Кафедра дефектологии
Дисциплина: ЛОГОПЕДИЯ
Методические рекомендации
для практических занятий и самостоятельной работы студентов
Очной, очно-заочной, заочной форм обучения
направления подготовки 44.03.03. «Специальное (дефектологическое) образование»; направленность «Образование лиц с нарушением речи»
Курган, 2016
Кафедра: «Дефектология»
Дисциплина: «Логопедия»
Авторы-составители: заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук
В.А. Дубовская, старший преподаватель Л.С. Дмитриевских
Утверждены на заседании кафедры протокол № « » 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Логопедия» предназначена для студентов педагогических высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 44.03.03. «Специальное (дефектологическое) образование»; направленность «Образование лиц с нарушением речи».
Дисциплина «Логопедия» изучается студентами 2-4 курсов очной и очно-заочной форм обучения, студентами 1-5 курсов заочной формы обучения.
Предметом курса «Логопедия» являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройствами речевой деятельности. Объект изучения – человек, страдающий нарушением речи.
Цель курса: овладение научно обоснованной системой обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.
Задачи обозначенного курса связаны с изучением онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений; этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений; овладением методов педагогической диагностики речевых расстройств, дифференцированных методов и средств устранения и профилактики речевых расстройств.
В результате изучения дисциплины «Логопедия» студенты должны научиться:
- грамотно организовывать процесс логопедического обследования, выявлять и правильно классифицировать речевые дефекты;
-обосновывать направления и содержание логопедической работы при устранении разных видов нарушений устной и письменной речи;
- планировать, организовывать и осуществлять коррекционно-развивающий процесс по устранению нарушений речи и коррекции качеств личности лиц с речевыми нарушениями;
- организовывать работу с педагогами коррекционных учреждений и семьями детей с нарушениями речи.
Настоящее пособие предназначено как для преподавателей, которые могут им воспользоваться при организации и проведении семинарских занятий по данной дисциплине, так и для студентов при подготовке к практическим занятиям и планировании самостоятельной работы во внеучебное время.
Методическое пособие содержит:
· пояснительную записку;
· обязательный минимум содержания дисциплины «Логопедия»;
· учебно-тематический план практических занятий;
· содержание практических занятий, включающие вопросы для обсуждения, задания практической работы и задания для самостоятельной работы;
· определения основных понятий курса;
· список необходимой литературы к отдельным занятиям и разделам в целом
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОГОПЕДИЯ»
Теоретические и методологические основы логопедии. Цели и задачи. Виды речевых нарушений и их коррекция.
Дислалия, ринолалия, дизартрия: история, статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация.
Нарушения голоса: история, статистика, терминология, этиология, определение, механизмы нарушения, классификация, симптоматика, особенности восстановительной работы, прогноз, эффективность.
Заикание. История, определение, механизмы, классификация, причины, симптоматика, особенности течения, обследование, дифференциальная диагностика, комплексный метод преодоления заикания, особенности работы с различными возрастными категориями, профилактика, эффективность, предупреждение рецидивов.
Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения.
Алалия. История, определение, статистика, этиология, механизмы нарушения, классификация, дифференциальная диагностика, динамика развития, обследование, принципы, организация и содержание коррекционно-воспитательного воздействия.
Афазия. История, определение, статистика, нейролингвистический подход, причины и механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, речевые и неречевые нарушения, степень выраженности, прогноз, специфика обследования, принципы и методы восстановительного обучения.
Логопедическая работа при нарушениях слуха, зрения, интеллектуальных нарушениях, детском церебральном параличе.
Учебно-тематический план практических занятий
для студентов очной и очно-заочной форм обучения
Семестр
Номер раздела, темы
Темы
Норматив времени, час.
2
4
Устранение нарушений произношения при дислалии
Всего:
Семестр
Номер раздела, темы
Наименование раздела,
Темы
Норматив времени, час.
5
Ринолалия
6
Нарушения голоса
Всего:
Семестр 5
Номер раздела, темы
Темы
Норматив времени, час.
7
Дизартрия
8
Семестр 6
Номер раздела, темы
Темы
Норматив времени, час.
9
Заикание
10
Устранение заикания
Всего:
Семестр 7
Номер раздела, темы
Темы
Норматив времени, час.
11
Алалия
Всего:
Семестр 8
Номер раздела, темы
Темы
Норматив времени, час.
13
Афазия
Всего:
Учебно-тематический план практических занятий
для студентов заочной формы обучения
Семестр
Заочная форма обучения
Рубеж
Номер раздела, темы
Наименование раздела,
Темы
Количество часов
Семестр
Заочная форма обучения
Рубеж
Номер раздела, темы
Наименование раздела,
Темы
Количество часов
Семестр
Заочная форма обучения
Рубеж
Номер раздела, темы
Наименование раздела,
Темы
Количество часов
Семестр
Заочная форма обучения
Рубеж
Номер раздела, темы
Наименование раздела,
Темы
Количество часов
Семестр
Заочная форма обучения
Рубеж
Номер раздела, темы
Наименование раздела,
Темы
Количество часов
Семестр
Заочная форма обучения
Рубеж
Номер раздела, темы
Наименование раздела,
Темы
Количество часов
Семестр
Заочная форма обучения
Рубеж
Номер раздела, темы
Наименование раздела,
Темы
Количество часов
Семестр
Заочная форма обучения
Рубеж
Номер раздела, темы
Наименование раздела,
Темы
Количество часов
Семестр
Заочная форма обучения
Рубеж
Номер раздела, темы
Наименование раздела,
Темы
Количество часов
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Раздел 3. Дислалия
Раздел 5. Ринолалия
Классификация ринолалии
Форма ринолалии | Механизм возникновения |
Открытая органическая | |
Открытая функциональная | |
Закрытая органическая | |
Закрытая функциональная | |
Смешанная |
2. Выберите один вариант правильного ответа из предложенных и ар-
гументируйте его:
При ринолалии ведущим является нарушение:
а/ артикуляции и фонациии звуков;
б/ фонематического слуха;
в/ лексико-грамматического строя речи.
Ринолалия имеет сходные симптомы с:
а/ дислалией;
б/ алалией;
в/ дизартрией.
Перечислите эти симптомы.
Задания для самостоятельной работы:
1. Законспектируйте главу «История изучения ринолалии» из книги
А.Г. Ипполитовой «Открытая ринолалия».
Список литературы:
1. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. М., Просвещение, 1983.
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. М.:ВЛАДОС, 2003.
3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. Учебное пособие для студентов пед. институтов. М., Просвещение, 1989.
Практические занятия № 21, 22. Содержание логопедических занятий с дошкольниками с ринолалией, обусловленной врожденными расщелинами неба
Вопросы для обсуждения:
1. Этапы логопедической работы при устранении ринолалии.
2. Направления коррекционной работы по развитию речи ребенка с ринолалией.
3. Виды коррекционных упражнений по формированию:
- ротового выдоха и дифференциации его с носовым;
- артикуляционной моторики;
- ритмической организации речи;
- фонематического слуха и восприятия;
3. Развитие голосовой функции у детей с врожденными расщелинами.
4. Планирование и проведение логопедических занятий с детьми с ринолалией.
Задания практического характера:
1. Подготовить и оформить конспекты занятий:
- 1/ подготовительного этапа дооперационного периода по постановке гласных звуков;
- 2/ любого занятия основного этапа дооперационного периода.
2. Дать анализ занятий друг друга.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить конспект статьи Т.И. Шабалиной «Индивидуальные логопедические занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с ринолалией» в ж. «Дефектология» №2, 2002.
2. Проанализировать конспект любого занятия из пособия Соломатина Г.Н., Водолацкий В.М. «Устранение открытой ринолалии у детей». М., ТЦ Сфера, 2005.
Список литературы:
1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практическое пособие. / под общей ред. Г.В.Чиркиной. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005.
2. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков: Кн. Для логопеда / Под ред. С.Л.Таптаповой. – М.: Просвещение, 1984.
3. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. М., Просвещение, 1983.
4. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов пед. вузов / Под ред. Л. С.Волковой. М.:ВЛАДОС, 2003.
5. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. М.:ВЛАДОС, 2003.
6.Репина З.А. Нарушения письма у школьников с ринолалией. Екатеринбург, 1999.
7.Соломатина Г.Н., Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей. М., ТЦ Сфера, 2005.
8. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. М.: Просвещение, 1984.
Раздел 6. Нарушения голоса
Варианты патологической мутации
№ | Вариант патологической мутации | Виды | Причины | Особенности голоса |
Задания для самостоятельной работы:
1. Уточните значение терминов:
миоэластическая теория фонации, нейрохронаксическая, мукоондуляторная теория; звук, голос, высота, длина волны, сила, тембр, диапазон голоса, форманты, резонанс, резонатор, регистры голоса, головной (фальцетный), грудной, микстовый регистр, импеданс, атака, постановка голоса, разговорный, певческий голос, тесситура, тенор, баритон, бас, сопрано, меццо-сопрано, контральто, вибратто.
Список литературы:
1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.
2. Вильсон Д. К. — Нарушения голоса у детей. — М., 1990.
3. Детский голос. Экспериментальное исследование /Ред. В. Н. Шацкая. — М., 1970.
4. Лаврова Е.В. Нарушения голоса : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е.В.Лаврова, О.Д.Коптева, Д.В.Уклонская. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 128 с.
5. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997. - Ч. I. - С. 194—355.
Раздел 7. Дизартрия
Раздел 9. Заикание
Раздел 12. Алалия
Задания практического характера
1.Найти определения терминам: аудиологоя, аудиометрия, аудиограмма, глухота, тугоухость, глухие и слабослышащие дети, чтение с губ, сопряженная речь, слухо-зрительное восприятие, слепоглухонемота, жестовая речь, дактилология, глобальное чтение, бинауральный слух (текст)
2. Разработайте 10 тестовых заданий по теме.
Задания для самостоятельной работы:
1.Заполните таблицу:
Раздел 14. Афазия
Характеристика афферентной моторной афазии (АМА)
Обсуждаемый параметр | Характеристика | Примечание |
Определение АМА | ||
Локализация повреждения мозга | ||
Функции в норме, закрепленные за поврежденными отделами мозга | ||
Состояние функций данных отделов мозга при патологии | ||
Первичный дефект | ||
Речевые симптомы | ||
Неречевые симптомы |
2.Определите понятия: праксис, апраксия, диспраксия, оральная апраксия, артикуляционная апраксия, кинестетическая апраксия (текст).
Задания для самостоятельной работы:
1.Разработайте и заполните таблицу, отражающую цель, задачи, методы, этапы и основные направления восстановительного обучения на примере методики конкретного автора.
2.Разработайте 10 тестовых заданий по АМА.
3.Подготовьте доклад «Неречевые нарушения у лиц с афферентной моторной афазией».
Характеристика эфферентной моторной афазии (ЭМА)
Обсуждаемый параметр | Характеристика | Примечание |
Определение ЭМА | ||
Локализация повреждения мозга | ||
Функции в норме, закрепленные за поврежденными отделами мозга | ||
Состояние функций данных отделов мозга при патологии | ||
Первичный дефект | ||
Речевые симптомы | ||
Неречевые симптомы |
2.Проведите сравнительную характеристику ЭМА и ЗМА по известным параметрам. Выделите сходства и принципиальные отличия двух форм моторной афазии (текст).
Задания для самостоятельной работы:
1.Разработайте и заполните таблицу, отражающую цель, задачи, методы, этапы и основные направления восстановительного обучения на примере методики конкретного автора.
2.Разработайте 10 тестовых заданий по ЭМА.
3.Подготовьте доклад «Обследование лиц с эфферентной моторной афазией».
Характеристика динамической афазии (ДА)
Обсуждаемый параметр | Характеристика | Примечание |
Определение ДА | ||
Локализация повреждения мозга | ||
Функции в норме, закрепленные за поврежденными отделами мозга | ||
Состояние функций данных отделов мозга при патологии | ||
Первичный дефект | ||
Речевые симптомы | ||
Неречевые симптомы |
2.Проведите сравнительную характеристику двух форм динамической афазии (Т.В. Ахутина), сопоставьте специфику речевых и неречевых нарушений при конкретной форме ДА с характером повреждения мозга (текст).
Задания для самостоятельной работы:
1.Разработайте и заполните таблицу, отражающую цель, задачи, методы, этапы и основные направления восстановительного обучения при динамической афазии на примере методики Т.В. Ахутиной.
2.Разработайте 10 тестовых заданий по теме занятия.
3.Подготовьте доклад «Порождение речевого высказывания: психолингвистические аспекты».
4.Подготовьте доклад «Порождение речевого высказывания: нейропсихологические аспекты».
Характеристика акустико-гностическая афазии (АГА)
Обсуждаемый параметр | Характеристика | Примечание |
Определение АГА | ||
Локализация повреждения мозга | ||
Функции в норме, закрепленные за поврежденными отделами мозга | ||
Состояние функций данных отделов мозга при патологии | ||
Первичный дефект | ||
Речевые симптомы | ||
Неречевые симптомы |
2.Сравните механизмы и проявления нарушений речи у детей с сенсорной алалией и больных с акустико-гностической афазией (текст).
Задания для самостоятельной работы:
1.Разработайте и заполните таблицу, отражающую цель, задачи, методы, этапы и основные направления восстановительного обучения при акустико-гностической афазии.
2.Разработайте 10 тестовых заданий по теме занятия.
3.Подготовьте доклад «Состояние импрессивной речи у больных с акустико-гностической афазией».
4.Подготовьте доклад «Особенности нарушения личности больных с акустико-гностической афазией».
4.Подготовьте доклад «Фонематические процессы»
Характеристика акустико-мнестическая афазии (АМнА)
Обсуждаемый параметр | Характеристика | Примечание |
Определение АМнА | ||
Локализация повреждения мозга | ||
Функции в норме, закрепленные за поврежденными отделами мозга | ||
Состояние функций данных отделов мозга при патологии | ||
Первичный дефект | ||
Речевые симптомы | ||
Неречевые симптомы |
2.Изучите акустико-мнестическую афазию в работах В.М. Шкловского, Т.Г. Визель. Составьте подробное описание симптоматики акустико-мнестической афазии (текст).
Задания для самостоятельной работы:
1.Разработайте и заполните таблицу, отражающую цель, задачи, методы, этапы и основные направления восстановительного обучения при акустико-мнестической афазии.
2.Разработайте 10 тестовых заданий по теме занятия.
3.Подготовьте доклад «Особенности речеслуховой памяти у больных с акустико-мнестической афазией».
4.Подготовьте доклад «Методика восстановительного обучения при акустико-мнестической афазии (Л.С. Цветкова)».
5.Подготовьте доклад «Методика восстановительного обучения при акустико-мнестической афазии (М.К. Бурлакова)»
Характеристика семантической афазии (СА)
Обсуждаемый параметр | Характеристика | Примечание |
Определение СА | ||
Локализация повреждения мозга | ||
Функции в норме, закрепленные за поврежденными отделами мозга | ||
Состояние функций данных отделов мозга при патологии | ||
Первичный дефект | ||
Речевые симптомы | ||
Неречевые симптомы |
2.Раскройте нейропсихологические механизмы пространственных представлений (текст).
Задания для самостоятельной работы:
1.Разработайте и заполните таблицу, отражающую цель, задачи, методы, этапы и основные направления восстановительного обучения при семантической афазии.
2.Разработайте 10 тестовых заданий по теме занятия.
3.Подготовьте доклад «Нейропсихологическая организация и функционал зоны ТРО».
4. Опишите проявления механизмы и проявления ипрессивного аграмматизма у лиц с семантической афазией.
Приложение 2. Словарь дефектологических терминов
АГНОЗИЯ — нарушение процессов узнавания, возникающее при поражении различных отделов коры головного мозга и ближайших подкорковых структур. Встречаются зрительная, слуховая, осязательная, пространственная и другие виды агнозии.
АГРАММАТИЗМ — ошибки в грамматическом построении активной речи (экспрессивный А.) и в понимании значения грамматических конструкций, включающих союзы, предлоги, согласования слов, их порядок в предложении и другие (пассивный А.).
АДАПТАЦИЯ — в широком смысле приспособление человека к условиям существования. Бывает биологическая, психологическая, социальная адаптация.
АЛАЛИЯ — отсутствие или грубое недоразвитие речи у детей при сохранном слухе и первично сохранной возможности умственного развития.
АМНЕЗИЯ — нарушение памяти с утратой способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. Возникает при различных локальных поражениях мозга.
АНАЛИЗАТОР — относительно автономная органическая система, обеспечивающая прием и переработку специфической (т. е. в рамках одной модальности — слуховой, зрительной и т.д.) сенсорной информации на всех уровнях ее прохождения через центральную нервную систему.
АНАМНЕЗ — совокупность сведений от родителей или лиц, воспитывающих ребенка, о его развитии на всех этапах, включая беременность его матери и роды, и о течении его заболеваний. Сбор анамнеза является важной частью комплексного обследования ребенка.
АПРАКСИЯ — нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, возникающее при поражении коры головного мозга.
АРТИКУЛЯЦИЯ — совместная работа речевых органов, необходимая для произношения звуков речи.
АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ — состояние, часто встречающееся при психических заболеваниях. Характеризуется общей слабостью, повышенной истощаемостью и раздражительностью. При А.С. нарушается внимание, память, ослабляется или утрачивается способность к продолжительному умственному и физическому напряжению.
АТАКСИЯ— нарушение моторики, проявляющееся в виде расстройства координации движений.
АУТИЗМ — болезненное состояние психики, характеризующееся нарушением контактов человека и уходом от реального внешнего мира. В 1943 г. Л. Каннером выделен ранний детский аутизм (РДА) как искажение психического развития ребенка, обусловленное биологической дефицитарностью его центральной нервной системы.
АФФЕКТ — нервно-психическое возбуждение. Это сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, возникающее под воздействием психотравмирующих ситуаций и эмоциональных реакций различного характера. А. сопровождается побледнением или покраснением лица, сужением или расширением зрачков, дрожанием губ и конечностей. Чаще наблюдается у лиц с неустойчивой психикой.
АФФЕКТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ — расстройства эмоционально-волевой сферы человека, проявляющиеся как в виде повышенной возбудимости (раздражительность, гневливость), так и в виде снижения возбудимости (апатия, безразличие).
ВТОРИЧНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ — возникают опосредованно в процессе задержанного, искаженного или нарушенного развития ребенка. Являются основным объектом психолого-педагогического изучения и коррекции.
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ — это сложные формы сознательной психической деятельности человека. Они прижизненно формируются, социальны по своему происхождению, опосредованы по своему психологическому строению с помощью речевой системы и произвольны по способу осуществления.
ГИДРОЦЕФАЛИЯ — водянка мозга, заболевание, при котором желудочковая система мозга расширена за счет избыточного количества спинномозговой жидкости (ликвора). Может быть как самостоятельным наследственным заболеванием, так и осложнением течения других форм аномального развития. Тяжелая Г. у детей может повлечь за собой умственную отсталость, церебральные параличи, нарушения речи и слуха.
ГИПЕРКИНЕЗ — непроизвольные движения, чрезмерные и насильственные, возникающие при органических и функциональных нарушениях центральной нервной системы (преимущественно при поражении подкорковых образований).
ДЕМЕНЦИЯ — слабоумие, которое характеризуется обеднением всей психической деятельности человека: ослаблением познавательной активности, выхолащиванием чувств, крайним затруднением возможности использовать жизненный опыт и переносить его в новую ситуацию.
ДЕПРИВАЦИЯ — психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека, а в особенности ребенка, в удовлетворении его насущных биологических и социальных потребностей.
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП) — заболевание головного мозга, при котором поражаются двигательные системы мозга и вследствие этого наблюдаются различные психомоторные нарушения. Двигательные нарушения часто сочетаются с чувствительными расстройствами, судорогами, задержкой речевого и психического развития.
ДЕФЕКТ РАЗВИТИЯ — физический или психический недостаток, вызывающий стойкое нарушение нормального развития ребенка.
ДЕФИЦИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ — патологическое формирование личности детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха, с комбинированными нарушениями, при которых недостаток сенсорных стимулов вызывает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы.
ДИАГНОЗ — краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни (нарушения развития) на основании всестороннего исследования больного.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ — сложившаяся в советское время система обучения и воспитания детей с выраженными отклонениями в развитии в различных типах специализированных учреждений, различающихся в зависимости от характера и степени выраженности у детей первичного дефекта.
ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА — это актуальный уровень знаний, умений и навыков ребенка, проявляющийся на данном этапе его развития и обнаруживающийся в ситуации конкретного диагностического обследования. Понятие введено Л. С. Выготским.
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (термин Л. С. Выготского) — это уровень знаний, умений и навыков, которых ребенок может достичь самостоятельно или с помощью взрослого (или продвинутого сверстника, по Д.Б. Эльконину). Это потенциальные возможности развития ребенка.
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ — это новое направление в обучении и воспитании детей с различными нарушениями психофизического развития. Осуществляется в образовательных учреждениях совместно с нормально развивающимися сверстниками.
КОМПЕНСЦИЯ ДЕФИЦИТАРНЫХ ФУНКЦИЙ — сложный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций вследствие перенесенных заболеваний или травматических повреждений. Включает в себя восстановление или замещение утраченных функций через использование сохранных (построение «обходного пути»), а также перестройку частично нарушенных функций.
КОРА ГОЛОВНОГО МОЗГА — поверхностный слой клеток, покрывающий полушария головного мозга, образован преимущественно вертикально ориентированными нервными клетками и их отростками, пучками нервных волокон и клетками нейроглии.
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ — система психолого-медико-социальных мер, направленная на исправление или преодоление недостатков психофизического развития ребенка.
КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ — особый вид обучения, цель которого полное или частичное преодоление имеющихся у детей нарушений в развитии и обеспечение их потребности в личностном росте и социализации.
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА — система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психического и физического развития детей и их адаптацию в обществе.
ЛОКАЛИ3АЦИЯ ФУНКЦИЙ — связь физиологических и психологических функций с работой тех или иных групп клеток в коре и подкорковых структурах головного мозга.
МОТОРИКА — совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане важно выделять общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику.
МУТИЗМ — нарушение речевого общения (молчание), возникающее вследствие психической травмы. Относится к группе невротических реакций и носит временный, преходящий характер.
НЕВРОЗЫ — группа заболеваний нервной системы, характеризующихся функциональными нарушениями со стороны ВНД. К ним относят неврастению, невроз страха, истерические реакции, невроз навязчивых состояний.
НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ — качественно низкий (по сравнению с возрастной нормой) уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
ОНТОГЕНЕЗ — процесс индивидуального, прижизненного развития организма, представляющий собой совокупность взаимосвязанных анатомических, физиологических, психологических и иных изменений в организме. Онтогенез как развитие индивида сопоставляется с филогенезом как развитием вида.
ПАРАЛИЧ — выпадение двигательных функций с отсутствием силы мышц в результате патологических процессов в нервной системе, вызывающих нарушение структуры и функций двигательного анализатора.
ПАРЕЗ — ослабление двигательных функций, сопровождающееся снижением силы мышц.
ПАТОГЕНЕЗ — раздел патологии, изучающий взаимосвязь внутренних механизмов, лежащих в основе возникновения и развития болезненного процесса в организме.
ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ — нарушение, непосредственно вытекающее из биологического характера болезни (нарушение зрения или слуха при поражении анализаторов).
ПСИХИКА — форма активного отображения субъектом объективной реальности в виде ощущений, представлений, мыслей, чувств и т. д. Возникает в процессе взаимодействия с окружающим миром и осуществляет в деятельности субъекта регулятивную функцию.
ПСИХОПАТИЯ — это группа стойких врожденных или приобретенных характерологических расстройств при общей сохранности интеллекта, приводящих к нарушениям межличностных отношений и адаптации к изменениям окружающей среды.
СЕН3ИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ — периоды жизни ребенка, в которые наиболее интенсивно и гармонично развивается та или иная психическая функция. С этими же периодами связана и наиболее оптимальная коррекция тех дефицитарных функций, которые формируются в данный отрезок времени. Сензитивные периоды выделяются не только в развитии функций, но и в психическом развитии в целом.
СИСТЕМНОЕ СТРОЕНИЕ ДЕФЕКТА — по концепции Л.С. Выготского в дефекте выделяется первичное нарушение, имеющее биологическую природу, и вторичное отклонение, возникающее вследствие дефицитарного развития и являющееся основным объектом психолого-педагогического изучения и коррекции.
СПЕЦИIЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА — наука о воспитании и обучении детей с различными отклонениями в развитии.
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ — это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие диффузного поражения головного мозга.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА (ЦНС) — это центральная часть нервной системы, состоящая из головного и спинного мозга, которая наряду с периферической частью, состоящей из нервов, нервных клеток, нервных узлов, ганглий и сплетений, обеспечивает связь организма с внешней средой, адекватные психические и физиологические реакции на изменения во внешней и внутренней среде, координирует и регулирует деятельность всех систем и органов организма, обусловливая их функциональное единство.
ШИЗОФРЕНИЯ — психическое заболевание с непрерывным или приступообразным течением, проявляющееся изменениями личности в виде шизофренического дефекта (снижение психической активности, аутизм, выхолощенность эмоций, нарушение мышления при сохранении так называемых формальных способностей интеллекта — памяти, приобретенных знаний и др.). Может сопровождаться бредом, галлюцинациями, аффективными нарушениями.
ЭНЦЕФАЛИТ — инфекционное заболевание головного мозга, возникающее вследствие проникновения в мозговую ткань болезнетворных организмов.
ЭПИЛЕПСИЯ — нервно-психическое заболевание, выражающееся в периодически повторяющихся судорожных припадках, характерных психических нарушениях (инертность мышления, повышенная раздражительность, импульсивность и др.), а в некоторых случаях проявляющееся в снижении умственных способностей. Возникает у детей чаще всего вследствие воспалительных заболеваний и травматических повреждений мозга.
ЭТИОЛОГИЯ — учение о причинах возникновения болезней (нарушений развития).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ОСНОВНАЯ:
1. Бадалян О.Л. Невропатология. – М., 1987
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М., 2005.
3. Винарская Е.Н. Дизартрия. – М., 2005.
4. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие / Г.А.Волкова. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.- 144с.
5. Мастюкова Е.М. Нарушения речи у детей с ДЦП. – М., 1985.
6. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – С-Пб., 1997.
7. Логопедия: Учебник для студентов деф. ф-ов педвузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1999.
8. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев – СПб.: Речь, 2003. – 330с.
9. Левина, Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р.Е. Левина. М.: «Просвещение», 1967. – 366с.
10. Логинова Е.А. Нарушения письма. – С-Пб.,2004.
11. Основы теории и практики и практики логопедии / Под. ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968.
12. Хрестоматия по логопедии / Под. ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстовой. – М., 1997.
13. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. – учебное пособие, - М., 2003.
14. Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся общеобразовательных учреждений / А.В. Ястребова. Москва, 1999.- 120
16. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах. Книга 1 [Электронный ресурс] / М.Е. Хватцев ; под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 272 с. – Доступ из ЭБС «Консультант студента».
17. Основы логопедии [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е.Е. Китик. - 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2014. - 196 с. – Доступ из ЭБС «Консультант студента».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1982.
2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии / учеб. для студентов вузов – М.: АСТ; Астрель; Транзиткнига, 2005
3. Дефектология. Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С. Степанов; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.
5. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006.
6. Лапшин В.А. Основы дефектологии М., 1990.
7. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.
8. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
9. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. М., 1998
10. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
11.Ляпидевский С.С. Невропатология: Естественно-научные основы специальной педагогики. М., 2000.
12. Основы теории и практики логопедии. / под ред. Р.Е.Левиной. М., 1968.
13.Понятийно-терминологический словарь логопеда. / под ред. В.И.Селиверстова. М., 1997.
14. Поваляева М.А, Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448 с.
15. Настольная книга логопеда: справ.-метод. пособие / авт.-сост. Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 205. – 398 с.
15. Нейролингвистические основы нарушений речи [Электронный ресурс]: учеб. пособие / З.В. Поливара. -2-изд., стер. - М.: ФЛИНТА,2013.- 176 с. – Доступ из ЭБС «Консультант студента».
МЕТОДИЧЕСКАЯ:
1. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Т.В. Ахутина.— Москва — Воронеж, 2001.
2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2004.
3. Дубовская В.А. Логопедические технологии обследования произносительной стороны речи: Методические указания к практическим работам для студентов специальности 031800 «Логопедия». – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2003.
4. Дубовская В.А. Дислалия: Методические рекомендации для практических занятий и самостоятельной работы студентов очного и заочного отделения, обучающихся по специальности 031800 «Логопедия». – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2005.
5. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте /Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. М.: Просвещение, 1991. – 239с.
6. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. - 239с.
7. Коррекционные образовательные учреждения: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96с.
8.Логопедия: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.М. Борозинец. - Ч. 2. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. - 335 с.
9.Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: сборник документов для студентов высших и средних педагогических заведений/сост. и коммент. Ф.Ф.Водоватова, Л.В.Бумагиной. – М.: Академия, 2000.- 180с.
10. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие / под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2000.- 180с.
11. Поваляева, М.А. Справочник логопеда \ М.А. Поваляева. – Ростов-н\Д: «Феникс», 2001. – 448с.
12.Шаповал, И.А. Методы отклоняющегося развития: Учеб. пособие \ И.А. Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - 320с.
13. Фотекова, Т.А.. Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов: учеб. пособие \ Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. М.: АРКТИ, 2002. – 136с.
Кафедра дефектологии
Дисциплина: ЛОГОПЕДИЯ
Методические рекомендации
для практических занятий и самостоятельной работы студентов
очной, очно-заочной, заочной форм обучения
направления подготовки 44.03.03. «Специальное (дефектологическое) образование»; направленность «Образование лиц с нарушением речи»
Курган, 2016
Кафедра: «Дефектология»
Дисциплина: «Логопедия»
Авторы-составители: заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук
В.А. Дубовская, старший преподаватель Л.С. Дмитриевских
Утверждены на заседании кафедры протокол № « » 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Логопедия» предназначена для студентов педагогических высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 44.03.03. «Специальное (дефектологическое) образование»; направленность «Образование лиц с нарушением речи».
Дисциплина «Логопедия» изучается студентами 2-4 курсов очной и очно-заочной форм обучения, студентами 1-5 курсов заочной формы обучения.
Предметом курса «Логопедия» являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройствами речевой деятельности. Объект изучения – человек, страдающий нарушением речи.
Цель курса: овладение научно обоснованной системой обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.
Задачи обозначенного курса связаны с изучением онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений; этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений; овладением методов педагогической диагностики речевых расстройств, дифференцированных методов и средств устранения и профилактики речевых расстройств.
В результате изучения дисциплины «Логопедия» студенты должны научиться:
- грамотно организовывать процесс логопедического обследования, выявлять и правильно классифицировать речевые дефекты;
-обосновывать направления и содержание логопедической работы при устранении разных видов нарушений устной и письменной речи;
- планировать, организовывать и осуществлять коррекционно-развивающий процесс по устранению нарушений речи и коррекции качеств личности лиц с речевыми нарушениями;
- организовывать работу с педагогами коррекционных учреждений и семьями детей с нарушениями речи.
Настоящее пособие предназначено как для преподавателей, которые могут им воспользоваться при организации и проведении семинарских занятий по данной дисциплине, так и для студентов при подготовке к практическим занятиям и планировании самостоятельной работы во внеучебное время.
Методическое пособие содержит:
· пояснительную записку;
· обязательный минимум содержания дисциплины «Логопедия»;
· учебно-тематический план практических занятий;
· содержание практических занятий, включающие вопросы для обсуждения, задания практической работы и задания для самостоятельной работы;
· определения основных понятий курса;
· список необходимой литературы к отдельным занятиям и разделам в целом
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОГОПЕДИЯ»
Теоретические и методологические основы логопедии. Цели и задачи. Виды речевых нарушений и их коррекция.
Дислалия, ринолалия, дизартрия: история, статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация.
Нарушения голоса: история, статистика, терминология, этиология, определение, механизмы нарушения, классификация, симптоматика, особенности восстановительной работы, прогноз, эффективность.
Заикание. История, определение, механизмы, классификация, причины, симптоматика, особенности течения, обследование, дифференциальная диагностика, комплексный метод преодоления заикания, особенности работы с различными возрастными категориями, профилактика, эффективность, предупреждение рецидивов.
Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения.
Алалия. История, определение, статистика, этиология, механизмы нарушения, классификация, дифференциальная диагностика, динамика развития, обследование, принципы, организация и содержание коррекционно-воспитательного воздействия.
Афазия. История, определение, статистика, нейролингвистический подход, причины и механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, речевые и неречевые нарушения, степень выраженности, прогноз, специфика обследования, принципы и методы восстановительного обучения.
Логопедическая работа при нарушениях слуха, зрения, интеллектуальных нарушениях, детском церебральном параличе.
Учебно-тематический план практических занятий
для студентов очной и очно-заочной форм обучения
Семестр
Номер раздела, темы
Дата: 2018-12-21, просмотров: 305.