ДОСТАТОЧНЫЙ ПРИЗНАК ВОЗРАСТАНИЯ ФУНКЦИИ
Если производная функции положительна в каждой точке некоторого промежутка, то функция возрастает на данном промежутке
ДОСТАТОЧНЫЙ ПРИЗНАК УБЫВАНИЯ ФУНКЦИИ
Если производная функции отрицательна в каждой точке некоторого промежутка, то функция убывает на данном промежутке.
ДОСТАТОЧНЫЕ УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЭКСТРЕМУМА В ТОЧКЕ (ТОЧКА МАКСИМУМА И ТОЧКА МИНИМУМА)
Если функция непрерывна в некоторой точке и слева от неё производная функции имеет знак «+», а справа от неё производная имеет знак «-», то данная точка является точкой максимума функции на данном промежутке.
Если функция непрерывна в некоторой точке и слева от неё производная функции имеет знак «-», а справа от неё производная имеет знак «+», то данная точка является точкой минимума функции на данном промежутке.
2. Определить промежутки возрастания (убывания) точки минимума, максимума следующих функций:
       2.1. 

т.к. 
  то функция убывает на всей оси ОДЗ.
       2.2. 


                  
                       
 -критическая точка.



Функция возрастает на 
Функция убывает на 


 - точка максимума.
2.3. 


               
               
  или 
х = 0 х = 2 - критические точки
2.4. 



Функция возрастает на 
Функция убывает на 
                                            
                        
 - точка максимума                 
 - точка минимума
3. Выполнить задание с дальнейшей самопроверкой.
3.1. Исследовать функцию на промежутки монотонности и точки экстремума.

Ответ: функция возрастает на 
        функция убывает на 
         точка максимума 
         точка минимума 
3.2. Определить промежутки убывания и точки максимума функции.

Ответ: функция убывает на 
        точка максимума 
3.3. Определить промежутки возрастания и точки минимума функции.

Ответ: функция возрастает на 
        точка минимума 
Выходной контроль.
Вариант


2. Вариант
 
 

3 Вариант


Вариант


Оценка: «3» - задание 1
«4 и 5» - задание 1,2
Практическое занятие №40
Выполнение заданий на исследование и построение графиков функций
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
1. Корректировать знания, умения и навыки по теме: «Исследование функции и построение ее графика».
2. Закрепить и систематизировать знания по теме.
3. Определить уровень усвоения знаний, оценить результат деятельности уч-ся.
ОБОРУДОВАНИЕ: инструкционно-технологические карты, таблицы производных элементарных функций, микрокалькуляторы.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:
1. Ответить на контрольные вопросы:
а) Какую точку называют критической (стационарной) точкой функции?
б) Сформулируйте признак возрастания (убывания) функции.
в) Сформулируйте признак максимума (минимума) функции.
г) Опишите схему исследования функции.
2. С помощью обучающей таблицы повторить план исследования функции и изучить образцы решенных примеров.
3. Выполнить задания для самоконтроля (в таблице).
4. Изучить условие заданий для практической работы.
5. Оформить отчет о работе.
ОБУЧАЮЩАЯ ТАБЛИЦА
Задание. Исследуйте и постройте графики функции:
а)  
 ;б) 
 .
| № | План исследования | Применение | плана | ||
| шага | Функции |  а)  
  |   б)  
  |  ||
| Находим область определения функции |   
  |     ,   ,    
  |  |||
| Исследуем функцию на четность, нечетность |      функция ни четная, ни нечетная
  |       функция четная
  |  |||
| Находим нули (корни) функции и промежутки её знакопостоянства |      ,   ,   ,   - нуль функции
  |     ,   - нуль функции  
  |  |||
| Находим производную функции и её критические точки |      ,     - критические точки функции
  |           - критическая точка функции
  |  |||
| Находим промежутки монотонности, точки экстремума и экстремумы функции |  
 
 
 х=0 – не является точкой экстремума, х=1 – точка минимума,   |       , х=0 – точка максимума,  
  |  |||
 Находим предел функции при  
  |    
  |    
  |  |||
 
 
 7  |  Строим эскиз графика функции |   
  |  
ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Вариант 1.
1. Исследуйте функцию 
 на максимум и минимум.
2. Исследуйте с помощью производной функцию 
 и постройте ее график.
3. Найдите наибольшее и наименьшее значения функции 
 на отрезке 
 .
Вариант 2.
1. Исследуйте функцию 
 на максимум и минимум.
2. Исследуйте с помощью производной функцию 
 и постройте ее график.
3. Найдите наибольшее и наименьшее значения функции 
 на отрезке 
Вариант 3.
1. Исследуйте функцию 
 на максимум и минимум.
2. Исследуйте с помощью производной функцию 
 и постройте ее график.
3. Найдите наибольшее и наименьшее значения функции 
 на отрезке 
Вариант 4.
1. Исследуйте функцию 
 на максимум и минимум.
2. Исследуйте с помощью производной функцию 
 и постройте ее график.
3. Найдите наибольшее и наименьшее значения функции 
 на отрезке 
Практическое занятие № 41
Отработка навыков нахождения наибольшего и наименьшего значения функции
Цель: создание содержательных и организационных условий для самостоятельного применения учащимися комплексных знаний по нахождению наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке с помощью производной, вырабатывать у учащихся навыки решения задач, воспитание терпения, усидчивости, самостоятельности.
Основные термины и понятия: область определения, область значения функции, наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке, критические точки.
Планируемые результаты обучения: уч-ся должны знать алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке, решать задачи с помощью данного алгоритма.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности
Форма урока: комбинированный урок
Ход урока
Выполнение лабораторно-практической работы
I вариант
 
 
II вариант
 
 
III вариант
 

Практическое занятие 42
Выполнение заданий на нахождение площадей фигур с помощью интегралов
Образовательные задачи:
· обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала по данной теме;
· создать условия контроля (самоконтроля) знаний и умений.
Развивающие задачи:
· способствовать формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, выделения главного;
· продолжить развитие математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
Воспитательные задачи:
· содействовать воспитанию интереса к математике;
· воспитание активности, мобильности, умения общаться.
1. С учетом алгоритма выполните задание.

Рисунок 1
Решение:
Найдём пределы интегрирования.
Для точки А:



 – не удовлетворяет условию задания
Для точки В:



 – не удовлетворяет условию задачи.



Ответ: 
  (кв. ед).
2. Но при выполнении этого задания алгоритм применялся не полностью. Для его отработки выполним следующее задание
Задание. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями 
 , 
 .

Рисунок 2
Решение:
 – парабола, вершина (m,n).

(0;2) – вершина
| -2 | 0 | 2 | 
| 4 | 2 | 4 | 
Найдём пределы интегрирования.




Ответ: 
 (кв.ед).
Вычислите определённые интегралы и вы узнаете одно из высказываний французского математика С.Д.Пуассона.
| 1 |   
  |  
| 2 |    
  |  
| 3 |   
  |  
| 4 |   
  |  
| 5 |   
  |  
| 6 |   
  |  
| 7 |   
  |  
| 8 |   
  |  
| 9 |   
  |  
| Жизнь | -1 | Тремя | -16 | 
| Двумя | 1 | Вещами | 7 | 
| Занятием |   
  |  И | 0 | 
| Математикой | 6 | Арифметикой |   
  |  
| Преподаванием | 0 | Её | 3 | 
| Украшается |   
  |  Забыванием | 0 | 
Используя определенный интеграл, запишите формулы для вычисления площадей фигур, заштрихованных на рисунке.
 _________________________________________
 __________________________________________
 ___________________________________________
 ___________________________________________
 ____________________________________________
Дата: 2018-12-21, просмотров: 430.