Эмоции и познание. Эмоции в системе психических процессов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В истории психологии эмоции противопоставлялись познавательным процессам. Последним отдавалось предпочтение. Крайняя точка зрения - интеллектуалистическая: эмоции - осуществления познавательных процессов (В.Вундт, Н. Грот, Р.У. Липер).

В современной психологии (Лазарус) принята точка зрения о том, что соотношение главных и вторичных оценок формирует эмоцию.

Эмоции предметны. Они всегда адресованы к некоторому содержанию (запах приятно).

Впечатление о беспредметности эмоций (взволнован без причины) говорит о том, что объект не явно определен. Причина, предмет еще не осознаны. Но это не означает, что предмета нет. Беспредметность эмоций часто имеет место в патологии.

Например, тревога в патологии формирует манию преследования. Человек начинает искать причину (КГБ, сосед, жена). Если он убедится, что это не так, то найдет другую причину.

Б. Спиноза. Психическое имеет два параллельных слоя: познавательный и слой эмоциональных реакций, который больше презентирует нас, наши потребности, а не объективную реальность.

Функциональные взаимоотношения эмоций и познания

Отношения взаимопроникновения

1. Влияние познания на эмоции.

Б. Спиноза. Существуют изначально события, последствия которых эмоционально окрашены. В зависимости от познания и будет развиваться аффект (преследование отрицательные эмоции).

2. Влияние эмоций на познание.

Эмпирические исследование показывают, что почти все познавательные процессы зависят от состояния (в том числе и эмоционального) человека.

Память

  Непроизвольное воспоминание связано с яркими эмоциями. С ними же связаны воспоминания раннего детства.

Мышление

Эксперимент. 1 серия. Две группы шахматистов. У первой группы решение задачи обеспечивалось радостными переживаниями. Вторая группа решала задачу обычным способом.

2 серия. Задача с той же фигурой, но здесь она играет второстепенную роль. Первая группа пыталась решить задачу нерационально - с помощью этой фигуры, а вторая - успешно.

Можно сказать, что первая группа прислушивалась эмоций, а не "голоса разума".

Восприятие

Эксперимент. Испытуемым-студентам давали одинаковые по величине круги с разными изображениями (рис. 1). Требовалось оценить их размер. Круги с эмоциональными изображениями воспринимались большими по размеру.

         
   


1)                                       2)                                       3)

 

 

              «+» эмоция                «-» эмоция         нейтральная эмоция

 

Рис. 1. Влияние эмоций на процессы восприятия.(Рейковский. Экспериментальная психология эмоций, 1979).

 

По размеру круги воспринимались следующим образом: 1)>2);

                                                                                                1)>3);

                          2)>3).

 

 

 


                            Постман,1958.

 

Таким образом, и наше восприятие подчинено эмоциям.

Если выявлена причина события, то она приобретает эмоциональную окраску, а затем начинает влиять на познавательную деятельность человека.

Эмоции - это инструмент, который определяет общую направленность непроизвольных процессов.

В произвольных познавательных процессах человек способен "не слушаться" эмоций. Это собственно человеческое приобретение.

Вывод: эмоции и процессы познания находятся в постоянном взаимодействии.

Закон эффекта Торндайка: животное действует на рычаг, который в предыдущий раз дал ему пищу. Это характерно и для отношений эмоции-познания.

 



Эмоции и личность

Эмоции неотделимы от личности. Прежде всего, эмоции связаны с потребностями личности и отражают степень их удовлетворения. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент волнует человека, то есть – об актуальных потребностях.

Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по ряду параметров: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости, возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности.

«Чувства – одно из наиболее ярких проявлений личности человека, выступающих в единстве с познавательными процессами и волевой регуляцией поведения и деятельности. Содержание чувств определяет устойчивое отношение личности к тому, что она познает и делает» (А.В. Петровский,1995, с. 252).

Чувства характеризуются устойчивостью, длительностью, измеряемой не часами и днями, а месяцами и годами жизни их субъекта.

«Сложившиеся как результат обобщения эмоционального опыта, чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы личности человека, определяя динамику и содержание ситуативных эмоций, настроений, аффектов. Так, например, чувство любви к близкому человеку может по-разному проявляться в зависимости от обстоятельств: в радости при его успехе, огорчении при неудаче, в гордости за него или же в возмущении им в случае, когда его поведение не соответствует ожиданиям субъекта чувства» (там же, с. 253).

Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности…

 

Примеры исследований соотношения личностных характеристик и эмоций

При развитии личности у нее всегда возникают те или иные проблемы. Эмоции отражают личностные конфликты.

З. Фрейд. Основной источник возникновения эмоций – противоречие между «Оно» и «Я». Существует первичная энергия и любая ее блокада порождает конфликт – невозможность достичь цели и, как свидетельство, эмоцию. Любая энергия, по Фрейду, - симптом, за которым лежит причина. Это является проявлением скрытых личностных процессов.

К. Левин, Т. Дембо (экспериментальное изучение гнева). Эмоциональная реакция – разрешение ситуации, которая не является объективно разрешимой (одновременно присутствуют цель и невозможность ее достичь).

П. Жане. Ситуация амбивалентности: объект одинаково опасен и привлекателен. Эмоция в этом случае как бы защищает человека, обосновывает его действия. Например, страх выполнения какого-либо действия порождает тревогу, сковывающую человека в выполнении этого действия. Человек плачет, например, чтобы не действовать.

Лекция № 2

Дата: 2018-09-13, просмотров: 690.