1.4. Акцизы (А) включаются в цену товаров, имеющих по специфике своих свойств монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Ставки акцизов могут быть установлены твердые, т.е. в евро или в рублях за физическую единицу товара и адвалорные (процентные).
Если действует твердая ставка в евро, то сумма акциза определяется путем перевода количества евро по курсу в рубли.
В тех случаях, когда установлена адвалорная ставка:
с/с + П + ТРсоб) х ставка А
C умма А = ----------------------------------------
100 – ставка А
1.5. Транспортные расходы по доставке продукции привлеченным транспортом (ТРпр)
-- Суммирование всех рассчитанных элементов позволяет определить отпускную цену предприятия-изготовителя без учета НДС:
Оц п/п. = с/с + П + ТРсоб + сумма А+ ТРпр.
без НДС
Т.к. товар приобретается покупателем с учетом НДС, необходимо определить отпускную цену предприятия-изготовителя с НДС:
Оц п /п без НДС х (100 + ставка НДС)
Оц п/п. = -------------------------------------------------------
с НДС 100
-- когда необходимо выделить сумму НДС как элемент цены:
Оц п/п. = Оц п/п + сумма НДС
с НДС без НДС
Оц п/п без НДС х ставка НДС
Сумма НДС = --------------------------------------------
100
2. Отпускная цена предприятия-оптовика (оптовая цена):
2.1. Оптовая цена без учета НДС:
О п/ц. = Оц п/п + сумма оптовой надбавки (УОН)
без НДС без НДС
2.2. Оптовые и торговые надбавки устанавливаются в % к отпускной цене предприятия-изготовителя без учета НДС.
Оц п/п без НДС х ОН (%)
Сумма ОН = --------------------------------------------
100
2.3. Оптовая цена с учетом НДС:
Оп.ц. без НДС х (100 + ставка НДС)
Оп.ц . = ------------------------------------------------------
с НДС 100
или Оп/ц = Оп.ц. + Сумма НДС
с НДС без НДС
Розничная цена.
Розничная цена – это конечная цена, через которую происходит процесс завершения товарооборота общественного продукта. По розничным ценам товары народного потребления реализуются населению или коллективным потребителям.
3.1. Розничная цена без учета НДС:
РЦ = Оц п/п. + Сумма ОН + Сумма ТН
без НДС без НДС
3.2. Определяем сумму торговой надбавки:
Оц п/п без НДС х ТН (%)
Сумма ТН = --------------------------------------------
100
3.3. Розничная цена с учетом НДС:
РЦ без НДС х (100 + ставка НДС)
РЦ = --------------------------------------------------
с НДС 100
или
РЦ = Рц. + Сума НДС
с НДС без НДС
Рц без НДС х ставка НДС
Сумма НДС = --------------------------------------------
100
Вопросы для самоконтроля:
(тема № 2.7.)
1. Дайте определение выручки от реализации.
2. Охарактеризуйте факторы, влияющие на размер выручки.
3. Раскройте сущность дохода от реализации торгового предприятия.
4. Изложите методику планирования дохода от реализации.
5. Охарактеризуйте факторы, влияющие на размер дохода от реализации.
6. Изложите порядок формирования отпускной цены предприятия-изготовителя.
7. Изложите порядок формирования оптовой и розничной цены.
Тема № 2.8. Прибыль как основной источник денежных накоплений организаций.
Вопросы: 1. Прибыль, ее сущность и виды.
2. Анализ, планирование прибыли предприятия.
3. Порядок распределения и использования прибыли.
4. Рентабельность, значение и виды.
Методические указания
Вопрос № 1.
Конечный финансовый результат деятельности предприятия выражается в прибыли или убытке.
Прибыль – важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия.
Прибыль в условиях рынка – конечная цель и движущий мотив развития предприятия.
В экономической литературе прибыль рассматривается с различных точек зрения.
Как результативный (оценочный) показатель прибыли характеризует эффективность деятельности предприятия.
Как количественный показатель прибыль представляет собой разность между валовыми доходами и расходами предприятия (издержками обращения и производства).
Понятие прибыли имеет разное значение с позиции предприятия, государства, потребителя. Но во всех случаях она означает выгоду. Прибыль позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников предприятия.
Объектом экономических интересов государства служит та часть прибыли, которую предприятие уплачивает в виде налога на прибыль, и которую общество использует для развития экономики страны.
Экономические интересы предприятия удовлетворяются за счет чистой прибыли после уплаты налогов и обязательных платежей. За счет этой прибыли предприятие решает производственные и социальные задачи своего развития.
Экономические интересы работников связаны с материальным стимулированием и социальными выплатами, источником которых является чистая прибыль предприятия.
Собственники также заинтересованы в увеличении прибыли предприятия, т.к. увеличиваются дивиденды, обеспечивается рост их капитала.
Значение прибыли:
1. Прибыль выступает источником финансовых ресурсов.
2. Прибыль служит источником образования фондов предприятия (накопления, резервного, потребления и других).
3. Прибыль – источник материального стимулирования трудового коллектива.
4. Прибыль выступает источником образования имущества, капитала.
5. Прибыль является источником трудовых и социальных льгот для работников предприятия.
Функции прибыли:
1. Оценочная функция – учитывает эффективность использования ресурсов предприятия, успех или неудачу в бизнесе, рост или снижение объемов деятельности.
2. Стимулирующая функция -- связана с тем, что прибыль является источником экономического стимулирования деятельности предприятия и его работников.
3.Распределительная функция – через прибыль и рентабельность решается задача наиболее эффективного распределения ресурсов среди альтернативных видов деятельности.
Виды прибыли:
1. Экономическая прибыль – разность между доходом и экономическими (явными и неявными) расходами (издержками).
2. Бухгалтерская прибыль – разность между величиной дохода и явными расходами (издержками).
3.Прибыль от реализации (Пр) – разница между доходами от реализации и расходами по реализации товаров:
Пр = ДР – РР
4. Прибыль от текущей деятельности :
Пт.д. = Пр +сальдо прочих доходов и расходов от текущей деятельности ( доход от текущей деятельности - расход от текущей деятельности )
5.Прибыль от инвестиционной, финансовой и иной деятельности:
П ф.д. = сальдо доходов и расходов по инвестиционной деятельности (доходы по инвестиционной деятельности - расходы по инвестиционной деятельности) + сальдо доходов и расходов по финансовой деятельности ( доходы по финансовой деятельности – расходы по финансовой деятельности) + сальдо иных доходов и расходов
6.Прибыль до налогообложения :
Пд.н.= прибыль от текущей деятельности + прибыль от инвестиционной, финансовой и иной деятельности
7. Льготируемая прибыль (ЛП) – часть прибыли, не облагаемая налогом на прибыль. К ней относят прибыль, направляемую на финансирование капитальных вложений; на приобретение основных фондов производственного характера; на природоохранные мероприятия; на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС и другие виды прибыли, указанные в Законе РБ «О налоге на прибыль и доходы».
8. Налогооблагаемая прибыль (НП) – прибыль, подлежащая налогообложению по установленной ставке:
НП = Пд.н.– ЛП
9. Чистая прибыль (ЧП) - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия
ЧП = прибыль до налогообложения – налог на прибыль - прочие налоги и сборы, исчисляемые из прибыли
Налог на прибыль = ставка налога на прибыль х налогооблагаемая прибыль
10. Номинальная прибыль -- прибыль, исчисляемая в действующих ценах.
11. Реальная прибыль -- прибыль, пересчитанная с учетом инфляции.
Рпр = Потч х Иинф.
Потч – прибыль отчетного года
Иинф – индекс инфляции
12
Иинф = (1 + m )
где: m – коэффициент инфляции
12 – количество месяцев в году
12.Минимальная прибыль - обеспечивает организации после уплаты налогов минимальный уровень рентабельности вложенного капитала.
13.Нормальная прибыль – минимальное вознаграждение предпринимателя, удерживающее его в выбранной им сфере деятельности.
14.Недополученная прибыль- прибыль, которую могла бы получить организация при более выгодном использовании ресурсов.
и другие виды прибыли.
Вопрос № 2.
На размер прибыли влияют 2 группы факторов:
I. Внешние факторы:
-- уровень развития экономики страны;
-- методы регулирования деятельности предприятия со стороны государства;
-- природно-климатические факторы;
-- транспортные условия;
-- тарифы на услуги;
-- уровень инфляции;
и другие факторы.
II. Внутренние факторы, непосредственно связанные с результатами деятельности самого предприятия:
-- результаты коммерческой деятельности;
-- объем, состав, структура товарооборота;
-- формы материального стимулирования труда;
-- производительность труда;
-- эффективность использования основных и оборотных средств;
-- уровень торговых надбавок, валового дохода;
-- уровень издержек обращения
и другие факторы.
Среди этих факторов выделяют влияние основных факторов, влияющих на размер прибыли:
1) Влияние изменения объема товарооборота (чем больше объем товарооборота, тем больше сумма прибыли):
Изменение т/о х Уровень R продаж
(прошлого года или
по плану)
Вл. изменения т/о = -----------------------------------------------------------------
100
-- прямая зависимость.
2) Влияние изменения структуры товарооборота: чем больше в объеме товарооборота удельный вес товарных групп с высоким уровнем рентабельности, тем больше сумма прибыли по товарным группам.
3) Влияние изменения уровня дохода от реализации:
Изменение УДР х т/о отчетн. (факт)
Вл. изменения УДР = -----------------------------------
100
-- прямая зависимость.
4) Влияние изменения уровня расходов на реализацию:
Изменение УРР х т/о отчетн. (факт)
Вл. изменения УРР = ------------------------------------
100
-- обратная зависимость, т.е. рассчитанное влияние, берется с противоположным знаком.
Планирование прибыли:
Планирование прибыли имеет большое значение для предприятия. Оно позволяет правильно оценить финансовые ресурсы предприятия, размер платежей в бюджет, возможности решения социальных проблем и т.п.
В процессе разработки планов-прогнозов прибыли могут использоваться следующие методы:
1. Метод прямого счета – применяется, когда имеются надежные данные о прогнозируемых величинах РР, ДР, налогах. Когда не предвидится резких изменений ни в объемах деятельности, ни во внешней, ни во внутренней среде функционирования предприятия. Порядок прогнозирования – см. вопрос виды прибыли.
2. Расчетно-аналитический метод -- основан на использование результатов анализа достигнутой величины исследуемого показателя, принимаемого за базовую величину и индексов его изменения в плановом периоде:
Ур R отчетн. периода х т/о план
Пр план. = -------------------------------------------- ±
100
± Пр. с учетом изменений факторов, определяющих размер прибыли.
и другие методы.
Вопрос № 3.
Объектом распределения является чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по целевому использованию на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджет в виде налогов и других обязательных платежей. Направления расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются решением компетентного органа на предприятии (например, общим собранием акционеров).
При распределении прибыли рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
1) Прибыль, полученная предприятием в результате производственно-хозяйственной деятельности, распределяется между государством и предприятием.
2) Прибыль для государства поступает в бюджет в виде налогов и сборов. Состав налогов, ставки, порядок исчисления, сроки уплаты в бюджет устанавливаются законодательством.
3) Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопления, которые обеспечат дальнейшее развитие предприятия, во вторую очередь – на потребление и финансирование других расходов.
Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в Уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими экономическими службами и утверждается руководящим органом предприятия.
|
Дата: 2018-12-21, просмотров: 266.