Нормальное функционирование мозга как условие психического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Центральной проблемой возрастной психологии является соотношение биологических и социальных фак­торов развития. Человек - существо биосоциальное, и его психическая деятельность зависит от биологических свойств мозга и всего организма. Однако сами биологиче­ские свойства есть результат длительного развития в со­циальных условиях.

Биология накопила множество фактов о специ­фических особенностях человеческого организма. Мозг человека, как и всех млекопитающих, состоит из двух систем. Одна воспринимает и перерабатывает раздра­жения из внешнего мира с участием коры больших полушарий, другая - принимает раздражения изнутри организма и перерабатывает в основном в подкорке, ги­поталамусе.

В ходе эволюции млекопитающих соотношение двух систем меняется и все больше увеличиваются струк­туры внешнего восприятия. Показатель максимальных девиаций (отклонений) (ПМД) вычисляют путем соотно­шения площади новой коры с площадью древней коры го­ловного мозга. У человеческого эмбриона этот показатель в сравнении с ПМД обезьяны вначале меньше, но к концу беременности значительно опережает его и к моменту рождения ПМД человека составляет 155,6, обезьяны - 64,1. У взрослого человека ПМД = 160, у шимпанзе - 74, у макаки - 66. После рождения площадь коры больших полушарий у человека увеличивается в 3-4 раза, у обезь­яны - в 1,25 раза. Интенсивное развитие мозга плода про­исходит у обезьян в начале беременности, у человека - во второй ее половине. И движения развиваются по-разно­му: у животных раньше перемещение, ходьба, у человека - сначала действия с предметами. Все эти факты показыва­ют, что биологическая природа человеческого мозга спе­цифична, она изменилась за годы эволюции, приспосаб­ливаясь к условиям социальной жизни.

Огромное значение биологического фактора дока­зывают такие исследования, когда детеныша шимпанзе попытались воспитывать как ребенка, в таких же услови­ях (Н. Н. Ладыгина-Коте). Шимпанзе развивался быст­рее, раньше стал хватать, бегать, подражать, сопереживать эмоциям человека, исследовать и разрушать. Но ребенок стал создавать постройки, сюжеты игры, диалоги, усвоил речь, стал усваивать социальный опыт через язык и пред­метные действия и далеко опередил животное.

Специфика биологии вида Homo Sapiens создает па­радокс развития человека: самое совершенное существо, «венец природы» рождается слабее других детенышей, долгое время остается беспомощным и не смог бы выжить без заботы взрослого. Л. С. Выготский усматривал в этом особый смысл: сама природа объединяет ребенка со взрос­лым, создавая условия для передачи и усвоения социаль­ного опыта. Взрослый окружает ребенка такими традици­онными предметами и раздражениями, которые развива­ют важные для человеческой жизни ощущения, действия, образы. И если этого не делать, ребенок чувствует диском­форт и начинает плакать, его биологическое существо тре­бует социальных контактов.

У ребенка нет биологической предопределенности поведения, нет врожденных программ, он вынужден учиться. Его приходится учить даже жизненно важным действиям: есть, сидеть, ходить.

Роль биологических факторов проявляется еще в том, что нарушения в развитии мозга ведут к наруше­нию развития психики. Причины мозговых нарушений плода могут быть различными. Это отравление организма матери курением, наркотиками, алкоголем, лекарствами.

Чтобы представить силу воздействия этих веществ на ор­ганизм ребенка, надо учесть разницу в массе тела матери и плода при одинаковой дозе вредных веществ в крови. Чем меньше ребенок, тем больше веществ достается ему на единицу веса.

Опасны для плода болезни матери во время бере­менности. Большинство видов бактерий не проходит че­рез плаценту и не попадает в организм плода. Но вирусы проходят через нее; особенно опасны вирусы краснухи, сифилиса, полиомиелита, разных форм гриппа. Краснуха может вызвать слепоту, глухоту, пороки сердца, поврежде­ние мозга, деформацию конечностей в зависимости от то­го, на какой период беременности приходится заболева­ние матери.

Наиболее опасным вирусом, поражающим плод, яв­ляется вирус иммунодефицита. Среди больных СПИДом быстрее всего увеличивается число детей с пороками рож­дения. В США таких детей в 1989 году было 547, в 1992 - уже 2000. Через организм матери происходит также зара­жение плода венерическими болезнями.

Опасным для плода может стать несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору. Часть крови плода «просачивается» в кровеносную систему матери, материнский организм начинает вырабатывать антите­ла, которые поражают клетки крови плода. В тяжелых случаях это может вызвать умственную отсталость ре­бенка.

Родовые травмы и прижизненное поражение мозга вследствие заболеваний также может вызвать тяжелые нарушения психического развития.

Приведенные выше данные позволяют понять, что развитие ребенка обусловлено не только генетическим ко­дом наследственности, но и условиями внутриутробного периода. Уже здесь возможны значительные социальные влияния, создающие для матери благоприятные условия вынашивания плода: оплачиваемый отпуск, медицинское наблюдение и лечение, психологическая помощь в стрес­совых ситуациях.

Всякие изменения общественной жизни, связанные с техническим и культурным процессами, экономически­ми подъемами и спадом, совершенствованием или сниже­нием медицинского обслуживания, изменяют условия развития психики детей, повышают или снижают их обу­чаемость, как и их выживание.

Еще более глубокое влияние оказывает социальная среда в процессе развития ребенка после рождения. Поня­тие «среда» (и даже «социальная среда») изменялось в ис­тории психологической науки. Длительное время этим понятием обозначали ближайшее окружение ребенка: се­мью и товарищей, круг общения (согласно выражению «В какой среде он вырос»). В современной западной пси­хологии наиболее признанной является четырехступенча­тая модель среды У. Бронфенбреннера. Это семья, взаи­модействие семьи со школой, традиции и законы общест­ва, государственная молодежная политика. То есть среда представлена как сложные внешние условия развития ре­бенка.

Принципиально новый смысл вкладывает в дан­ное понятие Л. С. Выготский. Для него среда не есть нечто противостоящее или помогающее развитию. Она - источник развития. Во взаимодействии с людь­ми (средой) человек становится человеком. Действия взрослого выступают как образцы, побудительная сила, фактор контроля и коррекции действий ребенка. Под их влиянием не только развиваются или угнетают­ся, но и создаются способности как способы психичес­кой деятельности: человеческое внимание, человечес­кая память, речь и т. п.

Для более глубокого раскрытия механизма влия­ния среды Л. С. Выготский в работе «Проблема возрас­та»[20] вводит понятие «социальная ситуация развития»: «к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное... неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы и называ­ем социальной ситуацией развития в данном возрасте... Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника разви­тия, тот путь, по которому социальное становится инди­видуальным».

В этой ситуации возникают и развиваются ново­образования, характеризующие перестройку личности в данном возрасте как результат ее взаимодействия с социальной средой. Новые свойства личности «взры­вают» ситуацию и знаменуют переход на новый возра­стной этап.

Является ли такое толкование полным отрицанием трактовки понятия «среда» других психологов? Полагаю, что нет. Социальная среда действительно накладывает за­прет на многие проявления бессознательных влечений, о чем писал 3. Фрейд. И действительно влияют на разви­тие ребенка все четыре формы социальной среды по У. Бронфенбреннеру. Но Л. С. Выготский показал специ­фическое влияние среды как взаимодействие ребенка с другими людьми, а среду - как источник усвоения новых способов познания и поведения.

Биологические свойства нервной системы ребенка, его беспомощность создают особые условия открытости для усвоения беспредельного содержания родовой куль­туры. Усвоения через активную, творческую, преобразую­щую деятельность самого индивида. В тех же условиях, в той же среде могут сложиться разные формы взаимодей­ствия и разные траектории развития.

Обобщая диалектико-материалистическое понима­ние психического развития, необходимо подчеркнуть, что сущность его составляют качественные изменения в по­знавательных процессах, поведении и свойствах личнос­ти. Причиной, вызывающей изменения, является «при­своение» социального опыта по механизму интериориза- ции, когда «природной» активности ребенка взрослый придает социальный смысл и значение, и ребенок, повто­ряя ситуацию, усваивает смысл движения, слова, поступ­ка. Движущими силами развития служат противоречия между желаемым и возможным, между старым и новым опытом. Условием преодоления противоречий, условием развития является активность самого человека под влия­нием примера других людей и при нормальном функцио­нировании мозга.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 303.