В клиент-центрированном подходе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Клиент-центрированный подход осуществляется в индивидуальной и групповой формах. Индивидуальная форма представляет собой интервью психотерапевта с клиентом. Групповая форма представлена группами встреч. Особую форму также составляет невербальное самоисследование, например «экспрессивная человекоцентрированная психотерапия», разработанная дочерью Карла Роджерса Натали Роджерс, – работа с клиентом посредством живописи, ваяния, танца, пения.

Личность психотерапевта. Средством психотерапии является личность терапевта, а не технические приемы. Важно то, какие отношения устанавливаются между терапевтом и клиентом. Важно не «делать что-то с клиентом» (или «вместе с клиентом»), а просто «быть с клиентом», присутствовать и сопровождать клиента. Терапия – это не «способ действия», а «способ существования» с клиентом. Вопрос должен стоять не о том, как вести себя психотерапевту, а о том, каким ему быть. Роджерс – противник нозологии, классификаций, так как они представляют собой результат интеллектуальных усилий психотерапевта, при наличии которых непосредственно воспринимаемая ситуация клиента искажается опытом врача. Общая тенденция направлена на выражение или сообщение клиенту своих устойчивых чувств. Технические средства являются дополнением позиции психотерапевта и сами по себе не обеспечивают психотерапевтического продвижения. Задача клиент-центрированного терапевта состоит в том, чтобы создать условия инициации изменения клиента. Выбор же того, что будет делать клиент в терапии, остается за ним. Психотерапевт – помощник в устранении эмоциональных блоков, препятствий к росту, он способствует большей зрелости, усвоению нового опыта. С устранением препятствий высвобождаются силы роста и открывается путь для самолечения.

Терапевтическое интервью. В ситуации терапевтического интервью психолог и клиент садятся напротив друг друга (часто под небольшим углом). Контакт с клиентом устанавливается в течение первых пяти минут. Если этого не происходит, то, как правило, клиент блокируется. Психолог сопровождает клиента в его собственные переживания. Клиент-центрированная терапия – это терапия, центрированная на клиенте, а не на проблеме. Нет никакой необходимости тянуть (подталкивать) клиента в его проблему. Клиент сам волен выбирать предмет разговора. Подталкивание к обсуждению сокровенной проблемы может осуществляться и направленными вопросами, и невербальными средствами (например, тональными понижениями голоса: «Я чувствую, что вам тяжело»). Терапевту не следует спешить спрашивать клиента, просить его уточнить что-либо, если проблема остается непонятной. Основное – быть в процессе вместе с клиентом. Поэтому вопросы терапевт задает не для себя, а для клиента. Так, если клиент рассказывает то, что не совсем понятно, и при этом плачет, терапевт может отреагировать следующим образом: «Это настолько тяжело для вас, что вы плачете…»

Первоначально Роджерс делал акцент на рефлексивной технике – психотерапевт, как зеркало, отражает переживания клиента, что позволяет ему осознать свой внутренний опыт, несогласованность опыта с Я-концепцией, искажение в Я-концепции. В последние годы жизни в работе Роджерса возросла доля метафор и интуиции.

Возможна и техника повтора. В этом случае психолог просто пересказывает то, что сказал клиент. Если клиент, излагая свою жалобу терапевту, говорит много, то техника повторов не сработает – она выведет клиента из процесса. Здесь уместна техника обобщения.

Особой техникой является метафора. Например, если клиент ненавидит свою жену (она стала некрасивой, толстой, громадной) и внутренне желает ей смерти, то при выраженном чувстве вины он вряд ли начнет обсуждать с терапевтом тонкости и детали своих агрессивных фантазий. Может быть использована следующая метафора: «Однажды принц одного маленького государства решил посадить у себя под окном красивое, благоуханное дерево с прекрасными цветами. Он нашел такое дерево – оно было маленькое, нежное, хрупкое. Каждое утро и вечер принц наслаждался прекрасным, ослепительным видом и благоуханием этого дерева. Но вдруг дерево стало быстро расти, утолщаться, закрыло окно спальни принца, и солнце уже туда не проникало. В спальне стало холодно, неуютно. Через окно он уже ничего не мог видеть. Это было то дерево, которое он раньше любил и которым очень гордился. Но это же дерево стало ему мешать, стало ему ненавистно. Принц уже стал вынашивать планы, как спилить и уничтожить дерево…» Клиент, освобожденный от чувства вины, в данному метафорическом образе может обсуждать свои агрессивные чувства к непомерно разросшемуся «дереву». Встречи-интервью, происходящие несколько раз в неделю, могут длиться от шести до пятнадцати сеансов, в отличие от очень продолжительного психоаналитического лечения, часто длящегося годами.

Следует ли в ходе терапии давать советы? Роджерс говорил, что если он знает оптимальное решение для клиента, то он сообщит ему это решение. В то же время, психотерапевт из Лондона Д. Бак в одной из своих лекций сказал, что за 20 лет работы у него ни разу не было такого чувства, что он знает оптимальное решение для клиента. Важно, чтобы клиент чувствовал, что я хочу быть с ним, когда он будет искать это решение.

Некоторые исследователи называют техники интервью более конкретно, относя к ним установление конгруэнтности (достижение соответствия); вербализацию (пересказ психологом сообщения клиента), отражение эмоций (называние психологом тех эмоций, которые клиент проявляет во время рассказа о себе, событиях своей жизни).

«Группы встречи» – это разновидность групповой психологической работы в целях стимулирования личностного роста участников в атмосфере безусловного позитивного принятии, эмпатии и конгруэнтности. Количество участников группы встречи варьируется от нескольких человек до нескольких сот человек. Вариантами группы встречи являются так называемые группы «диабазиса», группы «марафона», группы «анонимных алкоголиков», группы «обнажения» и др. В группе встречи ведущий, или «фасилитатор», проявляет эмпатию (сочувствие) по отношению к переживаниям членов группы, не использует оценочных суждений, практикует самораскрытие, что способствует постепенному возникновению в группе атмосферы доверия.

Основной акцент в группе встречи делается на самоисследовании участников группы, поиске ими аутентичности, на искренности и открытости в выражении чувств и переживаний, благодаря чему постепенно складывается атмосфера принятия и самопринятия в общении, которая воспринимается участниками группового процесса как теплая, поддерживающая и личностно безопасная. Все это помогает участникам групповой работы углубляться в собственный опыт, исследовать как позитивные, так и негативные его стороны, осознавать и принимать их.

Экспрессивная человекоцентрированная психотерапия – терапевтическая система, разработанная Н. Роджерс, представляющая собой синтез человекоцентрированного подхода с различными методами и техниками арт-терапии. Различные искусства – движение, рисование, живопись, ваяние, музыка, литературное творчество, вокализация и импровизация – используются в условиях, обеспечивающих поддержку человеку, и с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления. Эмпатическое понимание клиента налагает абсолютный запрет на какие-либо интерпретации психотерапевтом продукта и процесса творчества, в фокусе внимания оказываются самоинтерпретации клиента: «Что это для вас означает?»; «Что это вам говорит?»

Концепция К. Роджерса нашла широкое применение в конфликтологии, в работе с подростками в школе и в психиатрической клинике. Однако существуют и ограничения, которые были известны создателю этой концепции. Так, существует опасность оказания психологической помощи клиенту без обеспечения условий его личностного роста, т.е. наступает эйфория, не имеющая реальных оснований. Для психолога также существует опасность чрезмерной идентификации с личностью и переживаниями клиента. Остается нерешенным вопрос о длительности психокоррекционного эффекта и о том, какие проблемы может создавать для клиента переход от психокоррекционных отношений к реалиям повседневной жизни.

Вопросы для повторения и самоанализа

1. Дайте общую характеристику клиент-центрированной терапии: сущность концепции, основные структурные компоненты и категории, понимание сущности человека, базовые стремления личности, причины психологических проблем, цель психологической помощи, понимание психологического\психического здоровья (нормы), методы и техники психологической помощи, требования к личности психолога, рекомендации и ограничения в применении.

2. Почему в итоге Роджерс назвал разработанный им подход клиент-центрированным?

3. Что Роджерс понимал под тенденцией к актуализации и самоактуализации?

4. Что Роджерс подразумевает под конгруэнтностью?

5. Что Роджерс подразумевает под безусловным позитивным отношением?

6. Что Роджерс подразумевает под эмпатией?

7. Какие изменения происходят с клиентом в случае проявления к нему безусловного позитивного принятия, эмпатии, аутентичности, воздержания от интерпретации сообщений клиента?

8. Каковы, с точки зрения Роджерса, психологические механизмы появления у клиента невротических отклонений?

9. Что вы считаете сильными и слабыми сторонами модели консультирования, предложенной Роджерсом?

10. Какие процедуры и техники оказания психологической помощи в клиент-центрированной терапии можете назвать?

Практикум по теме

Дата: 2018-12-21, просмотров: 295.