но уже вправо. Затем и эта реакция прекратилась. Привыкание позволяет отвлечься от незначимых раздражений (прикосновение ткани, пеленки, например).
Когнитивное развитие в младенческом возрасте выражается в совершенствовании работы зрительного и слухового анализаторов. Ребенок следит глазами за медленно двигающимся шаром или ярким пятном на экране. Прислушивается к звукам. На втором месяце сосредоточивается на лице взрослого.
Началом личностного развития служит появление потребности в общении со взрослым. Это выражено в феномене «комплекс оживления»: приближение матери вызывает бурную двигательную реакцию рук, ног, мимики, голоса. Ребенок явно вызывает, провоцирует взрослого на общение своей активностью. Здесь все комплексно: и узнавание, и эмоциональное отношение, и избирательность общения, и активность.
Ребенок от 2 до 12 месяцев. «Комплекс оживления» - новообразование младенческого периода и переход к возрасту первого года жизни. Ребенок научился общаться, и это создает новую ситуацию развития. Он держит голову, уверенно сидит. Его охотно берут на руки, с ним говорят, шутят. Создают мнимые ситуации типа: «Вот я тебя сейчас брошу! - Нет, не брошу, ты мой» или «Ку-ку, нету - вот она», «Забодаю-забодаю!» и т. п. Создание мнимых ситуаций с участием ребенка (хотя бы невольным) очень значимо для психического развития. Оно формирует условные действия и подготавливает идеальный план сознания, специфическую особенность человека. Ему нравятся совместные условные действия. Увидев взрослого-рассказчика, малыш 9-10 месяцев тычет пальцем в ладошку, хлопает в ладоши и поднимает руки к голове - явно приглашает поиграть в «Сороку-сороку» и «Ладушки».
Интимно-эмоциональное общение (с телесным контактом, глаза в глаза) - ведущая деятельность на первом году жизни. В ходе общения усваиваются действия с предметами - основа диагностики и мониторинга психического развития. В 3-4 месяца появляются хватание и грубые, резкие движения зажатым предметом. В 4-5-6 месяцев предмет перекладывают, поворачивают, постукивают, тащат в рот. В 6-7 месяцев появляется координация движений двух рук: постукивают друг о друга двумя погремушками, отделяют детали, держа предмет другой рукой, повторно бросают предмет, слушая звук его падения.
Эти результативные действия Ж. Пиаже называет круговыми реакциями, усматривая в них зачатки интеллекта как предвосхищение результата. (В народной педагогике тоже ценили такие повторяемые шалости. «Разум прорезался», - говорили бабушки).
Во всех этих формах действие остается одинаковым с любым предметом. Это простые манипуляции. Но к концу года, в 10-12 месяцев их характеристики меняются, и действие становится специфическим, соответствующим назначению предмета. Теперь не каждый предмет дети бросают или тащат в рот; туфлю приставляют к ноге, а шапку - к голове. Это уже функциональные действия. В них выражается способность заметить специфические отличия предмета и специфические особенности действия с ним, это анализ и обобщение через действие, зачатки наглядно-действенного мышления, которое ярко проявляется в период от 1 до 3 лет.
Когнитивное развитие малютки проходит в общении со взрослым. Появляется предметность и константность восприятия, узнавание. В 4-5 месяцев ребенок отличает своих от чужих и не пугается, если мать надела гигиеническую маску. Он смотрит тревожно, но срывает повязку и улыбается - узнает. Свойства предметов начинают выделяться не только через действия, но и в зрительном восприятии. Появляется также реакция на слова взрослого, зачатки понимания речи. Реакция на речь наблюдается уже в 2,5 месяца в виде повышенного возбуждения в речевой слуховой зоне коры головного мозга. Ребенок реагирует вначале на интонацию и мимику взрослого. Если строго «пристыдить», может заплакать. Около полугода начинает гулить, лепетать, повторять звукосочетания. К 10 месяцам связывает слово и предмет. На фразы типа «Где часы? Где лампочка?» показывает на стену, на потолок. Правда, если предметы поменять местами, все равно показывает на прежнее место, реакция стереотипна.
Внимание вначале выражено как сосредоточение на физиологических процессах, затем - на речи взрослого, на действиях с предметами. К одному году в зачаточном, «натуральном» виде выражены все основные познавательные процессы.
Личностное развитие выражается как привязанность к тем, кто ухаживает, и особенно к тем, кто общается, играет, поднимает ребенка, доставляет новые впечатления. Без такого внимания взрослого резко снижается активность малютки и темпы развития. Дефицит общения может вызвать эффект депривации и почти невосполнимые потери. В нормальных условиях во II полугодии возрастает активное подражание взрослому в мимике, интонации, движениях. Появляются эмоциональные предпочтения, чувство привязанности и мимика, выражающая эмоции. Взрослый развивает и провоцирует выразительность эмоций, предлагая «Покажи, как папу любишь», или «Погрози собачке: Ну-ну тебе!» и т. д.
К концу первого года жизни складывается новообразование - взаимодействие ребенка со взрослым: совместная игра, создание мнимых ситуаций, в которых ребенок участвует всем туловищем, а взрослый придает движению символический смысл («зайчик прыгает»), выполнение просьб взрослого типа «Покажи, где...», согласованные действия при одевании, питании. Активность ребенка настолько выразительна, что взрослому приятно с ним возиться, тискать, разговаривать, насыщать действия символическими значениями.
В 10-12 месяцев ребенок начинает ходить и пытается действовать самостоятельно. Не ждет, пока вы покажете ему предмет, а берет его сам. Это создает кризисную ситуацию - непослушание малыша и грубость взрослых. Он подходит и открывает кастрюли, двери, печь и плачет, «возмущается», когда ему не позволяют что-то брать или делать. Так начинается новый период - собственно ранний возраст. Переход к нему - кризис первого года жизни: послушание, стремление к собственным действиям.
Способность к передвижению, являясь физическим свойством, вызывает психологические следствия.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 243.