Младенческий возраст от 0 до 1 года
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Новорожденность - период критический. Ребенок отделился от матери физически, но связан с ней биологи­чески. Малыш должен привыкнуть к новой среде. Идет построение основных жизненных функций его организма: дыхания, кровообращения, пищеварения и терморегуля­ции. Устанавливается режим жизни, смены сна и бодрст­вования. Ему нужна постоянная забота взрослого.

Первые дни ребенок в основном спит, но затем пери­оды бодрствования становятся более длительными (по ме­ре созревания коры головного мозга), и он открыт для на­учения. Взаимодействие с окружающими выражается вна­чале на основе безусловных рефлексов. Большинство из них утрачиваются к 2-3 или 6 месяцам, каждый в свой срок. Таков, например, рефлекс поиска груди: если дотро­нуться до щеки ребенка, он поворачивается в сторону раз­дражителя и открывает рот, ищет сосок. Он замечен до 3-4 месяцев. Хватательный рефлекс кисти: если прикос­нуться к ладони малыша каким-то предметом, он хватает его так крепко, что может 1-2 минуты висеть на нем. Реак­ция пропадает после 5 месяцев. До 6 месяцев развит плава­тельный рефлекс: если поместить в воду животом вниз, ре­бенок совершает координированные движения пловца. Зрачковый рефлекс сохраняется в течение жизни: на яр­кий свет зрачок сужается, в темноте расширяется. Есть и более сложные сохраняющиеся безусловные рефлексы - пищевые, защитные, ориентировочные. Все это - основа для выработки условных рефлексов, научения.

Научение наблюдается уже с первых дней жизни. Это рефлекс на позу кормления, на время кормления, то есть на пищевом подкреплении. Однако возможны ре­флексы и на ориентировочном подкреплении. Используя способность младенца поворачивать голову, соединили подушку с включателем, и поворот головы влево вызывал зажигание света. Ребенок много раз добивался этого эф­фекта, поворачивая голову влево. Затем произошло при­выкание - реакция прекратилась. Но когда свет стал за­жигаться от поворота головы вправо, младенец снова стал поворачиваться, но уже вправо. Затем и эта реакция прекратилась. Привыкание позволяет отвлечься от не­значимых раздражений (прикосновение ткани, пеленки, например).

Когнитивное развитие в младенческом возрасте вы­ражается в совершенствовании работы зрительного и слу­хового анализаторов. Ребенок следит глазами за медленно двигающимся шаром или ярким пятном на экране. При­слушивается к звукам. На втором месяце сосредоточива­ется на лице взрослого.

Началом личностного развития служит появление потребности в общении со взрослым. Это выражено в фе­номене «комплекс оживления»: приближение матери вы­зывает бурную двигательную реакцию рук, ног, мимики, голоса. Ребенок явно вызывает, провоцирует взрослого на общение своей активностью. Здесь все комплексно: и уз­навание, и эмоциональное отношение, и избирательность общения, и активность.

Ребенок от 2 до 12 месяцев. «Комплекс оживле­ния» - новообразование младенческого периода и пере­ход к возрасту первого года жизни. Ребенок научился об­щаться, и это создает новую ситуацию развития. Он дер­жит голову, уверенно сидит. Его охотно берут на руки, с ним говорят, шутят. Создают мнимые ситуации типа: «Вот я тебя сейчас брошу! - Нет, не брошу, ты мой» или «Ку-ку, нету - вот она», «Забодаю-забодаю!» и т. п. Создание мнимых ситуаций с участием ребенка (хотя бы невольным) очень значимо для психического развития. Оно формирует условные действия и подготавливает иде­альный план сознания, специфическую особенность чело­века. Ему нравятся совместные условные действия. Уви­дев взрослого-рассказчика, малыш 9-10 месяцев тычет пальцем в ладошку, хлопает в ладоши и поднимает руки к голове - явно приглашает поиграть в «Сороку-сороку» и «Ладушки».

Интимно-эмоциональное общение (с телесным контактом, глаза в глаза) - ведущая деятельность на первом году жизни. В ходе общения усваиваются дейст­вия с предметами - основа диагностики и мониторинга психического развития. В 3-4 месяца появляются хва­тание и грубые, резкие движения зажатым предметом. В 4-5-6 месяцев предмет перекладывают, поворачива­ют, постукивают, тащат в рот. В 6-7 месяцев появляется координация движений двух рук: постукивают друг о друга двумя погремушками, отделяют детали, держа предмет другой рукой, повторно бросают предмет, слу­шая звук его падения.

Эти результативные действия Ж. Пиаже называет круговыми реакциями, усматривая в них зачатки интел­лекта как предвосхищение результата. (В народной педа­гогике тоже ценили такие повторяемые шалости. «Разум прорезался», - говорили бабушки).

Во всех этих формах действие остается одинаковым с любым предметом. Это простые манипуляции. Но к кон­цу года, в 10-12 месяцев их характеристики меняются, и действие становится специфическим, соответствующим назначению предмета. Теперь не каждый предмет дети бросают или тащат в рот; туфлю приставляют к ноге, а шапку - к голове. Это уже функциональные действия. В них выражается способность заметить специфические отличия предмета и специфические особенности дейст­вия с ним, это анализ и обобщение через действие, зачат­ки наглядно-действенного мышления, которое ярко прояв­ляется в период от 1 до 3 лет.

Когнитивное развитие малютки проходит в обще­нии со взрослым. Появляется предметность и констант­ность восприятия, узнавание. В 4-5 месяцев ребенок от­личает своих от чужих и не пугается, если мать надела гигиеническую маску. Он смотрит тревожно, но срывает повязку и улыбается - узнает. Свойства предметов начи­нают выделяться не только через действия, но и в зри­тельном восприятии. Появляется также реакция на сло­ва взрослого, зачатки понимания речи. Реакция на речь наблюдается уже в 2,5 месяца в виде повышенного воз­буждения в речевой слуховой зоне коры головного моз­га. Ребенок реагирует вначале на интонацию и мимику взрослого. Если строго «пристыдить», может заплакать. Около полугода начинает гулить, лепетать, повторять звукосочетания. К 10 месяцам связывает слово и пред­мет. На фразы типа «Где часы? Где лампочка?» показы­вает на стену, на потолок. Правда, если предметы поме­нять местами, все равно показывает на прежнее место, реакция стереотипна.

Внимание вначале выражено как сосредоточение на физиологических процессах, затем - на речи взрослого, на действиях с предметами. К одному году в зачаточном, «натуральном» виде выражены все основные познава­тельные процессы.

Личностное развитие выражается как привязан­ность к тем, кто ухаживает, и особенно к тем, кто обща­ется, играет, поднимает ребенка, доставляет новые впечатления. Без такого внимания взрослого резко сни­жается активность малютки и темпы развития. Дефи­цит общения может вызвать эффект депривации и поч­ти невосполнимые потери. В нормальных условиях во II полугодии возрастает активное подражание взросло­му в мимике, интонации, движениях. Появляются эмо­циональные предпочтения, чувство привязанности и мимика, выражающая эмоции. Взрослый развивает и провоцирует выразительность эмоций, предлагая «Покажи, как папу любишь», или «Погрози собачке: Ну-ну тебе!» и т. д.

К концу первого года жизни складывается новооб­разование - взаимодействие ребенка со взрослым: совмест­ная игра, создание мнимых ситуаций, в которых ребенок участвует всем туловищем, а взрослый придает движению символический смысл («зайчик прыгает»), выполнение просьб взрослого типа «Покажи, где...», согласованные действия при одевании, питании. Активность ребенка на­столько выразительна, что взрослому приятно с ним во­зиться, тискать, разговаривать, насыщать действия симво­лическими значениями.

В 10-12 месяцев ребенок начинает ходить и пытает­ся действовать самостоятельно. Не ждет, пока вы покаже­те ему предмет, а берет его сам. Это создает кризисную си­туацию - непослушание малыша и грубость взрослых. Он подходит и открывает кастрюли, двери, печь и плачет, «возмущается», когда ему не позволяют что-то брать или делать. Так начинается новый период - собственно ран­ний возраст. Переход к нему - кризис первого года жизни: послушание, стремление к собственным действиям.

Способность к передвижению, являясь физическим свойством, вызывает психологические следствия.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 243.