Тема 1.1. Основные проблемы психологии эмоций и
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

ЧАСТЬ 2

«ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ И ВОЛИ»

 

ПРОГРАММА КУРСА И КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

Таганрог 1999

 

 

Рецензент: Заведующий кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности ТРТУ, проф.                 Непомнящий А.В.

 

 

Истратова О.Н.

Основы общей психологии. Часть 2.1. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. 56 с.

 

Приведены программа части 2.1 курса «Основы общей психологии» и конспект лекций, раскрывающий основные проблемы психологии эмоций и воли, их решение. Представлена характеристика основных эмоциональных состояний и примеры их экспериментального исследования.

Для студентов, изучающих психологию в рамках подготовки по направлениям «Психология», «Информационные системы в гуманитарной области».

 

ã Таганрогский государственный

радиотехнический университет, 1999

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения, мышления, но и относится так или иначе к тем или иным фактам жизни, испытывает те или иные чувства по отношению к ним. Иначе говоря, осознание внешнего мира не бывает нейтральным: оно постоянно окрашивается эмоциями и чувствами.

Удовлетворение или неудовлетворение тех или иных потребностей порождает у человека переживания, приобретающие различные формы: эмоций, аффектов, настроений, чувств, стрессовых состояний и.т.д.

Настоящее пособие представляет собой конспект курса лекций «Основы общей психологии», часть 2.1 «Психология эмоций и воли».

В учебном пособии конспективно отражены основные проблемы психологии эмоций (лекции 1-2), дан исторический экскурс в рассмотрение природы эмоций в философии и психологии (лекции 3-4), рассмотрены основные эмоциональные состояния (аффект, стресс, тревога, фрустрация, агрессия), примеры их экспериментального исследования (лекции 5-7). В данном пособии рассмотрена также проблема волевой и произвольной регуляции деятельности человека, подходы к изучению воли в истории психологии (лекции 8-9).

Конспект лекций предназначен для студентов, изучающих психологию в рамках профессиональной подготовки по направлениям «Психология», «Информационные системы в гуманитарной области».

Программа курса составлена на основе программы одноименного курса факультета психологии МГУ (составитель: В.В. Петухов).


ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО «ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ»

 

Часть 2 «ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ И ВОЛИ»


I. ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ

Тема 1.1. Основные проблемы психологии эмоций и

Их решение (общий обзор)

 

Общее представление об эмоциях. Определение эмоций и основные аспекты их изучения. Специфика психического отражения в эмоциях. Эмоции и познание. Эмоции и мотивация. Эмоции как состояние: выражение эмоций и их физиологические корреляты.

 

Вопросы к семинарским занятиям

 

1. Определение эмоций, их биологическая целесообразность. Предметность эмоций. Условия возникновения эмоционального процесса.

2. Эмоции как субъективная форма существования потребностей. Эмоции и мотивация.

3. Функции эмоций.

4. Выражение эмоций, возможности их экспериментального исследования.

5. Эмоции и познание. Эмоции и личность.

6. Возможные основания классификации эмоций.

 

Основная литература

1. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976, с. 76-81 (1)

2. Изард К. Эмоции человека. М., 1980, с. 16-30, 65-71, 72-91 (1,4).

3. Психология эмоций. Тексты. М., 1984, с. 3-10 (1), 10-13 (2), 13-19 (4) (Вилюнас), 152-158 (Рубиншитейн) (1,2), 172-177 (Анохин) (1), 178-185 (Симонов) (2,4), 186-191 (Бергсон) (5), 235-237 (Роджерс) (5).

4. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979, с. 5-10, 133-146 (3), 146-151 (4), 179-212, 223-227 (4).

5. Психология исследования. Вып. 1, М., 1969, с. 3-23 (3).

6. Общая психология. Сборник текстов /под общей ред. В.В. Петухова, вып. 2 «Субъект деятельности», М. 1998, с. 108-132 (1-3), 145-154 (2).

 

Дополнительная литература

 

1. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., 1978, с. 23-72 (1).

2. Додонов Б. И. В мире эмоций. Киев, 1987, с. 53-57, 117-174.

3. Изард К. Эмоции человека. с. 72-91 (1,4).

4. Психология эмоций. Тексты. с 23-26 (Вилюнас) (3,4), 64-82 (Грот) (1), 108-119 (Крюгер) (1,2), 138-151 (Липер) (2).

5. Чистякова М.И. Психогимнастика. М. 1990, с. 12-20 (6).

6. Экспериментальная психология. Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып. 5, М., 1975, с. 99-116 (4), 133-139 (1).

 

Тема 1.4. Психология воли

 

Определение воли, критерии волевого поведения. Проблема свободы воли в психологии и философии. Представления о волевом процессе в психологии сознания. Структура волевого акта. Общие ситуации, в которых необходима воля. Произвольность поведения как предпосылка волевой регуляции.

Борьба мотивов и принятие решения. Проблема выбора. Мотивационный конфликт как условие волевого действия.

Волевая регуляция как преобразование (переосмысление) проблемных ситуаций. Общее представление о развитии воли. Воля и личность. 

Подходы к изучению воли.

 

Вопросы к семинарским занятиям

 

1. Определение воли и подходы к ее изучению. Проблема свободы воли.

2. Критерии воли. Произвольная и волевая регуляция.

3. Волевые процессы, их виды и детерминанты.

4. Мотивационные конфликты, их осознание. Когнитивный диссонанс и его исследование.

5.  Волевая регуляция поведения. Воля и личность.

 

Основная литература

 

1. Джемс У. Психология. М., 1991, с. 313-332, 351-354 (1-3).

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т.2. М., 1993, с. 190-200 (3).

3. Хекхаузен Х. Мотиация и деятельность. Т.1. М., 1986. С. 146-147, 165-171 (4).

4. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991, с. 8-27, 71-80, 92-106, 121-125 (1,2, 4).

5. Иванников В.А. О сущности волевого поведения// Психологический журнал, 1985, № 3 (1,4, 5).

6. Психология эмоций. Тексты. М., 1984, с. 61-63 (Вундт - 3).

7. Психология личности. Тексты. М., 1982, с. 93-96 (Левин – 4).

8. Божович Л.И. Что такое воля // «Семья и школа», 1981, №1, с. 32-35.

9. Запорожец А.В. Происхождение и развитие сознательного управления движением у человека // Вопросы психологии, 1988, № 1 (2).

10. Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт Экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии, 1976, № 4 (2).

11. Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности.// Психологический журнал, 1982, т. 3, № 4, с. 14-25.

12. Общая психология. Сборник текстов /под общей ред. В.В. Петухова, вып. 2 «Субъект деятельности», М. 1998, 154-155 (1), 164-169 (3), !69- 175 (4).

 

Дополнительная литература

 

1. Джемс У. Психология. М., 1991, с. 332-351, 354-356 (1-3).

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т.2. М., с. 182-190 (1), 204-211 (4).

3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1. М., 1986, с. 126-128 (3), 171-177 (4).

4. Выготский Л.С. собрание сочинений в 6 томах. Т. 2, М. 1982, с. 454-465 (1-3).

5. Василюк Ф.Е. Психология переживания, М. 1986, с. 87-94 (2).

6. Леонтьев Н.А. Воля // Вестник МГУ.Сер. 14, 1992, № 2, с. 3-14.

7. Иванников В.А. Воля: миф или реальность// Вестник МГУ.Сер. 14, 1992, № 2, с. 70-73 (1,2).


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 


Эмоций и их решение

Лекция № 1

Эмоции и мотивация

Решение проблемы соотношения эмоций и мотивации зависит от того, что понимается под эмоцией.

Теории, утверждающие, что эмоции мотивируют поведение, берут за основу тот факт, что «субъектом отчетливо переживаются возникающие у него эмоциональные побуждения. Причем именно ими он реально руководствуется в жизни, если только этому не препятствуют другие побуждения» (там же).

С.Л. Рубинштейн: эмоции побуждают к деятельности:

(П) М Э Д Э

П - потребность

М - мотив

Э - эмоция

Д – деятельность

Концепции, отвергающие факт влияния эмоций на поведение, утверждают, что побуждают к деятельности мотивы и потребности, а «эмоции возникают в специфических ситуациях (например, фрустрации, конфликта, успеха-неуспеха) и выполняют в них свои специфические функции (например, активации, мобилизации, закрепления)» (там же).

А.Н. Леонтьев: эмоции не несут информации об объекте, а отражают отношение между деятельностью и мотивом.

(П) М Д Э (свидетельство успеха или неуспеха)

П - потребность;

М - мотив;

Д - деятельность;

Э – эмоция

Эмоции, по С.Л. Рубинштейну, являясь субъективной формой существования потребностей (мотивации), «… представляют собой лишь итоговую, результативную форму ее существования…» (там же).

Простейшие эмоции вряд ли влияют на деятельность человека и обладают для него мотивирующей силой. Но такие эмоции, как чувства, настроение, страсти мотивируют поведение, направляя и поддерживая его.

Память

  Непроизвольное воспоминание связано с яркими эмоциями. С ними же связаны воспоминания раннего детства.

Мышление

Эксперимент. 1 серия. Две группы шахматистов. У первой группы решение задачи обеспечивалось радостными переживаниями. Вторая группа решала задачу обычным способом.

2 серия. Задача с той же фигурой, но здесь она играет второстепенную роль. Первая группа пыталась решить задачу нерационально - с помощью этой фигуры, а вторая - успешно.

Можно сказать, что первая группа прислушивалась эмоций, а не "голоса разума".

Восприятие

Эксперимент. Испытуемым-студентам давали одинаковые по величине круги с разными изображениями (рис. 1). Требовалось оценить их размер. Круги с эмоциональными изображениями воспринимались большими по размеру.

         
   


1)                                       2)                                       3)

 

 

              «+» эмоция                «-» эмоция         нейтральная эмоция

 

Рис. 1. Влияние эмоций на процессы восприятия.(Рейковский. Экспериментальная психология эмоций, 1979).

 

По размеру круги воспринимались следующим образом: 1)>2);

                                                                                                1)>3);

                          2)>3).

 

 

 


                            Постман,1958.

 

Таким образом, и наше восприятие подчинено эмоциям.

Если выявлена причина события, то она приобретает эмоциональную окраску, а затем начинает влиять на познавательную деятельность человека.

Эмоции - это инструмент, который определяет общую направленность непроизвольных процессов.

В произвольных познавательных процессах человек способен "не слушаться" эмоций. Это собственно человеческое приобретение.

Вывод: эмоции и процессы познания находятся в постоянном взаимодействии.

Закон эффекта Торндайка: животное действует на рычаг, который в предыдущий раз дал ему пищу. Это характерно и для отношений эмоции-познания.

 



Эмоции и личность

Эмоции неотделимы от личности. Прежде всего, эмоции связаны с потребностями личности и отражают степень их удовлетворения. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент волнует человека, то есть – об актуальных потребностях.

Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по ряду параметров: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости, возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности.

«Чувства – одно из наиболее ярких проявлений личности человека, выступающих в единстве с познавательными процессами и волевой регуляцией поведения и деятельности. Содержание чувств определяет устойчивое отношение личности к тому, что она познает и делает» (А.В. Петровский,1995, с. 252).

Чувства характеризуются устойчивостью, длительностью, измеряемой не часами и днями, а месяцами и годами жизни их субъекта.

«Сложившиеся как результат обобщения эмоционального опыта, чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы личности человека, определяя динамику и содержание ситуативных эмоций, настроений, аффектов. Так, например, чувство любви к близкому человеку может по-разному проявляться в зависимости от обстоятельств: в радости при его успехе, огорчении при неудаче, в гордости за него или же в возмущении им в случае, когда его поведение не соответствует ожиданиям субъекта чувства» (там же, с. 253).

Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности…

 

Примеры исследований соотношения личностных характеристик и эмоций

При развитии личности у нее всегда возникают те или иные проблемы. Эмоции отражают личностные конфликты.

З. Фрейд. Основной источник возникновения эмоций – противоречие между «Оно» и «Я». Существует первичная энергия и любая ее блокада порождает конфликт – невозможность достичь цели и, как свидетельство, эмоцию. Любая энергия, по Фрейду, - симптом, за которым лежит причина. Это является проявлением скрытых личностных процессов.

К. Левин, Т. Дембо (экспериментальное изучение гнева). Эмоциональная реакция – разрешение ситуации, которая не является объективно разрешимой (одновременно присутствуют цель и невозможность ее достичь).

П. Жане. Ситуация амбивалентности: объект одинаково опасен и привлекателен. Эмоция в этом случае как бы защищает человека, обосновывает его действия. Например, страх выполнения какого-либо действия порождает тревогу, сковывающую человека в выполнении этого действия. Человек плачет, например, чтобы не действовать.

Лекция № 2

Функции эмоций

Эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Разные авторы выделяют те или иные функции эмоций в зависимости от того, что подразумевается под эмоцией. Таким образом, исчерпывающий ответ на вопрос о функциях эмоций дать довольно трудно.

Функция оценки (признается большинством исследователей). Эмоция является так называемым индикатором потребностной значимости происходящего.

Функция побуждения.

1) эмоции субъективно определяют мотивы (холодно отрицательная эмоция стремление согреться, т.е. одеться, зайти в теплое помещение и т.д.).

2) эмоции не влияют на мотивы.

Это две разные точки зрения на данный вопрос. Эмоции конкретно определяют выход из ситуации.

Эксперименты школы К. Левина.

"Методика неразрешимых задач " Т.Дембо.

1 серия. Условие: 10 колец набросить на стержни.

Испытуемый успешно справляется. Его хвалят. Он переживает успех.

2 серия. Через 0.5 часа экспериментатор изменяет условие, делая задачу неразрешимой.

Испытуемый усиленно пытается решить задачу, затем ему становится ясно, что ситуация безвыходная. Многие заканчивали эксперимент хлопаньем дверью.

Таким образом, аффект вывел человека из безвыходной ситуации (лучшим ли образом?).

Иногда аффект навязывает решение, за которое человек может затем сожалеть. Часто под влиянием аффекта совершаются преступления.

Существуют теории, выделяющие дезорганизующую функцию эмоций (Клапаред): человек под влиянием эмоций не может действовать рационально (например, человек испугался визга тормозов, бросился бежать и попал под машину). Эти эмоции враждебны для нас.

Такое отрицательное отношение к эмоциям неправомерно, так как здесь не учитывается контекст. Например, страх может быть полезным (убежать от разъяренного быка) и вредным (случай с визгом тормозов).

Регулятивная функция. Эмоции регулируют процессы познания.

- закрепление (А.Н. Леонтьев, П.К. Анохин): то, что вызывает эмоциональные реакции, закрепляется в опыте.

- актуализация опыта, предвосхищение.

Эксперимент А.В.Запорожца: показ детям сказки-диафильма с озвучиванием. Параллельно фиксируются вегетативные реакции детей. При повторном показе напряжение возникает за 2-3 кадра до эмоционально яркого места сказке.

- эвристическа я функция (О.К. Тихомиров): эмоции могут сокращать поиск решения задач.

Функция активации. Эмоции влияют на состояние организма (страх оцепенение).

С помощью эмоций организм настраивается на возможную деятельность. Под влиянием отрицательных эмоций чаще происходит мобилизация энергетических ресурсов организма (например, повышается свертываемость крови), а под влиянием положительных эмоций чаще происходит демобилизация, расслабление организма.

Физиологически это проявляется в деятельности симпатической и парасимпатической нервной системы.

Экспрессивная функция. Внешнее (в мимике, в движении) и внутреннее (вегетативные показатели) выражение эмоций. Люди лучше определяют эмоции друг друга, чем по физиологическим данным по некоторым причинам:

1. В эксперименте изучаются случаи, вырванные из жизненного контекста.

2. В жизни мы видим все в динамике.

3. Мы часто знаем индивидуальные особенности человека, с которым общаемся.

Из экспрессивной функции эмоций можно выделить следующие ее виды:

- функция общения;

- функция воздействия.

III. Динамика эмоций

Динамика эмоций - это внутренние закономерности протекания и развития эмоционального процесса. Эта проблема достаточно полно освещена в психологии прошлого.

Если эмоции - это изолированные реакции на определенное воздействие, то возникает вопрос: существует ли их временное развитие или они остаются без изменений?

В. Вундт рассматривал аффекты человека, особенности их протекания и развития.

Вундтом было выделено развитие качественное (форма) и количественное. Большинство эмоций не автономно, так как с момента своего возникновения они вливаются в общий поток других переживаний, вступая с ними во взаимодействие и видоизменяясь. Здесь имеют место механизмы соединения, слияния и суммации.

По Вундту, эмоции имеют трехкомпонентный состав, являющийся основой для механизма слияния:

удовольствие-неудовольствие;

возбуждение успокоение;

напряжение-разрядка.

Универсальные принципы слияния:

1) пространственный (например, восприятие пейзажа);

2) временной (восприятие мелодии);

Для многих теорий механизм слияния - универсальный для объяснения возникновения сложных эмоций из простых:

Декарт: страдание = печаль + любовь;

Спиноза: ревность = любовь + ненависть + зависть.

Таким образом, способность эмоций порождать и обуславливать другие - один из самых интересных моментов, характеризующих их динамику.

Спиноза занимался выявлением конкретных закономерностей порождения одних эмоций другими.

Эмоции взаимосвязаны: они способны изменяться и порождать друг друга с изменением условий. Эмоциональная реакция является разветвленной, каждая из ее ветвей - потенциальная возможность ее дальнейшего развития с изменением ситуации. Это важное эволюционное приобретение, способствующее более гибкому адаптивному поведению.

Обусловленность эмоций - отношение оценивающей (удовольствие - неудовольствие) и побуждающих (желание, влечение) переживаний. (Например, неприятное побуждает от него избавиться; неудовлетворенное желание вызывает неудовольствие).

Классификация эмоций

Сложность эмоциональных явлений не позволяет дать им четкую классификацию.

Выделим следующие основания классификации эмоций:

модальность - удивление, радость, негодование, печаль, тревога и т.д.;

полярность - положительные и отрицательные эмоции (Изард)

интенсивность, продолжительность, глубина (В.Вундт): интенсивность:

аффект - сильная, взрывоподобная эмоция; собственно эмоция - менее сильная;

продолжительность:

 долгие эмоции - чувство, настроение; короткая – аффект.

 глубина:

 глубинные эмоции - более скрытые, менее декларируемые;

поверхностные эмоции - внешне наблюдаемые.

Чем более поверхностна эмоция, тем сильнее она выражена. Природа наделила нас двумя видами эмоций:

внутренними (для индивида) и коммуникативными, внешними (для общения).

В основном мы склонны судить о человеке по поверхностным эмоциям.

осознанность: эмоции человека различаются по степени осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями чаще всего лежит в основе неврозов.

сложность: сложные эмоции состоят из первичных. (Р.Декарт: сострадание = любовь + печаль).

По отношению к удовлетворяемой потребности эмоции делятся на высшие (удовлетворение социальных потребностей) и низшие (удовлетворение организмических потребностей).

По воздействию на организм эмоции делятся на стенические (повышают жизнедеятельность) и астенические (понижают жизнедеятельность).

Состояния, характеризующиеся максимальной мобилизацией всех сил, напряжением, называются стрессовыми. Этому критерию отвечает классификация Спинозы.

По направленности эмоции делятся на:

- моральные (переживания человека его отношения к другим людям, к обществу);

- интеллектуальные (выражают и отношение к процессу познания, его успешности и неуспешности);

- эстетические (выражают и отражают отношения субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве; это эмоции эстетического наслаждения и восторга, презрения и отвращения);

- практические (связанные с деятельностью человека)

К. Бюлер. Эмоции, завершающие действие (подарил улыбнулся) генетически первичные. Эмоции, смещенные к началу деятельности, сопровождающие ее (ребенок построил башню из кубиков, разрушил, опять построил), связаны с инстинктом или дрессурой (приобретение опыта). Эмоции, предвосхищающие действие (радость перед свиданием).

Существует более частные классификации, характерные только для конкретного исследователя.

Клапаред (конфликтная теория эмоций) делил эмоции на полезные (чувства) и вредные (возникают в конфликтной ситуации).

Мак-Дауголл (США). Эмоции выражают потребности. Связь между инстинктами и эмоциями (родительский инстинкт          нежность,    

                                                       половой          любовь).

Но многие эмоции проявляются при разных инстинктах. Следовательно, существуют базовые и производные от них эмоции. Этой точки зрения придерживается В.К. Вилюнас (рис. 2).

 

               

 

 

Рис. 2. Соотношение базовых и производных эмоций по В.К. Вилюнасу.

 

Производные эмоции потенциальны: могут проявиться или нет в зависимости от условий. Не все авторы признают наличие базовых эмоций (А.Н. Леонтьев), другие не признают производных эмоций, а, следовательно - динамику эмоций.

Таким образом, на сегодняшний день однозначного ответа на вопрос о классификации эмоций. Дать его невозможно в силу сложности изучаемого явления. Разные трактовки этого вопроса не исключают друг друга.

 

 

В истории психологии.

 

Лекция №3

Теория Б.Спинозы (17 в.)

Спиноза родился в богатой семье. Был отлучен от Церкви. Один из трудов - "Учение об аффектах". Философия Спинозы имеет геометрический порядок: предпосылки доказательства. По своим философским взглядам Спиноза - панпсихист:

   все, что существует - Бог;

   все развивается по своим законам;

   Бог бесконечен, вечен, неделим.

Все вещи, существа имеют душу, идею. В душе есть два вида образований:

1) собственно идеи в виде образов - познавательные образования;

2) аффекты - отражение полезности или вредности воздействия на наш организм.

Аффект увеличивает или уменьшает способность тела к действию (например, переживание уменьшает эту способность, чувство от тепла - увеличивает).

Спиноза выделяет 3 основных аффекта:

1) удовольствие - все, что способствует нашему существованию;

2) неудовольствие - все, что препятствует нашему существованию;

3) желание - стремление существа пребывать в своем существовании.

Эти три аффекта взаимосвязаны. Например, ребенок съел конфету - получил удовольствие от этого, отсюда возникает желание съесть еще.

Формирование конкретных аффектов (Спиноза. О происхождении и природе аффектов / Психология эмоций. Тексты, М.1984).

Из трех основных аффектов формируются остальные конкретные эмоции (аффекты).

Любовь - любое позитивное отношение.

Ненависть - любое отрицательное отношение.

Любовь и ненависть формируются на основе удовольствия и неудовольствия.

Любовь - это удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины.

Если живое существо испытывает удовольствие и находит причину этого удовольствия, то эта причина является предметом любви. Удовольствие - первичный аффект. Возникает любовь к причине удовольствия. (“Петр поднес цветы любовь к Петру. Если узнают, что Петр подкуплен, делает это по принуждению, любовь исчезает”).

Механизм формирования ненависти аналогичен.

Животные: обезьяна выражает неудовольствие, когда экспериментатор отодвигает приманку.

Ненависть вызывает желание причинять неудовольствие.

Механизм развития эмоциональных процессов (от любви до ненависти) = динамика эмоций по Спинозе.

Механизм сопереживания.

Любовь к человеку. Если ему плохо, то и мы испытываем неудовольствие, как и любимый человек, если хорошо - наоборот.

Ненависть к человеку. Неудовольствие человека доставляет нам удовольствие и наоборот, возникает желание доставить неудовольствие ненавистному лицу.

В силу того, что мы можем сопереживать, может произойти переключение эмоций на третье лицо, которое является причиной удовольствия или неудовольствия любимому или ненавистному лицу. Например, если третье лицо - причина неудовольствия ненавистного нами лица, то третье лицо становится любимым: "Враг нашего врага - наш друг".

Механизм взаимности

Если человек, которого мы любим, не отвечает взаимностью, то он вызывает неудовольствие. Три причины этого неудовольствия: 1) сам человек; 2) объект любви; 3) третье лицо.

Ревность - любовь и ненависть к любимому лицу плюс ненависть, зависть к третьему лицу.

 Когда человек испытывает к нам симпатию, возникает удовольствие, а причины этого таковы:

1) “я - такой хороший” плюс удовольствие направлено на себя, любовь к себе плюс отношение других людей - гордость.

2) другое лицо возникает ответная любовь.

Состояние стыда формируется на основе ненависти, когда чувствуешь, что люди справедливо отрицательно к тебе относятся.

 

 

 

 


+

 

Рис.3. Динамика эмоций по Спинозе.

 

Спиноза намечает и другие источники возникновения эмоций.

Ассоциации (удовольствие - неудовольствие - весь мир в этом виноват). Например, почтальон принес хорошее известие, человек его расцеловал, хотя тот к известию не имеет никакого отношения.

Ассоциации по сходству - кто-то обидел, значит, все, похожие на него, тоже вызывают ненависть.           

Проекции познаваемых причин во времени. Радость надежда (когда причина переносится в будущее).

Этические аспекты учения. Книга "Этика". В книге описаны нравственные и безнравственные аффекты. Даются советы, рекомендации. "Невежды, действующие по страсти, сильнее мудрых".

Гимн разуму. Развитие эмоций определяется, направляется разумом.

Аффект может остановиться только другими аффектами, а не усилием воли.

Концепция Спинозы имеет феноменологический характер: она содержит объяснительные, но не доказательные моменты.

 

           Положительные стороны концепции:

   содержательное описание эмоциональной сферы человека;

   динамичность эмоциональной сферы;

 

Отрицательные моменты в концепции:

отсутствие попыток объяснить описываемые явления;

в учении нет понятий мотива, потребности. Человеком движет страсть, аффект.

 

2. Развитие представлений об эмоциях в рамках психологии как самостоятельной науки.

Одним из первых течений психологии как самостоятельной науки был ассоцианизм, основной целью которого был поиск элементов психического и законов их сочетания.


В.Вундт.

Единицы психического - ощущение и чувства.

Ощущение отражает нечто внешнее через орган чувств.

Чувство - это субъективная реакция на ощущение.

Все чувства Вундтом сведены в трехмерное пространство в виде точек: "Всю систему чувств можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга"(В.Вундт. Психология душевных волнений/ Психология эмоций, Тексты, м. 1984).

 

 

удовольствие

                                                                           напряжение

                               

                                                                                                               

 


                                                                                                                                               

 

возбуждение                                                                           успокоение

                                                                                                                               

 

 

                разрядка

                                

                                                  

                                            неудовольствие

                - чувство

                                                                                              - общее чувство

           - сводное чувство                                            

 

 

Рис. 4. Основные измерения эмоциональных процессов

по Вундту.

 

Мы испытываем не отдельные чувства, а их множества. В совокупности чувств возникает сводное чувство (мы смотрим на лицо человека: черты лица вызывают разные чувства; сводное чувство - впечатление от лица в целом).

Сводные чувства (лицо, походка, характер) объединяются в общее чувство (от данного человека, например). Вундт пытался сформулировать закономерности суммации чувств. Всегда существует сводное чувство. Вундтом выделяются:

- Пространственная суммация (от восприятия аккорда, например):

 

 

     


- Временная суммация (от восприятия мелодии).

          

Функции чувств (по Вундту):

1) Объединяясь, чувства способствуют объединению ощущений.

2) Обеспечение непрерывности психического процесса. Чувства являются механизмом ассоциации.



Опыты Мишотта

Показ двух двигающихся квадратов. Испытуемого просили прокомментировать увиденное (собака за кошкой гоняется, два человека встретились и разошлись). Таким образом, движение порождает чувство, образующее универсальную форму, которая может быть найдена в музыке, общении и т.д.

3) Чувства способны привести к аффектам, т.е. к эмоциям (динамика).

           Аффект - форма течения чувств.

                                                                                               

 

 


«путь» чувства - аффект

 

Сильное чувство вызывает аффект. Таким образом, из чувств формируются эмоции. Аффект, в свою очередь, может перерасти в волевой факт. В концепции В. Вундта нет объяснений, как и теория Спинозы, она описательная.

 

Лекция № 4


Доказательства теории

При некоторых заболеваниях иннервация некоторых органов нарушена ® мир для человека блекнет, становится безэмоциональным. Периферическая теория, как и теория Дарвина, изучала больше выражение эмоций, чем не сами эмоции.

 

Физиологическое

а) У. Кеннон открыл физиологические механизмы эмоционального поведения, показав роль симпатической нервной системы, органов внутренней секреции (надпочечников) гипоталамуса в возникновении эмоций.

Искусственное прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций. Бард: телесные изменения и эмоции, с ними связанные, возникают почти одновременно.

 

 


эмоциональный                                                                     эмоция

стимул                                                       ЦНС

 

нервно- мышечные

реакции организма

                

 

Рис.6. Возникновение эмоций в теории Кеннона-Барда (по Немову).

 

Х. Дельгадо. Из всех структур головного мозга более всего функционально связаны с эмоциями гипоталамус и центральные части лимфатической системы (эксперименты на животных).

б) Активационная теория Линдсея-Хебба. Ретикулярная формация - главный центр возникновения эмоций. Ретикулярная формация порождает "комплекс активации", связанный с выражением эмоций. Она (Р.Ф) определяет многие динамические параметры эмоций: их силу, продолжительность, изменчивость и др.

 


Психологическое

а) Клапаред. Джемс прав: действительно, эмоция возникает с физиологическими реакциями. Попытка примирить традиционные теории с периферической. Сначала восприятие порождает чувства, неяркие эмоциональные проявления (например, чувство опасности). Затем идет волна физиологического возбуждения и возникает эмоция (страх).

 

эмоциональный стимул   ®   чувство   ® нервно-мышеч­ная реакция организма   ®   эмоция
       

­

       

периферическая теория

 

Рис 7. Возникновение эмоции в теории Клапареда.

 

б) С. Шехтер. Когнитивно-физиологическая теория эмоций. Влияние на эмоциональные процессы памяти и мотивации человека. На возникновение эмоций, помимо воспринимаемых стимулов и телесных изменений, оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения его потребностей.

физические факторы психологические (когнитивные) факторы (память, оценка ситуации)

                                                   

физические факторы психологические (когнитивные) факторы (память, оценка ситуации)

 

 

 

 


эмоция

 

                       физиологические факторы

                      (нервно-мышечные изменения)

 

Рис. 8. Факторы возникновения эмоций в теории С.Шехтера.

 

Экспериментальные доказательства теории:

Эксперимент с "плацебо".

 

Другие попытки изучения эмоций:

а) Изард "Эмоции человека". Выделил 10 базовых эмоций. Комбинаторика эмоций.

б) Концепции за пределом психологии.

Ж.П. Сартр. Феноменологическая концепция эмоций. Эмоция всегда что-то означает ее нужно осознать. Назначение эмоций - изменять мир. В эмоциональном состоянии человек видит мир иным. Эмоция приводит человека в мир магии и волшебства, в воображаемый мир.

Пример с наказанным ребенком: стоя в углу, он представляет себя взрослым, наказывающим отца. Возражения:

в этой теории речь идет о проявлении эмоций в сознании. Но эмоцииэволюционно появились раньше (у животных);

эмоции приводят не только к искажению мира, но и к действию.

 


А.Н. Леонтьев.

Эмоции служат показателем успешности – неуспешности деятельности.

Существует три класса эмоциональных состояний (по Леонтьеву):

- аффекты

- собственно эмоции

- чувства

Однако критерии классификации выделены не были.

С.Л. Рубинштейн выделил три класса эмоций, как и А.Н. Леонтьев, добавив настроение. Рубинштейном была предпринята попытка осмысления взаимоотношений эмоций и потребностей. Вопрос о соотношении эмоций и мотивации Леонтьевым и Рубинштейном решался по-разному.

По Рубинштейну, эмоция является субъективной формой существования потребности. Из этого следует, что потребность может иметь и другие формы существования (например, пищевая – физиологическую).

Потребность существует объективно, но время от времени она «всплывает», актуализируется в психическом. Эта актуализация и является эмоцией. Первым источником эмоции является потребность, а не деятельность:

(П)М Э Д Э.

По Леонтьеву, эмоции являются результатом деятельности и, таким образом, первым источником эмоции является деятельность:

(П)М Д Э (свидетельство успеха или неуспеха).

 

АФФЕКТ, СТРЕСС. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРИМЕРЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Стадии аффекта.

М.Я. Калашник. Стадии патологического аффекта - яркая иллюстрация стадий любого аффекта.

                           1. Подготовительная стадия.

Расстраивается способность наблюдать и осознавать происходящее. Психические процессы, душевная деятельность становятся односторонними.

Человек испытывает упорное побуждение поддаться переживаемому чувству: страху, гневу, отчаянию... Сдержаться, затормозить развитие аффекта на этой стадии может каждый нормальный человек. (“Хочешь сдержаться, сосчитай хотя бы до десяти”).

                           2. Стадия взрыва.

На этой стадии происходит утрата контроля над собой, совершаются безотчетные и безрассудные действия. Торможение охватывает кору головного мозга и гасит сложившиеся системы временных связей, в которых закреплен опыт человека, его культурные и моральные устои.

                           3. Заключительная стадия.

На этой стадии происходит истощение психических и физических сил. После аффективной вспышки наступает разбитость, упадок сил, состояние усталости, подавленности депрессии.

                           Диагностика следов аффекта

В основе диагностики аффективных следов лежит теоретическое положение о том, что каждое сильное аффективное состояние сопровождается глубоким изменением функций организма.

Аффект прежде всего нарушает нормальное течение ассоциаций (Крепелин, К.Г. Юнг). При сильном аффекте ассоциации обычно резко задерживаются.

Задачи диагностики

1) вызвать искомые аффективные следы;

2) объективно проследить и зафиксировать их.

Ассоциативный эксперимент Юнга для выполнения этих задач недостаточен, так как:

- здесь учитывается только ассоциативная деятельность, в то время как аффективные следы могут отражаться и на периферии деятельности, в моторной сфере.

- мы не знаем, что происходит, когда испытуемый молчит, не знаем внутренних механизмов процесса.

Встает задача изучения внешних коррелятов этих скрытых процессов.

А.Р. Лурия. Сопряженная моторная методика (построена на основе ассоциативного эксперимента). Регистрация словесного ответа и нажима руки.

1. Отличие нормальной (простой нажим) от аффективной (изломанная кривая, дрожь) реакции.

2. Возможность обнаружить скрытые ассоциации (мелкий нажим). 

Рис. 9. Сопряженно-моторная методика А.Р. Лурии.

Результаты эксперимента.

 

Эксперимент.

           Задача: считать цифры в каждом ряду

1) Мотив самоутверждения (IQ) - высокая эмоциональная напряженность, но отказов от деятельности нет.

2) Интерес к самому процессу - операциональная напряженность.

 

Лекция № 6

ТРЕВОЖНОСТЬ. ФРУСТРАЦИЯ

И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема 4. Психология воли

Лекция № 8

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

ЧАСТЬ 2

«ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ И ВОЛИ»

 

ПРОГРАММА КУРСА И КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

Таганрог 1999

 

 

Рецензент: Заведующий кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности ТРТУ, проф.                 Непомнящий А.В.

 

 

Истратова О.Н.

Основы общей психологии. Часть 2.1. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. 56 с.

 

Приведены программа части 2.1 курса «Основы общей психологии» и конспект лекций, раскрывающий основные проблемы психологии эмоций и воли, их решение. Представлена характеристика основных эмоциональных состояний и примеры их экспериментального исследования.

Для студентов, изучающих психологию в рамках подготовки по направлениям «Психология», «Информационные системы в гуманитарной области».

 

ã Таганрогский государственный

радиотехнический университет, 1999

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения, мышления, но и относится так или иначе к тем или иным фактам жизни, испытывает те или иные чувства по отношению к ним. Иначе говоря, осознание внешнего мира не бывает нейтральным: оно постоянно окрашивается эмоциями и чувствами.

Удовлетворение или неудовлетворение тех или иных потребностей порождает у человека переживания, приобретающие различные формы: эмоций, аффектов, настроений, чувств, стрессовых состояний и.т.д.

Настоящее пособие представляет собой конспект курса лекций «Основы общей психологии», часть 2.1 «Психология эмоций и воли».

В учебном пособии конспективно отражены основные проблемы психологии эмоций (лекции 1-2), дан исторический экскурс в рассмотрение природы эмоций в философии и психологии (лекции 3-4), рассмотрены основные эмоциональные состояния (аффект, стресс, тревога, фрустрация, агрессия), примеры их экспериментального исследования (лекции 5-7). В данном пособии рассмотрена также проблема волевой и произвольной регуляции деятельности человека, подходы к изучению воли в истории психологии (лекции 8-9).

Конспект лекций предназначен для студентов, изучающих психологию в рамках профессиональной подготовки по направлениям «Психология», «Информационные системы в гуманитарной области».

Программа курса составлена на основе программы одноименного курса факультета психологии МГУ (составитель: В.В. Петухов).


ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО «ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ»

 

Часть 2 «ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ И ВОЛИ»


I. ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ

Тема 1.1. Основные проблемы психологии эмоций и

Их решение (общий обзор)

 

Общее представление об эмоциях. Определение эмоций и основные аспекты их изучения. Специфика психического отражения в эмоциях. Эмоции и познание. Эмоции и мотивация. Эмоции как состояние: выражение эмоций и их физиологические корреляты.

 

Вопросы к семинарским занятиям

 

1. Определение эмоций, их биологическая целесообразность. Предметность эмоций. Условия возникновения эмоционального процесса.

2. Эмоции как субъективная форма существования потребностей. Эмоции и мотивация.

3. Функции эмоций.

4. Выражение эмоций, возможности их экспериментального исследования.

5. Эмоции и познание. Эмоции и личность.

6. Возможные основания классификации эмоций.

 

Основная литература

1. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976, с. 76-81 (1)

2. Изард К. Эмоции человека. М., 1980, с. 16-30, 65-71, 72-91 (1,4).

3. Психология эмоций. Тексты. М., 1984, с. 3-10 (1), 10-13 (2), 13-19 (4) (Вилюнас), 152-158 (Рубиншитейн) (1,2), 172-177 (Анохин) (1), 178-185 (Симонов) (2,4), 186-191 (Бергсон) (5), 235-237 (Роджерс) (5).

4. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979, с. 5-10, 133-146 (3), 146-151 (4), 179-212, 223-227 (4).

5. Психология исследования. Вып. 1, М., 1969, с. 3-23 (3).

6. Общая психология. Сборник текстов /под общей ред. В.В. Петухова, вып. 2 «Субъект деятельности», М. 1998, с. 108-132 (1-3), 145-154 (2).

 

Дополнительная литература

 

1. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., 1978, с. 23-72 (1).

2. Додонов Б. И. В мире эмоций. Киев, 1987, с. 53-57, 117-174.

3. Изард К. Эмоции человека. с. 72-91 (1,4).

4. Психология эмоций. Тексты. с 23-26 (Вилюнас) (3,4), 64-82 (Грот) (1), 108-119 (Крюгер) (1,2), 138-151 (Липер) (2).

5. Чистякова М.И. Психогимнастика. М. 1990, с. 12-20 (6).

6. Экспериментальная психология. Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып. 5, М., 1975, с. 99-116 (4), 133-139 (1).

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 801.