Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах:
1. Цена. Изменение относительных цен служит ориентиром для производителей при определении необходимости изменения объемов производства, влияет на выбор технологии. Также цены определяют - кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.
2. Спрос и предложение. Изменение соотношения между ними порождает колебания рыночных цен вокруг цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.
3. Конкуренция. Цель каждого предпринимателя – максимизация прибыли, а следовательно, расширение масштабов хозяйственной деятельности, это приводит к борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров. Если предложение товара больше, чем спрос, то возникает конкуренция между продавцами и цена понижается. Если спрос больше предложения – то конкуренция между покупателями, цена повышается.
Конкуренция – необходимый элемент рыночного механизма. Но характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.
Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной (совершенной) конкуренции – когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, которые обладают полной информацией, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок, отсутствием ограничений для межотраслевого перелива капитала. Ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.
В чистом виде совершенная конкуренция не существует. Также в реальной действительности не существует «чистой» монополии при несовершенной конкуренции.
Несовершенная конкуренция:
1. Монополия («моно» - один, «полис» - продаю) обладает следующими важными чертами:
- монополист – единственный продавец товара, не имеющего близких субститутов (взаимозаменителей);
- продавец-монополист вступает в рыночные отношения только с покупателями его продукции, если он снижает цену, то покупать будут больше. Монополист обладает определенной властью над ценой и устанавливает такой ее уровень, при котором прибыль будет максимальна, при этом спрос является заданным (т.е. на него монополист не в силах повлиять), т.е. чтобы продать дополнительное количество продукции, цену надо снизить.
Отдельно выделяют естественные монополии (обеспечение электроэнергией, газом, услуги телефонной связи). Отрасль состоит из одной фирмы, но это обусловлено не искусственными препятствиями для вступления в отрасль, а иными причинами. Главная – экономия на масштабе производства (эффект масштаба), т.е. функционирование одной фирмы будет эффективнее (с меньшими долгосрочными средними издержками), чем нескольких конкурентных фирм. Происходит уменьшение затрат ресурсов.
Как уже говорилось при монополии, существуют барьеры, которые затрудняют доступ новым фирмам на рынок:
- правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности), многие такие барьеры связаны с естественными монополиями;
- собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы (например, фирма «Де Бирс» на рынке алмазов), также уникальные человеческие дарования;
- авторские права и патенты (патент дает право на продажу лицензий), такой тип монополии называется закрытая (открытая – не имеет защиты в виде патентов);
- эффект масштаба, позволяющий снижать издержки и вместе с тем наращивать объем выпуска продукции (довольно трудно войти на рынок автомобилестроения не обладая значительным капиталом);
- вступлению в отрасль могут препятствовать и нелегальные методы борьбы с новыми конкурентами.
2. Дуополия – производство данного вида продукции сосредоточено на двух фирмах, которые обладают частичным контролем над ценами
3. Олигополия – относительно небольшое количество фирм, производящих данную продукцию, она может быть двух видов:
- отрасли с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий;
- положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары.
При олигополии фирмы обладают частичным контролем над ценами.
4. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукции – множество производителей, много действительных (или воображаемых) различий в продукции. Дифференциация продукции означает отсутствие однородности предоставляемых потребителю благ и услуг (и не только по цвету, сорту качеству, упаковке и т.д., но и удобству – лучше обслуживание).
Фирмы в этом случае обладают некоторой степенью власти над ценой, они могут повышать цены, не сокращая объем сбыта, т.к. все рано не лишатся своих клиентов, которые к ним привыкли и предпочитают именно данный продукт (в отличие от ситуации при совершенной конкуренции – если поднять цену, все клиенты уйдут к конкуренту).
Цена в условиях монополистической конкуренции не является единственным орудием конкуренции, большое внимание уделяется качеству товара, особенностям продукта и расходам по сбыту (реклама).
5. Монопсония (фирма «Де Бирс» также является монопсонистом, она диктует условия покупки алмазов производителям). В отличие от монополии – это контроль над ценами со стороны покупателя (один покупатель), за него конкурируют разрозненные производители отрасли. Монопсонист может стимулировать вхождение в отрасль различных фирм, но на «своих условиях» (например, диктовать цены). Объем его закупок будет зависеть от условий предложения отрасли и соответствующего уровня цены предложения.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 245.