А 1)
2)
3)
4) 
Б 1)
; 2)
; 3) 
В 1)
.
Ответы: А 1)
; 2)
; 3)
; 4)
.
Б 1)
; 2)
; 3)
.
В 1) 8.
5 Исключите иррациональность в знаменателе:
1)
2)
3)
.
Образец решения:
Для исключения иррациональности в знаменателе дроби нужно подыскать простейшее из выражений, которое в произведении со знаменателем дает рациональное выражение, и умножить на подысканный множитель числитель и знаменатель данной дроби.
В более сложных случаях уничтожают иррациональность не сразу, а в несколько приемов.
1) В выражении
должно быть
и
.
Умножая числитель и знаменатель дроби на
, получим:
.
2) Умножая числитель и знаменатель дроби на неполный квадрат суммы, получим:

3) Приведем дроби к общему знаменателю: 

Решая данный пример, мы должны иметь в виду, что каждая дробь имеет смысл, т.е. знаменатель каждой дроби отличен от нуля. Кроме того,
.
Проверь себя (решить и сверить ответ)
А 1)
2)
3)
4)
5) 
Б 1)
; 2)
; 3)
;
4)
; 5)
; 6)
.
В 1)
2)
3)
.
Ответы: А 1)
; 2)
; 3)
; 4)
; 5)
. Б 1) 1; 2)
; 3)
; 4)
; 5)
; 6)
. В 1)
; 2)
; 3)
.
7 Найдите значение выражения:
1)
2)
;
3)
4)
5)
6)
.
Ответы: 1) 6; 2) 33; 3) -0,15; 4) 1; 5) 2,8; 6) 0,5.
Практическое занятие № 4
Выполнение преобразований с корнями n – ой степени
Цель работы:
Выполнить действия по преобразованию алгебраических, рациональных, иррациональных, степенных выражений.
КОРНИ НАТУРАЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ИЗ ЧИСЛА, ИХ СВОЙСТВА
Корень n – степени:
, n - показатель корня, а – подкоренное выражение
Если n – нечетное число, то выражение
имеет смысл при
а
Если n – четное число, то выражение
имеет смысл при
Арифметический корень: 
Корень нечетной степени из отрицательного числа: 
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА КОРНЕЙ
1. Правило извлечения корня из произведения:

2. Правило извлечения корня из дроби:

3. Правило извлечения корня из корня:

4. Правило вынесения множителя из под знака корня:

5. Внесение множителя под знак корня:
,
6. Показатель корня и показатель подкоренного выражения можно умножить на одно и тоже число.

7. Правило возведения корня в степень.

СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ
=
,a – основание степени, n – показатель степени
Свойства:
1. При умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели складываются, а основание остается неизменным.

2. При делении степеней с одинаковыми основаниями показатели вычитаются, а основание остается неизменным.

3. При возведении степени в степень показатели перемножаются.

4. При возведении в степень произведения двух чисел, каждое число возводят в эту степень, а результаты перемножают.

5. Если в степень возводят частное двух чисел, то в эту степень возводят числитель и знаменатель, а результат делят друг на друга.

6. Если 
СТЕПЕНЬ С ЦЕЛЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ
1. 
2. 
3. 
4. По определению: 

Свойства:
1. 
2. 
3. 
4. 
5. 
6. Пусть r рациональное число
, тогда
при r>0
>
при r<0
7 .Для любого рациональных чисел r и s из неравенства
>
следует
>
при a>1
при 
Формулы сокращённого умножения.

Пример 1. Упростите выражение
.
Решение
Применим свойства степеней (умножение степеней с одинаковым основанием и деление степеней с одинаковым основанием):
.
Ответ: 9m7 .
Пример 2.Сократить дробь: 
Решение. Так область определения дроби
все числа, кроме х ≠ 1 и х ≠ -2.Вместе с тем
.Сократив дробь, получим
Область определения полученной дроби: х ≠ -2, т.е. шире, чем область определения первоначальной дроби. Поэтому дроби
и
равны при х ≠ 1 и х ≠ -2.
Пример 3.Сократить дробь: 
Пример 4.Упростить: 
Пример 5.Упростить: 
Пример 6. Упростить: 
Пример 7. Упростить: 
Пример 8.Упростить: 
Пример 9. Вычислить:
.
Решение. 
Пример 10.Упростить выражение: 
Решение. 
Пример 11.Сократить дробь
, если 
Решение.
.
Пример 12.Освободиться от иррациональности в знаменателе дроби 
Решение. В знаменателе имеем иррациональность 2-й степени, поэтому помножим и числитель, и знаменатель дроби на сопряженное выражение, то есть сумму чисел
и
, тогда в знаменателе будем иметь разность квадратов, которая и ликвидирует иррациональность. 
ВАРИАНТ - I
1. Упростите выражение:
2. Найдите значение выражения:
3. Представьте степень с дробным показателем в виде корня
4. Привести указанное выражение к виду , где а -рациональное число, b – натуральное число
,
5. Упростить:
;
6. Замените арифметические корни степенями с дробным показателем
, ,
7. Представьте выражение в виде дроби, знаменатель которой не содержит знака корня
10. Выполните действие:
8. Сократите дробь
9. Выполните действие
| ВАРИАНТ - II
1. Упростите выражение:
2. Найдите значение выражения:
3. Представьте степень с дробным показателем в виде корня
4. Привести указанное выражение к виду , где а- рациональное число, b – натуральное число
,
5. Упростить:
;
6. Замените арифметические корни степенями с дробным показателем
, ,
7. Представьте выражение в виде дроби, знаменатель которой не содержит знака корня
10. Выполните действие:
8. Сократите дробь
9. Выполните действие
|
ВАРИАНТ - III
1. Выполните действие:
2. Найдите значение выражения:
3. Представьте степень с дробным показателем в виде корня
4. Привести указанное выражение к виду , где а -рациональное число, b – натуральное число
,
5. Упростить:
;
6. Замените арифметические корни степенями с дробным показателем
, ,
7. Представьте выражение в виде дроби, знаменатель которой не содержит знака корня
10. Выполните действие:
8. Сократите дробь
9. Выполните действие
| ВАРИАНТ - IV
1. Выполните действие:
2. Найдите значение выражения:
3. Представьте степень с дробным показателем в виде корня
,
4. Привести указанное выражение к виду , где а- рациональное число, b – натуральное число
,
5. Упростить:
;
6. Замените арифметические корни степенями с дробным показателем
, ,
7. Представьте выражение в виде дроби, знаменатель которой не содержит знака корня
10. Выполните действие:
8. Сократите дробь
9. Выполните действие
|
ВАРИАНТ - V
1. Упростите выражение:
2. Найдите значение выражения:
3. Представьте степень с дробным показателем в виде корня
,
4. Привести указанное выражение к виду , где а- рациональное число, b – натуральное число
,
5. Упростить:
;
6. Замените арифметические корни степенями с дробным показателем
, ,
7. Представьте выражение в виде дроби, знаменатель которой не содержит знака корня
10. Выполните действие:
8. Сократите дробь
9. Выполните действие
| ВАРИАНТ - VI
1. Упростите выражение:
2. Найдите значение выражения:
3. Представьте степень с дробным показателем в виде корня
,
4. Привести указанное выражение к виду , где -а рациональное число, b – натуральное число
,
5. Упростить:
;
6. Замените арифметические корни степенями с дробным показателем
, ,
7. Представьте выражение в виде дроби, знаменатель которой не содержит знака корня
10. Выполните действие
8. Сократите дробь
9. Выполните действие
|
Практическое занятие №5
Выполнение преобразований со степенями с рациональным показателем
| Вариант 1 | Вариант 2 |
Задание 1. Вычислить:
а) б) в)
г) д) .
Задание 2. Вычислить:
а) ; б) ; в)
г)
Задание 3. Найдите значение выражения при
Задание 4. Найдите значение выражения при
Задание 5. Найдите значение выражения при
Задание 6. Вычислить:
| Задание 1. Вычислить:
а) 5 б) в) 81
г) д) .
Задание 2. Вычислить:
а) ; б) ;
в) г)
Задание 3. Найдите значение выражения при
Задание 4. Найдите значение выражения при
Задание 5. Найдите значение выражения при
Задание 6. Вычислить:
|
| Вариант 3 | Вариант 4 |
Задание 1. Вычислить:
а) б) в)
г) д) .
Задание 2. Вычислить:
а) ; б) ;
в) г)
Задание 3. Найдите значение выражения при
Задание 4. Найдите значение выражения при
Задание 5. Найдите значение выражения при
Задание 6. Вычислить:
| Задание 1. Вычислить:
а) б) в) 3
г) д) .
Задание 2. Вычислить:
а) ; б) ;
в) г)
Задание 3. Найдите значение выражения при
Задание 4. Найдите значение выражения при
Задание 5. Найдите значение выражения при
Задание 6. Вычислить:
|
| Вариант 5 | Вариант 6 |
Задание 1. Вычислить:
а) 7 б) в)
г) д) .
Задание 2. Вычислить:
а) ; б) ; в)
г)
Задание 3. Найдите значение выражения при
Задание 4. Найдите значение выражения при
Задание 5. Найдите значение выражения при
Задание 6. Вычислить:
| Задание 1. Вычислить:
а) б) в)
г) д) .
Задание 2. Вычислить:
а) ; б) ;
в) г)
Задание 3. Найдите значение выражения при
Задание 4. Найдите значение выражения при
Задание 5. Найдите значение выражения при
Задание 6. Вычислить:
|
| Вариант 7 | Вариант 8 |
Задание 1. Вычислить:
а) б) в)
г) д) .
Задание 2. Вычислить:
а) ; б) ; в)
г)
Задание 3. Найдите значение выражения при
Задание 4. Найдите значение выражения при
Задание 5. Найдите значение выражения при
Задание 6. Вычислить:
| Задание 1. Вычислить:
а) 10 б) в)
г) д) .
Задание 2. Вычислить:
а) ; б) ;
в) г)
Задание 3. Найдите значение выражения при
Задание 4. Найдите значение выражения при
Задание 5. Найдите значение выражения при
Задание 6. Вычислить:
|
Практическое занятие № 6
Выполнение заданий на нахождение значений логарифмов
Цели урока:
образовательные
· повторить определение логарифма, основные логарифмические соотношения
· совершенствовать умения и навыки логарифмирования
· формировать и развивать навыки применения свойств логарифмов при нахождении значений логарифмических выражений
· совершенствовать вычислительные навыки
· развивающие
· развивать логическое мышление
· развивать усидчивость и трудолюбие
· развивать память и внимание
Задание 1.
1.Логарифмом _________________________числа b по основанию а называется _________________________, в которую надо возвести ____, чтобы получить ____
(где а…., а….)
2.Логарифм числа b по основанию 10 называется ___________________и обозначается_______
3.Логарифм числа b по основанию е называется ___________________и обозначается_______
4.Действие нахождения значения логарифма называется __________________________
5.Закончите запись:
1) 
2) 
3)
…
4) 
5) 
6) 
7) 
8) 
Задание 2.
1.
6. 
2.
7. 
3.
8. 
4.
9.
5.
10 
Задание 3.
1 вариант
а) 
б) 
в) 
г) 
2 вариант
а)
б) 
в)
г) 
3 вариант
а) 
б) 
в) 
г) 
Задание 4.
А1 Вычислите: 
1) 100 2) 25 3) 12,25 4) 2
А2 Укажите значение выражения: 
1) 0 2) 1 3) 4 4) 8
А3 Вычислите: 
1) 3 2) 6 3) 9 4) 
А4.Укажите значение выражения: 
1)
2) 6 3)
4) 9
А5.Укажите значение выражения
, если
1) -10,6 2) -17,2 3) -6,6 4) -57,6
А6.Укажите значение выражения
, если

1) 4 2) 8 3) 6 4) -6
В1.Найдите значение выражения:
Ответ_____
В2.Найдите значение выражения :
Ответ_____
Практическое занятие № 7
Выполнение заданий на замену основания логарифмов
Цели:
знать:
определение логарифма;
свойства логарифма.
уметь:
преобразовывать выражения, содержащие логарифм.
Общие сведения и примеры выполнения заданий:
При выполнении заданий по данной теме нужно помнить:
1. Определение логарифма: 
2. Основное логарифмическое свойство:
.
3. Десятичный логарифм (по основанию 10): 
4. Натуральный логарифм (по основанию
):
.
5. Свойства логарифмов:






– переход к новому основанию.
6. Свойства степени и корней.
7. Таблицу квадратов.
Задание 1
1. Вычислите:
;
;

2. Вычислите:
;




3. Вычислить:
;

; 
=
;
4. Вычислить:
;


Задание 2
1. Вычислите:
; 
2. Вычислите:
; 
3. Вычислить:
;
;
;
;
4. Вычислить:
; 
Контрольные вопросы:
1. Определение логарифма.
2.Перечислите основные свойства логарифма.
3. Формулы сокращенного умножения.
Практическое занятие № 8
Выполнение заданий на потенцирование логарифмических выражений
Цель работы:
Нахождение значения показательно-логарифмических выражений, логарифмирование и потенцирование выражений.
Определение логарифма
Логарифм положительного числа
по основанию
(обозначается
) — это показатель степени, в которую надо возвести
, чтобы получить
. b > 0, a > 0, а≠ 1.
, 
Пример:

Десятичный логарифм — логарифм с основанием 10, который обозначается как
.
,
, так как 
Натуральный логарифм — логарифм с основанием
, обозначается 
Свойства логарифма
|
| |
|
|
|
|
|
|
Дата: 2018-12-21, просмотров: 487.