Теория потребительского выбора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Данная теория отрицает возможность количественного измерения полезности. Но также пытается найти оптимальную комбинацию двух товаров Х и Y, которая принесла бы потребителю наибольшее удовлетворение. Выбор потребителя зависит от его желания и возможностей, поэтому их необходимо совместить.

Линия бюджетного ограничения (бюджетная линия) показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и при данном уровне цен на эти товары (т.е. отражает возможности потребителя) (Рис. 7.2).

Рис. 7.2. Бюджетная линия

 

Уравнение бюджетного ограничения:

I = PxQx+PYQY, если переписать относительно QY – зависимость линейная, наклон отрицательный.

где I – величина дохода потребителя

РХ – цена товара Х

РY – цена товара Y

где QХ – объем спроса на товар Х

QY - объем спроса на товар Y

 

Расположение бюджетной линии зависит от дохода и изменения цен:

- если доход потребителя увеличится, то увеличится и количество наборов, доступных покупателю, и линия сдвинется вправо;

- при уменьшении дохода, количество наборов снизится, линия сдвинется влево;

- снижение цен товаров Х и Y сместит линию вправо и наоборот;

- снижение цены товара Х (при неизменной Y) приведет к тому, что на тот же доход можно купить больше товара Х: нижняя часть линии сдвинется вправо;

- снижение цены Y (при неизменной Х) сдвинет верхнюю часть линии вверх.

Таким образом, бюджетная линия отражает объективные факторы, но есть еще субъективные рыночные факторы, которые влияют на поведение потребителя – вкусы и предпочтения. Они анализируются с помощью кривых безразличия.

Кривая безразличия – это линия, соединяющая все точки наборов двух благ, имеющих для потребителя одинаковую общую полезность. Т.е. потребителю безразлично, какой набор товаров Х и Y он выберет.

Пример: потребитель безразлично относится к четырем наборам (Таблица 7.2).

Таблица 7.2

наборы Кол-во персиков (Qy) Кол-во киви (Qх)
А 7 4
B 5 5
C 4 6
D 3 8

 

По данным таблицы построим кривую безразличия (Рис. 7.3):

Рис. 7.3. Кривая безразличия потребителя

 

Каждая ее точка представляет набор с одинаковой полезностью. Но если мы увеличим количество персиков и киви, то перейдем на другую кривую безразличия, которая будет дальше от начала координат. И любой ее набор будет лучше, чем на первой кривой.

 

В своей совокупности все кривые безразличия представляют собой карту безразличия – она обеспечивает ранжирование наборов потребительских товаров: от наиболее до наименее предпочтительных (отражает желания потребителя) (Рис. 7.4).

Рис. 7.4. Карта кривых безразличия

 

По кривой безразличия можно рассчитать, каким количеством персиков потребитель готов пожертвовать ради получения дополнительных киви (сначала – 2 персиками, затем 1, потом 0,5). Т.е. по мере продвижения вниз по кривой, покупатель готов отказаться от все меньшего количества персиков – поэтому кривая имеет выпуклую форму, т.к. потребители получают все меньше удовольствия по мере большего потребления товара.

 

Количество одного товара (Y), которое потребитель согласен потерять с тем, чтобы получить дополнительную единицу другого товара (Х) и оказаться на том же уровне полезности, называется предельной нормой замены (товара Y товаром Х):

MRS = -

Знак «-» вводится для того, чтобы предельная норма замены одного товара другим была положительной величиной (т.к. числитель всегда отрицательный) (в нашем примере MRS = 2; 1; 0.5 - снижается)

Но бывают случаи, когда предельная норма замены не снижается:

- на взаимозаменяемые товары, когда потребитель в равной степени будет жертвовать определенным количеством одного товара для приобретения 1 единицы другого (кривая безразличия примет форму как бюджетная линия);

- для взаимодополняемых товаров, когда потребление одного невозможно без другого (MRS = 0), а кривая безразличия пройдет под углом 900 (Рис. 7.5)

Рис. 7.5. Кривая безразличия взаимодополняемых товаров

 

Теперь совместим желания и возможности потребителя и найдем такой набор товаров, который принесет наибольшую полезность (рис. 7.6).

Рис. 7.6. Карта кривых безразличия и бюджетная линия. Равновесное положение

 

Равновесное положение потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой из всех достижимых кривой безразличия (точка В2). В этой точке наклон кривой безразличия равен наклону бюджетной линии. Так как наклон кривой безразличия отражает предельную норму замены одного товара другим (MRS), а наклон бюджетной линии – отношение цены товара Х к цене товара Y, то равновесие потребителя достигается при условии, что предельная норма замены одного товара другим равна обратному отношению цен:

MRS=Рхy

 



Издержки производства

Виды издержек

 

Под «производством» в современной экономической науке принято понимать любую деятельность членов общества по использованию естественных ресурсов. В естественные ресурсы включаются и ресурсы человека. Целью производственной деятельности является создание необходимых отдельному члену общества и обществу в целом материальных и нематериальных благ.

Главный мотив деятельности любой фирмы – максимизация прибыли, реальные возможности достижения этой цели ограничены спросом на продукцию и издержками.

Выделяют издержки:

- внешние – фирма оплачивает труд работников, топливо, комплектующие, т.е. все то, что она не производит сама для создания данного изделия;

- внутренние – владелец собственного предприятия не платит самому себе зарплату, не получает аренды за здание, в котором находится фирма, если вкладывает денежные средства в торговлю, то не получает проценты (которые могли бы быть в банке). Но он получает «нормальную» прибыль, иначе он не будет заниматься этим делом. «Нормальная» прибыль – элемент издержек;

- альтернативные издержки;

- трансакционные.

Чистая (экономическая) прибыль = выручка - внешние - внутренние издержки (включая нормальную прибыль)

Бухгалтерская прибыль = выручка – внешние издержки

Также издержки делят в зависимости от объема производства:

- постоянные (FC)– это расходы, которые остаются неизменными, каково бы ни было количество произведенной продукции (плата за аренду, амортизация, оплата управленческого персонала) (Рис. 8.1)

Рис. 8.1. График постоянных издержек

 

- переменные издержки (VC)– меняются в прямой зависимости от объема производства, связаны с затратами на покупку сырья и рабочей силы. Они начинаются с нуля, быстро растут, затем начинает влиять экономия на масштабе (замедляются), а затем закон убывающей производительности (опять быстро растут) (Рис. 8.2)

Рис. 8.2. График переменных издержек

 

- валовые (ТС) – это сумма постоянных и переменных издержек при каждом конкретном уровне производства (Рис. 8.3)

Рис. 8.3. График постоянных, переменных и общих издержек

 

- средние издержки (АС) – издержки на единицу продукции: АС=ТС/Q (аналогично средние переменные и постоянные). Такие издержки предприниматель стремится минимизировать.

Кривая имеет обычно U-образную форму, сначала они высокие (т.к. большие постоянные, а объем производства небольшой), затем падают, а потом опять вверх (т.к. высокие переменные издержки).

Есть три возможных варианта положения фирмы на рынке (Рис. 8.4):

Рис. 8.4. Возможные варианты положения предприятия на рынке

 

а) – линия цены касается кривой АС - это предельная фирма, она в состоянии покрыть лишь минимальные средние издержки. Точка касания – точка нулевой прибыли (в этот момент есть только нормальная прибыль как нормальная отдача от капитала, она относится к FC)

б) – средние издержки ниже цены – фирма получает прибыль больше, чем нормальная

в) – средние издержки выше цены – фирма терпит убытки и разорится, если не уйдет с рынка

Таким образом, динамика средних издержек характеризует положение фирмы на рынке, но производителя интересует не прибыль на единицу продукции, а максимум общей массы получаемой прибыли, поэтому выделяют

- предельные издержки (МС)– дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции (при отсутствии производства они совпадают с FC). МС = ТСn-TCn-1 или МС =

Вместе с тем производство дополнительной единицы продукции, порождая дополнительные издержки, приносит и дополнительный доход. Величина этого доп. дохода – предельная выручка: MR = ТRn-ТRn-1.

В условиях свободной конкуренции производитель не может повлиять на уровень цены и, следовательно, будет продавать любое количество соей продукции по одной и той же цене, т.е. MR=Р.

Очевидно, что фирма будет расширять объем производства, пока МС будут меньше MR, если наоборот – убытки (Рис. 8.5.)

Рис. 8.5. Равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции

 

Таким образом, условие равновесие фирмы: МС=MR=P

При несовершенной конкуренции: MC=MR

 

Совместим известные нам издержки на общем графике (Рис. 8.6):

Рис. 8.6. Общий график издержек

 

Постоянные издержки на единицу продукции (АFC) по мере наращивания выпуска продукции падают, т.к. их абсолютная величина неизменна.

Кривая AVC на первом этапе показывает уменьшение удельных переменных издержек: сказывается эффект масштаба, увеличения объема производства. Но затем AVC начинают расти: над эффектом масштаба берет верх действие закона убывающей отдачи.

Кривая совокупных издержек (АТС) падает быстрее, чем каждая из ее составляющих (AVC и AFC).

Для деятельности фирмы решающими оказываются следующие моменты:

1. Пока МС меньше АТС, имеет место уменьшение общих средних издержек (АТС).

2. В точке Б, где пересекаются МС и АТС, имеет место минимум средних издержек (АТС).

3. Правее точки Б удельные валовые издержки (АТС) начинают расти, следовательно в точке Б рыночная цена равна средним валовым издержкам (Р = АТС) – это точка безубыточности, т.е. критического объема производства.

4. При падении рыночной цены ниже точки Б предприятия начнут покидать отрасль (или производство).

5. Значительно хуже положение фирмы в точке А, где продажная цена равна удельным переменным издержкам (Р = AVC). В этом случае продажа продукции не позволяет возместить все затраты на ее производство. Производство необходимо прекратить, не исключен и вариант банкротства.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 256.