Основные элементы банковской пластиковой карточки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На лицевой стороне карточки присутствуют:

Ø номер карточки. Как правило, он состоит из 16 цифр. Номер карточки необходим для того, чтобы точно определять ее держателя во время проведения операций.

Ø срок действия карточки. По истечении срока действия

карточка нигде не будет обслуживаться.

Ø имя и фамилия держателя карточки.

Ø логотип банка, выпустившего карточку. Именно в банк, выпустивший карточку, должен обращаться держатель карточки с любыми вопросами о своей карточке и проведенных с ее использованием операциях.

Ø логотип платежной системы, к которой относится карточка.

На оборотной стороне карточки присутствуют:

Ø магнитная полоса. Она служит для хранения информации о пластиковой карточке, необходимой для проведения

 операций с ее использованием.

Ø полоса для подписи. На ней держатель

карточки ставит свою подпись при ее

получении. Без подписи карточка

не действительна.

Ø контактная информация банка,

выпустившего карточку.

 

Вопросы для самоконтроля:

 (тема 2.9.)

 

1. Изложите сущность денежного оборота.

2. Охарактеризуйте структуру денежного оборота.

3. Раскройте принципы организации безналичных расчетов.

4. Охарактеризуйте формы безналичных расчетов.

 



Тема № 2.10.  Экономическая сущность страхования, его роль в

Системе общественных отношений.

Вопросы:         1.История развития страхования.

                 2.Понятие страхования.

                      3.Виды страхования.

                      4.Государственный надзор за страховой деятельностью.

Методические указания

 

Вопрос № 1.

    Страхование имеет многовековую историю и относится к таким же основополагающим категориям развитого рыночного хозяйства, как, например, деньги и кредит. Для самых ранних форм страхования характерно то, что оно возникло как взаимное страхование, в основе которого заложена идея коллективной взаимопомощи. Наиболее примитивной формой распределения ущерба было натуральное страхование, применявшееся в крестьянских общинах и ранних государствах. Специальные запасы зерна и других продуктов в общинных и государственных амбарах формировались путем объединения натуральных взносов. За их счет, например, в неурожайный год оказывалась материальная помощь пострадавшим крестьянским хозяйствам. По мере развития товарно-денежных отношений натуральное страхование уступило место страхованию в денежной форме. Особенно бурное развитие страхования приходится на конец 15 в., когда европейцы начали активно осваивать новые земли. Эпоха великих географических открытий породила не только развитие судоходства и международной торговли, но и новые опасности. Чтобы защититься от морских рисков, купцы и судовладельцы на период совместных экспедиций договаривались о том, что в случае гибели имущества одного из них ущерб будет распределяться между всеми. Первый дошедший до наших дней морской полис (договор о страховании за плату) был выдан в 1347 году на перевозку груза из Генуи на остров Майорка на судне «Санта Клара». Это свидетельствует о том, что наряду с взаимным страхованием в этот период уже существовало и развивалось коммерческое страхование, предполагающее предоставление страховой защиты за определенную плату (премию). На первых порах профессиональными страховщиками становились отдельные предприниматели (так называемые подписанты), которые брали на себя обязательства возмещения ущерба под залог собственного имущества. В конце 17 – первой половине 18 вв. возникают первые страховые общества (фирмы, специализирующиеся на производстве услуг по страхованию) в области морского страхования: во Франции - в 1686 году (Париж), в Италии - в 1741 году (Генуя).

Что касается дореволюционной России, то здесь страховое дело осуществляли многочисленные предприятия и общества. Ведущую роль играли акционерные общества. Наибольшее распространение в дореволюционной России имело страхование от огня. Именно в этих целях в 1827 году было учреждено первое страховое общество, которое именовалось «Первое российское страховое от огня общество». В течение последующих тридцати лет было открыто по страхованию от огня еще два общества – «Второе российское страховое от огня общество» (1835г.) и “Саламандра” (1864г.). Поначалу объем операций этих страховых обществ был весьма скромен. Однако с отменой крепостного права начинается широкое развитие страхового дела, оно активно распространяется на деревню. За короткое время возникает несколько новых страховых обществ. 

 Второе место в имущественном страховании по сбору платежей занимало транспортное страхование судов и грузов. В 1913 г. его проводили 10 акционерных обществ. Пять обществ осуществляли в 1913г. операции по страхованию стекол от разбития, впервые введенному в 1894 г. страховым обществом “Помощь”. Страхование стекол получило распространение только в крупных городах, где возводились большие здания, обширные торговые и промышленные помещения и т.д. С 1900 г. общество “Помощь” начинает проводить страхование от краж со взломом, потом этот вид страхования был включен в сферу деятельности общества “Россия”. Однако популярностью такое страхование не пользовалось. Большинство акционерных страховых обществ было сосредоточено в Петербурге. Второе место после акционерных обществ занимали земства (органы местного самоуправления в ряде центральных губерний дореволюционной России). Личное страхование появляется в России в середине 30-х годов прошлого века. В 1835 году было организованно первое акционерное общество по страхованию жизни, которое получило название «Российское общество застрахования капиталов и доходов».

  Страховое дело формально существовало и в Советском Союзе. Однако сфера страхования была монополизирована единственным страховщиком - Госстрахом. Страхование имело во многом формальный характер. В сознании советских людей страхование не фигурировало как обязательный компонент организации жизни. Многие просто ничего не знали об этом виде деятельности.

В условиях современного общества с развитой рыночной экономикой практически не существует материальных объектов и интересов, не защищенных страхованием.

Вопрос № 2.

Переход экономики на рыночные отношения, развитие предпринимательской деятельности, расширение круга товарных и обменных операций, взаимных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами объективно требуют надежной системы гарантий, предоставляемых страхованием. Только на основе страхования становится возможной защита общественных и личных интересов, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

 Страхование представляет собой систему отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, личных неимущественных интересов физических лиц путем формирования за счет страховых взносов (страховых премий), уплачиваемых этими лицами, денежных фондов, предназначенных для выплаты страховых сумм и возмещения убытков при наступлении страховых случаев.

 

Объект страхования

Объектом страхования признаются имущество, жизнь, риск и другие объекты, с которыми связаны страховые интересы: имущественные интересы юридических и физических лиц, а также личные неимущественные интересы физических лиц.

Страховой интерес должен существовать в момент заключения договора страхования.

Страховой интерес -- мера материальной заинтересованности в страховании.

Имущественный интерес - выражается в получении стоимости застрахованного имущества.

Личный неимущественный интерес - заключается в получении страховой суммы в случае наступления событий, обусловленных договором страхования.

Страхование - это экономическое отношение, в котором участвуют как минимум две стороны (два лица, субъекта отношения).

Страховщики

 Страховщиками (страховыми организациями) могут быть государственные страховые организации, акционерные страховые общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, создаваемые с целью осуществления страховой, а также иной деятельности, определяемой Законом, при наличии у них уставного, резервного фондов и резервов, прошедших регистрацию и получивших лицензию на право проведения определенного вида страхования или перестрахования.

Страхователи

Страхователями признаются юридические и физические лица, уплачивающие страховые взносы и вступающие в конкретные страховые отношения со страховщиком (страховой организацией).

Страхователи вправе заключать договоры страхования в интересах и от имени третьих лиц.

Юридические и физические лица Республики Беларусь вправе заключать договоры страхования только со страховщиками (страховыми организациями) Республики Беларусь.

Иностранные юридические и физические лица, инвестирующие свій капитал в экономику Республики Беларусь, могут застраховать свій имущественный интерес только у страховщиков Республики Беларусь.

Страховые посредники

Заключение и выполнение договора страхования может осуществляться через страховых посредников (агентов и брокеров).

Страховой агент является представителем страховщика, которому последний поручает на основании контракта от имени страховщика за определенное вознаграждение осуществление страховой деятельности.

Обязательства, принятые   агентом в пределах полученных полномочий от имени страховщика, выполняются последним, как если бы они были приняты им самостоятельно.

Страховой брокер является независимым посредником, осуществляющим свою деятельность на основании соглашений со страхователями и страховщиками.

Посредническая деятельность по страхованию, связанная с заключением договоров страхования от имени иностранных страховых организаций, на территории Республики Беларусь не допускается, если межгосударственными соглашениями с участием Республики Беларусь не предусмотрено иное.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 244.