Организации.
Вопросы: 1)Понятие выручки от реализации продукции
(работ, услуг).
2)Доход от реализации как источник получения прибыли и финансирования затрат.
3)Планирование дохода от реализации.
4)Порядок формирования цен на товары народного потребления.
Методические указания
Вопрос № 1
Процесс материального производства завершается доведением готового продукта до потребителя, т.е. процессом реализации, и представляет собой завершение последней стадии кругооборота средств производства, в которой товарная стоимость вновь превращается в денежную.
В рыночной экономике экономическую основу функционирования торговых организаций составляют доходы.
В экономике организаций доходы рассматриваются с двух позиций:
- как экономическая категория;
-как показатель торгово-предпринимательской деятельности (как качественный показатель) – отражают уровень хозяйствования и риска, результаты коммерческой и финансово-экономической деятельности.
Доход – экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Под экономической выгодой подразумевается способность имущества содействовать притоку денежных средств (или иных активов) и уменьшению обязательств, следствием чего является увеличение капитала.
В качестве основного классификационного признака является вид деятельности, осуществление которой позволяет получить доход.
Классификация доходов:
1. Текущие доходы– доходы от хозяйственных операций по реализации товаров, а также осуществлению производственно- торговой функции общественного питания ,совершающихся постоянно и являющихся предметом деятельности организации. По отраслям товарного обращения это доходы:
- в розничной торговле;
- в оптовой торговле;
- в общественном питании.
2. Прочие доходы– отражают систематические поступления денежных средств в составе выручки от:
- производственной деятельности;
- выполнения работ (например, ремонтно-строительных) по заказу сторонних организаций;
- оказания платных торговых услуг (например, доставка товаров на дом, раскрой ткани, сборка и установка мебели, рекламно-информационные услуги) и прочих услуг (например, транспортных т.е. автотранспортом торговой организации).
- поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов предприятия, поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы от ценных бумаг), прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности и т.д.
- доходы от операций не связанных с основной деятельностью предприятия торговли (реализация товаров). В их состав включаются:
- излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при инвентаризации;
-списание кредиторской и дебиторской задолженности за истечением сроков исковой давности;
- прибыль прошлых лет, выявленная в отчётном году;
- штрафы, пени, неустойки, полученные;
- положительные курсовые разницы;
- поступления в возмещение причиненных организации убытков и др.
Доходом предприятия считается не вся выручка от реализации, а только ее часть, за вычетом налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов, иных налогов и обязательных платежей, подлежащих перечислению в бюджет.
Выручка – сумма денежных средств, поступивших на счёт организации за реализованную продукцию. Она является экономической категорией, т.к. выражает денежные отношения между поставщиками и потребителями товаров, важным источником формирования собственных финансовых ресурсов организации.
Выручка – основной вид денежных доходов организации, один из главных показателей финансово-хозяйственной деятельности.
Своевременное поступление выручки – важный момент в хозяйственной деятельности предприятия, одна из основных задач деятельности предприятия в условиях рыночной экономики, т.к. это определяет финансовое положение предприятия.
Во-первых, выручка от реализации является основным регулярным источником средств для предприятия и занимает наибольший удельный вес среди других возможных поступлений средств.
Во-вторых, выручка создает необходимые условия для возобновления следующего кругооборота предприятия.
От поступления выручки зависит устойчивость финансового положения предприятия, состояние его оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, банками, поставщиками, рабочими предприятия.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг)
включает 3 элемента:
1.Расходы на реализацию -- направляются на возмещение затрат на реализацию продукции. Из этих средств необходимо уплатить налоги в бюджет (земельный, экологический, чрезвычайный), а также сделать отчисления во внебюджетные и другие фонды в соответствии с законодательством.
2.Прибыль -- является источником формирования общегосударственных и децентрализованных (на предприятии) фондов денежных средств. Часть прибыли уплачивается в бюджет в виде налогов (на недвижимость, на доходы и прибыли и др.).
3.Косвенные налоги и отчисления (НДС, акцизы и другие налоги, и обязательные платежи, подлежащие перечислению в бюджет).
На размер выручки от реализации оказывают влияние следующие факторы:
§ В сфере производства -- объем производства, качество продукции, ее ассортимент и др.
§ В сфере обращения – ритмичность отгрузки, своевременное оформление транспортных и расчетных документов, сроки документооборота, соблюдение, условий договоров, уровень цен, формы расчетов и др.
§ Не зависящие от деятельности предприятия -- нарушения договоров поставщиками материально-технических ресурсов, недостатки в работе транспорта и др.
Выручка от реализации товаров зачисляется на специальный ссудный или расчетный (текущий) счет предприятия в банке.
Исходя из плана товарооборота на квартал с разбивкой по месяцам, продаж товаров по мелкому опту в порядке безналичных расчетов, а также расходования выручки на месте определяется размер выручки, подлежащий сдаче в банк. На основании этого расчета устанавливается доля выручки в объеме розничного товарооборота (РТО), сдаваемая в банк.
Этот показатель называется процент инкассации торговой выручки:
Т – (к + р + м) + П
И = ----------------------------- х 100%
Т
или
Ви
И = ---------- х 100%
Т
где: И - % инкассации выручки
К – продажа товаров в кредит за « - » суммы, уплаченной наличными деньгами.
Р – продажа товаров в порядке безналичных расчетов.
М – расходование выручки на месте.
П – прочие поступления от неторговой деятельности.
Ви – выручка, подлежащая инкассации.
Т – объем товарооборота.
Кредитные учреждения ежегодно устанавливают каждому предприятию лимит остатка наличных денег в кассе после инкассации выручки:
Вп
Л = ------------
Дп х r
где: Дп – количество рабочих дней в п-м периоде
r – количество часов работы предприятия в день.
Вопрос № 2.
Осуществление торговой деятельности на принципах хозрасчета предполагает как покрытие расходов на реализацию, так и отражение доходов, обеспечивающих самофинансирование торгового предприятия, т.е. решение производственных и социальных задач за счет собственных источников финансирования. Это возможно в том случае, если предприятие имеет стабильный источник доходов. Для торгового предприятия в качестве такого источника может выступать доход от реализации (ДР) основной деятельности.
Доход от реализации -- представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия издержек обращения и образования прибыли.
Доход от реализацииторгового предприятия -- это разница между денежной выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью.
Самостоятельность, самоокупаемость и самофинансирование требуют, чтобы размер валового дохода торгового предприятия превышал затраты, необходимые для выполнения своих задач, т.е. валовой доход является исходной предпосылкой для конкурентоспособного функционирования торгового предприятия.
Его доля составляет в общем объеме доходов торгового предприятия около 80%.
В экономическом анализе используется два вида доходов:
1) Доход от реализации– брутто – общая сумма валового дохода от реализации товаров.
2) Доход от реализации – нетто, остающийся в распоряжении предприятия общая сумма валового дохода – брутто от реализации товара за минусом целевых сборов и отчислений, уплачиваемых из валового дохода.
Для предприятий, занимающихся только торговой деятельностью, доход от реализации является главным источником образования прибыли – это сумма торговых надбавок (ТН). Торговое предприятие за оказываемые им услуги по доведению товара до потребителя и по его реализации взимает плату, которую можно назвать ценой торговых услуг. Этой платой становится торговая надбавка к цене закупленных товаров.
Источники образования дохода от реализации.
1) Основным источником образования дохода от реализации в розничной торговле служат – торговые надбавки; в оптовой торговле – оптовые (снабженческо-сбытовые) надбавки; в общественном питании – наценки на продукцию собственного производства, а также торговые надбавки.
Торговая надбавка (ТН) устанавливается в % к цене, по которой товары закупаются у производителей или у посредников.
Основные требования, предъявляемые к обоснованию торговых надбавок, заключаются в следующем: они должны создавать условия для прибыльной работы торгового предприятия, отражать специфику реализации отдельных групп товаров, стимулировать эффективные использования имеющихся ресурсов и т.д. Уровень торговой надбавки определяется с учетом конъюнктуры рынка, соотношения между спросом и предложением на конкретный товар, размера свободной отпускной цены, издержек обращения, прибыли, ставок косвенных налогов:
РР + П
ТН = --------------------- х 100%,
Пс
где: ТН – уровень торговой надбавки, %;
РР –сумма фактических расходов на реализацию;
П – сумма прибыли;
Пс – покупная стоимость товаров без НДС.
2) Доходы от оказания платных услуг населению (доставка товаров на дом, ремонт изделий, раскрой ткани и т.д.).
3) Комиссионное вознаграждение за реализацию товаров в комиссионных магазинах и отделах.
Доход от реализации товаров характеризуется двумя показателями:
1) Абсолютный показатель -- сумма дохода от реализации.
2)Относительный показатель -- уровень дохода от реализации (УДР) рассчитывается как отношение суммы валового дохода от реализации к объему розничного товарооборота, выраженное в процентах:
Сумма ДР
УДР = ----------------------х 100%
Объем РТО
В розничной торговле уровень дохода от реализации учитывается, анализируется и планируется по отношению к розничному товарообороту (без НДС, налога с продаж и других обязательных платежей); в оптовой торговле – к оптовому или складскому товарообороту с участием в расчётах; в общественном питании – к общему(валовому) товарообороту общественного питания. Данный показатель отражает долю торговли в розничной цене товара и характеризует уровни затрат и прибыли от операций, связанных с реализацией товаров(сколько рублей дохода получено с каждых 100 руб. проданных товаров).
Вопрос № 3.
На размер дохода от реализации оказывают влияние внешние и внутренние факторы.
К внешним факторам относятся:
1.Степень насыщенности рынка товарной массой:
- при её увеличении (уменьшении) наблюдается относительное снижение (повышение) уровня цен, что ведёт к замедлению (ускорению) темпов роста дохода при наращивании объемов реализации товаров.
2.Покупательская способность потребителей:
- если она высокая (низкая) имеет место положительная (отрицательная) динамика процесса реализации товаров, а следовательно, происходит рост (снижение) суммы и уровня дохода от реализации.
3.Денежные доходы населения:
- их увеличение (снижение) повышает (снижает) покупательную активность населения, и как следствие – отражается ростом (падением) объемов товарооборота и доходов торговли.
4.Уровень цен на товары и материальные ресурсы, тарифы на услуги:
- рост (снижение) цен и тарифов, как правило, вызывает увеличение (уменьшение) как выручки, так и дохода от реализации.
и др.
К внутренним факторам относятся:
1. Объем товарооборота -- чем больше объем товарооборота, тем больше сумма торговых надбавок, и соответственно, больше сумма дохода от реализации.
2. Значительное влияние на валовой доход оказывает изменение структуры товарооборота. Увеличение доли товаров с более высоким уровнем торговых надбавок ведет к повышению среднего уровня дохода от реализации.
3. Средний уровень торговых надбавок -- чем больше сумма торговых надбавок, тем больше сумма дохода от реализации.
4. Звенность товародвижения - в розничной торговле при увеличении доли поставки товаров через оптово-посреднические звенья сумма и уровень дохода снижается, поэтому целесообразно осуществлять поставки товаров на прямую; в оптовой торговле – наоборот и др.
Из вышеперечисленных факторов выделяется влияние на доход от реализации двух основных факторов:
Дата: 2018-12-21, просмотров: 316.