Центральной проблемой возрастной психологии является соотношение биологических и социальных факторов развития. Человек - существо биосоциальное, и его психическая деятельность зависит от биологических свойств мозга и всего организма. Однако сами биологические свойства есть результат длительного развития в социальных условиях.
Биология накопила множество фактов о специфических особенностях человеческого организма. Мозг человека, как и всех млекопитающих, состоит из двух систем. Одна воспринимает и перерабатывает раздражения из внешнего мира с участием коры больших полушарий, другая - принимает раздражения изнутри организма и перерабатывает в основном в подкорке, гипоталамусе.
В ходе эволюции млекопитающих соотношение двух систем меняется и все больше увеличиваются структуры внешнего восприятия. Показатель максимальных девиаций (отклонений) (ПМД) вычисляют путем соотношения площади новой коры с площадью древней коры головного мозга. У человеческого эмбриона этот показатель в сравнении с ПМД обезьяны вначале меньше, но к концу беременности значительно опережает его и к моменту рождения ПМД человека составляет 155,6, обезьяны - 64,1. У взрослого человека ПМД = 160, у шимпанзе - 74, у макаки - 66. После рождения площадь коры больших полушарий у человека увеличивается в 3-4 раза, у обезьяны - в 1,25 раза. Интенсивное развитие мозга плода происходит у обезьян в начале беременности, у человека - во второй ее половине. И движения развиваются по-разному: у животных раньше перемещение, ходьба, у человека - сначала действия с предметами. Все эти факты показывают, что биологическая природа человеческого мозга специфична, она изменилась за годы эволюции, приспосабливаясь к условиям социальной жизни.
Огромное значение биологического фактора доказывают такие исследования, когда детеныша шимпанзе попытались воспитывать как ребенка, в таких же условиях (Н. Н. Ладыгина-Коте). Шимпанзе развивался быстрее, раньше стал хватать, бегать, подражать, сопереживать эмоциям человека, исследовать и разрушать. Но ребенок стал создавать постройки, сюжеты игры, диалоги, усвоил речь, стал усваивать социальный опыт через язык и предметные действия и далеко опередил животное.
Специфика биологии вида Homo Sapiens создает парадокс развития человека: самое совершенное существо, «венец природы» рождается слабее других детенышей, долгое время остается беспомощным и не смог бы выжить без заботы взрослого. Л. С. Выготский усматривал в этом особый смысл: сама природа объединяет ребенка со взрослым, создавая условия для передачи и усвоения социального опыта. Взрослый окружает ребенка такими традиционными предметами и раздражениями, которые развивают важные для человеческой жизни ощущения, действия, образы. И если этого не делать, ребенок чувствует дискомфорт и начинает плакать, его биологическое существо требует социальных контактов.
У ребенка нет биологической предопределенности поведения, нет врожденных программ, он вынужден учиться. Его приходится учить даже жизненно важным действиям: есть, сидеть, ходить.
Роль биологических факторов проявляется еще в том, что нарушения в развитии мозга ведут к нарушению развития психики. Причины мозговых нарушений плода могут быть различными. Это отравление организма матери курением, наркотиками, алкоголем, лекарствами.
Чтобы представить силу воздействия этих веществ на организм ребенка, надо учесть разницу в массе тела матери и плода при одинаковой дозе вредных веществ в крови. Чем меньше ребенок, тем больше веществ достается ему на единицу веса.
Опасны для плода болезни матери во время беременности. Большинство видов бактерий не проходит через плаценту и не попадает в организм плода. Но вирусы проходят через нее; особенно опасны вирусы краснухи, сифилиса, полиомиелита, разных форм гриппа. Краснуха может вызвать слепоту, глухоту, пороки сердца, повреждение мозга, деформацию конечностей в зависимости от того, на какой период беременности приходится заболевание матери.
Наиболее опасным вирусом, поражающим плод, является вирус иммунодефицита. Среди больных СПИДом быстрее всего увеличивается число детей с пороками рождения. В США таких детей в 1989 году было 547, в 1992 - уже 2000. Через организм матери происходит также заражение плода венерическими болезнями.
Опасным для плода может стать несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору. Часть крови плода «просачивается» в кровеносную систему матери, материнский организм начинает вырабатывать антитела, которые поражают клетки крови плода. В тяжелых случаях это может вызвать умственную отсталость ребенка.
Родовые травмы и прижизненное поражение мозга вследствие заболеваний также может вызвать тяжелые нарушения психического развития.
Приведенные выше данные позволяют понять, что развитие ребенка обусловлено не только генетическим кодом наследственности, но и условиями внутриутробного периода. Уже здесь возможны значительные социальные влияния, создающие для матери благоприятные условия вынашивания плода: оплачиваемый отпуск, медицинское наблюдение и лечение, психологическая помощь в стрессовых ситуациях.
Всякие изменения общественной жизни, связанные с техническим и культурным процессами, экономическими подъемами и спадом, совершенствованием или снижением медицинского обслуживания, изменяют условия развития психики детей, повышают или снижают их обучаемость, как и их выживание.
Еще более глубокое влияние оказывает социальная среда в процессе развития ребенка после рождения. Понятие «среда» (и даже «социальная среда») изменялось в истории психологической науки. Длительное время этим понятием обозначали ближайшее окружение ребенка: семью и товарищей, круг общения (согласно выражению «В какой среде он вырос»). В современной западной психологии наиболее признанной является четырехступенчатая модель среды У. Бронфенбреннера. Это семья, взаимодействие семьи со школой, традиции и законы общества, государственная молодежная политика. То есть среда представлена как сложные внешние условия развития ребенка.
Принципиально новый смысл вкладывает в данное понятие Л. С. Выготский. Для него среда не есть нечто противостоящее или помогающее развитию. Она - источник развития. Во взаимодействии с людьми (средой) человек становится человеком. Действия взрослого выступают как образцы, побудительная сила, фактор контроля и коррекции действий ребенка. Под их влиянием не только развиваются или угнетаются, но и создаются способности как способы психической деятельности: человеческое внимание, человеческая память, речь и т. п.
Для более глубокого раскрытия механизма влияния среды Л. С. Выготский в работе «Проблема возраста»[20] вводит понятие «социальная ситуация развития»: «к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное... неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы и называем социальной ситуацией развития в данном возрасте... Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным».
В этой ситуации возникают и развиваются новообразования, характеризующие перестройку личности в данном возрасте как результат ее взаимодействия с социальной средой. Новые свойства личности «взрывают» ситуацию и знаменуют переход на новый возрастной этап.
Является ли такое толкование полным отрицанием трактовки понятия «среда» других психологов? Полагаю, что нет. Социальная среда действительно накладывает запрет на многие проявления бессознательных влечений, о чем писал 3. Фрейд. И действительно влияют на развитие ребенка все четыре формы социальной среды по У. Бронфенбреннеру. Но Л. С. Выготский показал специфическое влияние среды как взаимодействие ребенка с другими людьми, а среду - как источник усвоения новых способов познания и поведения.
Биологические свойства нервной системы ребенка, его беспомощность создают особые условия открытости для усвоения беспредельного содержания родовой культуры. Усвоения через активную, творческую, преобразующую деятельность самого индивида. В тех же условиях, в той же среде могут сложиться разные формы взаимодействия и разные траектории развития.
Обобщая диалектико-материалистическое понимание психического развития, необходимо подчеркнуть, что сущность его составляют качественные изменения в познавательных процессах, поведении и свойствах личности. Причиной, вызывающей изменения, является «присвоение» социального опыта по механизму интериориза- ции, когда «природной» активности ребенка взрослый придает социальный смысл и значение, и ребенок, повторяя ситуацию, усваивает смысл движения, слова, поступка. Движущими силами развития служат противоречия между желаемым и возможным, между старым и новым опытом. Условием преодоления противоречий, условием развития является активность самого человека под влиянием примера других людей и при нормальном функционировании мозга.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 303.