Под иррациональным неравенством понимают неравенство, в котором неизвестные величины находятся под знаком корня.
Способ решения таких неравенств состоит в преобразовании их к рациональным неравенствам путем возведения обеих частей неравенства в степень.
Решение иррациональных неравенств осложняется тем обстоятельством, что здесь исключена возможность проверки, в связи с этим необходимо стараться делать все преобразования равносильными.
При решении иррациональных неравенств нужно запомнить правило:
при возведении обеих частей неравенства в нечетную степень всегда получается неравенство, равносильное данному неравенству;
если обе части неравенства возводят в чётную степень, то получится неравенство, равносильное исходному только в том случае, если обе части исходного неравенства неотрицательны.
Но если при решении уравнений в результате возведения четную степень мы могли получить посторонние корни (которые, как правило легко проверить) и не могли потерять корни, то корни неравенства при бездумном возведении в четную степень могут одновременно и теряться, и приобретаться.
Иррациональное неравенство 
  < g(х) 
   или 
 ≤ g(х) 
  равносильно системе неравенств:
            или 
 
 Иррациональное неравенство 
  > g(х) 
    или 
 ≥ g(х) 
  равносильно совокупности двух систем неравенств:
 
 
   или      
 
В связи с этим основным методом решения иррациональных неравенств является сведение исходного неравенства к равносильной системе или совокупности систем рациональных неравенств.
Пример 1. Решить неравенство 
 
  4.
Решение. Заметим, что правая часто этого неравенства отрицательна, в то время как левая часть неотрицательна при всех значениях x, при котоҏыҳ она определена. В связи с этим неравенство решений не имеет.
Ответ. Решений нет.
Пример 2. Решить неравенство 
 
 4.
Решение. Область определения данного неравенства 5х-9≥0, х≥9/5.
Обе части неравенства неотрицательны, возведем их в квадрат: 5х-9< 16, х< 5.
Найдем пересечение полученного множества решений с областью определения неравенства, получим 9/5≤х<5.
Ответ : 9/5≤х<5
Пример 3. Решить неравенство 
  ≥ 7.
Решение. Область определения данного неравенства 3-х ≥0, х≤3.
Обе части неравенства неотрицательны, возведем их в квадрат: 3-х≥ 49, -х ≥ 46, х ≤ -46.
Найдем пересечение полученного множества решений с областью определения неравенства, т.е. решение системы: 
 . Имеем два неравенства с одинаковым знаком, вспомним: «меньше меньшего», итак 
 .
Ответ: 
 .
Пример 4. Решить неравенство 
  < 3х.
 Решение. Данное неравенство равносильно системе неравенств: 
Найдем решения каждого из неравенств:
1) 6х + 3 ≥0, х≥-0,5.
2) 3х ≥ 0, х≥0.
3) 6х+3< (3х)2, -9х2+6х+3<0, 3х2-2х-1>0, решаем квадратное уравнение, находим х1=1, х2=-1/3. Применим метод интервалов: х< -1/3, х>1.
Запишем решения системы: 
 Получаем х>1.
Ответ: х>1.
Задание для групповой и самостоятельной работы.
Решить неравенства.
1. 
 > х-1,
2. 
  >3,
3. 
 < 1,
4. 
  ≤ 5,
5. 
  ≤ 4,
6. 
  ≤ -6,
7. 
  > х-1,
8. 
  < х,
9. 5 + 
  ≤ 3,
10. 
  - 2≥ х
11. 
  < х-1
12. 
 ≥6.
Контрольные вопросы.
1. Что такое арифметический корень п-й степени?
2. Свойство корней?
3. Какие уравнения называются иррациональными?
4. Какие существуют способы решения иррациональных уравнений?
5. Почему при возведении в четную степень необходимо делать проверку?
6. Когда иррациональное уравнение не имеет решений?
7. Какие неравенства называются иррациональными?
8. Как решаются иррациональные неравенства?
Практическое занятие № 44
Выполнение заданий на решение логарифмических уравнений и неравенств
Цель работы:
- научиться решать простейшие логарифмические уравнения и неравенства.
Теоретическое обоснование
Логарифмические уравнения
Определение - Логарифмическим уравнением называется такое уравнение, в котором неизвестное содержится под знаком логарифма (в частности, в основании логарифма).
При решении таких уравнений обе части уравнения представляют в виде логарифмов с одинаковым основанием. У равных логарифмов с равными основаниями логарифмируемые выражения равны. После решения такого уравнения необходимо выполнить проверку.
Пример 1 - Решить уравнение 
 . 
Решение.
По определению логарифма 
 , то есть 
 ,
или 
 . Корнями данного квадратного уравнения являются числа -5 и 1. Следовательно, эти числа являются корнями логарифмического уравнения.
Ответ: -5; 1.
Пример 2 - Решить уравнение 
 
Решение.
Это уравнение определено для тех значений х, при которых выполнены неравенства 
 . Для этих х данное уравнение равносильно уравнению 2х +3 = х+1. Отсюда х = -2. Однако, число х =  -2 не удовлетворяет неравенству х+1 > 0. Следовательно, данное уравнение корней не имеет.
Пример 3 - Решить уравнение 
  
Решение.
Этому уравнению удовлетворяют все числа, больше 0, и отличные от 1, при условии, что справедливо равенство 
 , то есть -2х + 4 = 0, откуда  х = 2.
Ответ: 2.
Логарифмические неравенства
Решение логарифмических неравенств основано на свойстве логарифмической функции: функция возрастает, если основание больше 1, и убывает, если 0 < а < 1.
Пример 4 - Решим неравенство 
                                                    Решение.
  Число  -2 равно 
 . Поэтому данное неравенство можно переписать в виде
  Логарифмическая функция с основанием 
  определена и убывает на множестве положительных чисел. Следовательно, второму неравенству удовлетворяют такие числа х, для которых выполняется условие
0 < 5-2x < 9, откуда -2 < x < 2,5.
Ответ: (-2; 2,5).
Практическая часть
Вариант 2 Вариант
Решить уравнение и неравенство: Решить уравнение и неравенство:
1) 
                                                   1) 
2) 
                                                        2) 
Вариант 4 Вариант
Решить уравнение и неравенство: Решить уравнение и неравенство:
1) 
 ;                                                  1) 
2) 
                                          2) 
Вариант 6 Вариант
Решить уравнение и неравенство: Решить уравнение и неравенство:
1) 
                               1) 
  
2) 
                                     2) 
Вариант 8 Вариант
Решить уравнение и неравенство: Решить уравнение и неравенство
1) 
                                                         1) 
2) 
                             
                       2) 
                      
Вариант 10 Вариант
Решить уравнение и неравенство: Решить уравнение и неравенство
1) 
                                                   1) 
2) 
                                                         2) 
Контрольные вопросы
1 Понятие логарифмического уравнения.
2 Свойство логарифмической функции, на котором основано решение логарифмических неравенств.
3 Свойства логарифмов.
Практическое занятие № 45
Выполнение заданий на решение тригонометрических уравнений и неравенств
Вариант 1
Решите уравнение:
а) 
 ;
б) 
 .
Решите уравнение:
а) 
 ;
б) 
 .
Решите уравнение:
 .
Решите неравенство:

Решите уравнение:
а) 
 ;
б) 
 .
Решите уравнение:

Вариант 2
Решите уравнение:
а) 
 ; б) 
 .
Решите уравнение:
а) 
 ; б) 
 .
Решите уравнение:
 .
Решите неравенство:

Решите уравнение:
а) 
 ;
б) 
 .
Решите уравнение:

Дата: 2018-12-21, просмотров: 390.