Процедуры и техники оказания психологической помощи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В когнитивной терапии

Этапы когнитивной коррекционной работы

В Центре когнитивной терапии Бека в Филадельфии во время первого посещения клиентов в течение трех часов ведется протокольная запись. Эта запись включает в себя описание клинического собеседования и психологических тестов. Во время клинического собеседования консультант узнает, какие факторы в прошлом вызвали страдания клиентов. На собеседовании консультант также оценивает уровень функционирования клиента и бросающиеся в глаза симптомы, а также определяет, что данный человек ждет от консультирования. Вопросник депрессии Бека, тест тревожности Бека и шкала дисфункциональных установок – психологические тесты, наиболее часто используемые при проведении первого интервью.

Психокоррекция включает в себя следующие этапы.

1. Выявление проблем, имеющих в основе одни и те же причины и их группировки; идентификация первого звена в цепи, которое и запускает всю цепь символов. На первых занятиях консультанты и клиенты составляют списки проблем, включающие симптомы, виды поведения или глубокие проблемы.

2. Осознание и вербализация неадаптивных когниций. Для этого используется прием «коллекционирование автоматических мыслей» – прием для распознавания неадаптивных когниций («автоматических мыслей»). Клиенту предлагается сосредоточиться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в проблемной ситуации (или сходной с ней). Сфокусировавшись на автоматических мыслях, клиент может распознать их и зафиксировать.

3. Отдаление – процесс объективного рассмотрения мыслей. Клиент рассматривает свои неадаптивные когниции как обособленные от реальности психологические явления. Пример: клиент: «Когда я иду по улице, на меня все оборачиваются», терапевт: «Попробуйте пройтись по улице и посчитать, сколько человек обернулось на вас». Естественно, что автоматическая мысль не совпадает с реальностью! Отдаление повышает способность клиента проводить границу между мнением, которое надо обосновать («я считаю, что…») и неопровержимым фактом («я знаю, что…»). Клиент учится видеть в автоматических мыслях гипотезу, а не факты.

4. Изменение правил регуляции поведения. Для регуляции своей жизни и поведения других людей клиенты используют правила (предписания, формулы). Хорошо адаптированный человек обладает достаточно гибким набором точных правил, позволяющим соотносить их с ситуацией, интерпретировать и оценивать имеющуюся степень риска. Правила, которые носят абсолютный характер, влекут за собой поведение, не учитывающее реальную ситуацию и создающее проблемы. Например, человек, следующий правилу «Я никогда не стану счастливым, если не буду знаменитым», обрекает себя на игнорирование других сфер своих отношений в угоду рабскому следованию этому правилу. Психолог помогает клиенту осознать ущербность подобных правил, их саморазрушающий характер, объясняет, что клиент был бы счастливее и меньше страдал, если бы руководствовался более реалистическими правилами.

Техники

«Сократовский диалог». В ходе беседы психолог тщательно составляет вопросы с целью:

– прояснить или определить проблемы клиента;

– помочь клиенту идентифицировать мысли, образы, предположения;

– изучить значения событий для клиента;

– оценить последствия поддержания неадаптивных мыслей и поведения.

«Заполнение пустоты». Для выяснения неосознаваемых мыслей клиенту предлагают заполнить следующую последовательность: А→В→С. Клиента учат наблюдать за последовательностью внешних событий (А) и реакций на них (С). Клиенту необходимо заполнить пустоту в своем сознании (В), которая является связующим звеном между А и С. В – это мысли или образы, возникавшие в этот промежуток и делающие понятной связь между А и С. Психолог здесь может выдвигать гипотезы и предлагать их для обсуждения. Как только убеждение идентифицировано, оно открыто для модификации, которая осуществляется следующим образом: психолог может спросить у клиента, является ли убеждение разумным; может попросить клиента привести доводы «за» и «против» сохранения этого убеждения, попросить клиента представить доказательства, факты, противоречащие этому убеждению (т.е. опровергнуть его).

Декатастрофизация (техника «что…если»). Предназначена для исследования ситуаций, которые пугают клиента и воспринимаются им как катастрофические. Психолог задает клиенту вопрос: «А что будет, если эта ситуация наступит?» Клиент перечисляет возможные последствия этой ситуации. Психолог повторяет вопрос: «А что будет, если…» При рассмотрении всех последствий ситуации клиент приходит к выводу о том, что ситуация не настолько значима, как представлялась ему в самом начале беседы.

Переформулирование. Клиенту предлагается сформулировать проблему таким образом, чтобы она получила конкретное и специфическое звучание. Например, человеку, который считает: «Никто не обращает на меня внимание», предлагается переформулировать проблему: «Мне нужно эмоциональное тепло. Я его не получаю. Поэтому мне нужно протянуть руку другим людям, чтобы обо мне позаботились».

Децентрация. Метод освобождения клиента от склонности видеть в себе точку сосредоточения всех событий. Клиентов можно побуждать более внимательно наблюдать за действиями других людей. Можно попросить отметить, как часто они сами проявляют внимание к другим.

Проверка гипотезы. Клиент, находящийся в эмоциональном неустойчивом состоянии, имеет свою гипотезу, объясняющую его состояние. Психолог просит привести конкретные факты, поясняющие его гипотезу. При этом нельзя пользоваться обобщенными ярлыками, неопределенными формулировками. При рассмотрении этих фактов может выясниться, что не учтены какие-то стороны деятельности. Затем клиента просят принести факты обратной связи. При рассмотрении всех фактов в совокупности клиент приходит к выводу, что он не такой, как ему казалось, и его мнение о себе ошибочно.

Планирование деятельности. Клиента просят составить распорядок дня, наметить план той или иной деятельности и выставить оценки степени удовлетворения от этой деятельности, используя шкалу от 0 до 10 баллов. Составление распорядков дня и последующий их анализ с психологом приводят клиента к пониманию, что его эмоциональная оценка деятельности зависит от целого ряда факторов, и он в состоянии контролировать свое поведение.

Метод записи событий дня. Пример использования этой техники: женщина жалуется на поведение сына.

Пациентка. Сын меня не слушается.

Психолог. Ставьте знак «+» в листе наблюдений всякий раз, когда сын послушался вас, и знак « – », когда не послушался.

Если клиент жалуется: «Все люди агрессивно настроены по отношению ко мне», то терапевт дает такой же совет: отмечать «+» или « – » каждое взаимодействие с людьми.

Когнитивная реатрибуция. Представляет собой последовательность действий с целью изменения автоматических мыслей клиента. Клиент поощряется к проверке реальности и поиску адекватной атрибуции путем проверки всех фактов, воздействующих на ситуацию. Противопоказана при психотических нарушениях.

Метод катарсиса. Если у пациента наблюдается печаль и неприятие себя как личности, терапевт побуждает его к аффективной вербализации своего состояния и плачу. Когда пациент плачет, он начинает себя жалеть. Поэтому происходит смена неадаптивной мысли отрицания себя на симпатию к самому себе.

Вопросы для повторения и самоанализа

1. Дайте общую характеристику когнитивной терапии А.Бека: сущность концепции, основные структурные компоненты и категории, понимание сущности человека, базовые стремления личности, причины психологических проблем, цель психологической помощи, понимание психологического\психического здоровья (нормы), методы и техники психологической помощи, требования к личности психолога, рекомендации и ограничения в применении

2. Что такое автоматические мысли и почему они так важны?

3. Что такое когнитивные ошибки/искажения и почему они так важны?

4. Каковы главные положения в когнитивной модели депрессии?

5. Каковы главные положения в когнитивной модели тревожных расстройств?

6. Каковы главные положения в когнитивной модели нарушенных супружеских отношений?

7. Каковы главные положения в когнитивной модели расстройств личности?

8. Подумайте о какой-нибудь имеющейся у вас конкретной проблеме. Выявите и идентифицируйте автоматические мысли, возникающие у вас в связи с этой проблемой.

9. Определите характерные когнитивные ошибки, если таковые имеются, в используемом вами способе обработки информации.

10. Определите автоматическую мысль, связанную с данной проблемой, и подвергните ее сомнению посредством сократовского расспрашивания.

Практикум по теме

1. Используя опросник А. Бека, определите у себя уровень депрессии[30].

 

Опросник предназначен для диагностики депрессивных состояний.

Несмотря на то что утверждения теста очень прямые и позволяют испытуемому скрывать свое истинное состояние, использование опросника Бека в клинической практике показало его высокую эффективность при скрининговых и предварительных обследованиях.

Тестирование можно проводить в групповом и индивидуальном вариантах.

Результаты опросника высоко коррелируют с личностной и ситуативной тревожностью и алекситимией.

Все утверждения опросника Бека являются прямыми, поэтому для подсчета общего результата необходимо просто просуммировать все баллы, соответствующие выбранным утверждениям.

Инструкция. Перед вами находится опросник, содержащий тринадцать групп (А–Н) из четырех утверждений (0–3). Прочитайте, пожалуйста, каждую группу утверждений целиком. Затем выбирайте из каждой группы одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как вы себя чувствуете сегодня, т.е. прямо сейчас. Обведите номер выбранного вами утверждения. Если несколько утверждений из одной группы кажутся вам одинаково хорошо походящими, то обведите все их номера. Прежде чем сделать свой выбор, убедитесь, что вы прочитали все утверждения в каждой группе.

А. 0 Мне не грустно

1 Мне грустно или тоскливо

2 Мне все время тоскливо или грустно, но я ничего не могу с собой поделать

3 Мне так грустно или печально, что я не могу этого вынести

 

Б. 0 Я смотрю на будущее без особого пессимизма или разочарования

1 Я чувствую разочарование в будущем

2 Я чувствую, что мне нечего ждать впереди

3 Я чувствую, что будущее безнадежно и поворота к лучшему быть не может

 

В. 0 Я не чувствую себя неудачником

1 Я чувствую, что неудачи случались у меня чаще, чем у других людей

2 Когда я оглядываюсь на жизнь, я вижу лишь цепь неудач

3 Я чувствую, что потерпел неудачу как личность (родитель, муж, жена)

 

Г. 0 Я не испытываю никакой особенной неудовлетворенности

1 Ничто не радует меня так, как было раньше

2 Ничто больше не дает мне удовлетворения

3 Меня не удовлетворяет все

 

Д. 0 Я не чувствую никакой особенной вины

1 Большую часть времени я чувствую себя скверным и ничтожным

2 У меня довольно сильное чувство вины

3 Я чувствую себя очень скверным и никчемным

 

Е. 0 Я не испытываю разочарования в себе

1 Я разочарован в себе

2 У меня отвращение к себе

3 Я ненавижу себя

 

Ж. 0 У меня нет никаких мыслей о самоповреждении

1 Я чувствую, что мне было бы лучше умереть

2 У меня есть определенные планы совершения самоубийства

3 Я покончу с собой при первой возможности

 

З. 0 У меня не потерян интерес к другим людям

1 Я меньше, чем бывало, интересуюсь другими людьми

2 У меня потерян почти весь интерес к другим людям, и почти нет никаких чувств к ним

3 У меня потерян всякий интерес к другим людям, и они меня совершенно не заботят

 

И. 0 Я принимаю решения примерно так же легко, как и всегда

1 Я пытаюсь отсрочить принятие решений

2 Принятие решений дается мне с трудом

3 Я больше совсем не могу принимать решения

 

К. 0 Я не чувствую, что выгляжу сколько-нибудь хуже, чем обычно

1 Меня беспокоит то, что я выгляжу старо и непривлекательно

2 Я чувствую, что в моем внешнем виде происходят постоянные изменения, делающие меня непривлекательным

3 Я чувствую, что выгляжу гадко и отталкивающе

Л. 0 Я могу работать примерно так же хорошо, как и раньше

1 Нужно делать дополнительные усилия, чтобы начать что-то делать

 2 Мне нужно с трудом пересилить себя, чтобы что-то сделать

3 Я совсем не могу выполнять никакую работу

 

М. 0 Я устаю не больше, чем обычно

1 Я устаю быстрее, чем раньше

2 Я устаю от любого занятия

3 Я устал чем бы то ни было заниматься.

 

Н. 0 Мой аппетит не хуже, чем обычно

1 Мой аппетит не так хорош, как бывало

2 Мой аппетит теперь гораздо хуже, чем раньше

3 У меня совсем нет аппетита

Оценка результатов

Считается, что испытуемый страдает депрессией, если он набрал более 25 баллов. Результат менее 10 баллов говорит об отсутствии депрессивных тенденций и хорошем эмоциональном состоянии испытуемого. Промежуточную группу составляют испытуемые с легким уровнем депрессии ситуативного или невротического генеза.

В любом случае, интерпретируя результаты опросника, необходимо помнить о том, что состояние депрессии устанавливается специалистом в результате обследования и подробной клинической беседы, а результаты опросника могут дать лишь предварительное и приближенное представление о состоянии испытуемого.

2. Соотнесите приведенные примеры высказываний клиентов и названия когнитивных искажений.

Примеры

1. Встретив хмурый взгляд прохожего, клиент думает: «Он чувствует ко мне отвращение. Все при виде меня чувствуют отвращение».

2. Клиент: «Все относятся ко мне ужасно. Нет ни одного человека, который относился бы ко мне хорошо».

3. На шумной вечеринке молодой человек начинает ревновать свою девушку, которая склонила голову к другому человеку, чтобы лучше его расслышать.

4. Работающая мать в конце тяжелого рабочего дня делает вывод: «Я – плохая мать».

5. Клиент сделал случайно ошибку, но думает: «Я всегда все делаю неправильно».

6. После неудачного свидания женщина делает вывод: «Все мужчины одинаковы. Они всегда будут ко мне плохо относиться. У меня никогда не получится в отношениях с мужчинами».

7. Клиент: «Если люди обо мне плохо подумают – это будет просто ужасно!»

8. «Если я буду на экзамене нервничать – то обязательно провалюсь и меня сразу выгонят».

Названия когнитивных искажений: А. Персонализация; Б. Дихотомическое мышление; В. Выборочное абстрагирование (извлечение); Г. Произвольные умозаключения; Д. Сверхгенерализация; Е. Сверхгенерализация; Ж. Преувеличение.

 

3. Какие техники когнитивной коррекционной работы представлены в нижеследующих примерах?

1. В ходе беседы психолог тщательно составляет вопросы с целью: прояснить или определить проблемы клиента; помочь клиенту идентифицировать мысли, образы, предположения; изучить значения событий для клиента; оценить последствия поддержания неадаптивных мыслей и поведения.

2. Для выяснения неосознаваемых мыслей клиента учат наблюдать за последовательностью внешних событий (А) и реакций на них (С). Клиенту необходимо заполнить пустоту в своем сознании (В), которое является связующим звеном между А и С. В – это мысли или образы, возникавшие в этот промежуток и делающие понятной связь между А и С.

3. Психолог задает клиенту вопрос: «А что будет, если эта ситуация наступит?» Клиент перечисляет возможные последствия этой ситуации. Психолог повторяет вопрос: «А что будет, если?..», «Как долго вы будете испытывать подобные негативные ощущения?», «Что будет потом? Вы умрете? Мир разрушится? Это испортит вашу карьеру? Ваши близкие откажутся от вас?» и т.п. При рассмотрении всех последствий ситуации клиент приходит к выводу о том, что ситуация не настолько значима, как представлялось ему в самом начале беседы; что всё имеет временные рамки, и автоматическая мысль «этот ужас никогда не кончится» исчезает.

4. Клиенту, который считает: «Никто не обращает на меня внимание», предлагается переформулировать проблему: «Мне нужно эмоциональное тепло. Я его не получаю. Поэтому мне нужно протянуть руку другим людям, чтобы обо мне позаботились».

5. Клиент считал, что во время совещания все за ним наблюдают, замечают его неуверенность, поэтому он предпочитал молчать, не высказываться. Из-за этого у него были трудности с руководством. Клиенту предлагается понаблюдать за окружающими вместо того, чтобы сосредоточиться на своем дискомфорте. Когда он это сделал, то увидел, что одни люди слушают выступающего, другие что-то пишут, третьи – мечтают.

6. Клиент утверждает, что он плохой учитель. Психолог просит привести факты, аргументы в пользу такого заключения. После этого клиента просят привести факты обратной связи: мнения родителей, суждения, отзывы учеников, коллег по работе, которые должен добыть сам клиент. После рассмотрения всех фактов в совокупности клиент приходит к выводу, то на самом деле он не такой плохой, как ему казалось, и его мнение о себе ошибочно.

7. Клиента просят составить распорядок дня, наметить план той или иной деятельности и выставить оценки степени удовлетворения от этой деятельности, используя шкалу от 0 до 10 баллов. Например, клиенты, которые считают, что они находятся постоянно в тревожном состоянии, видя свою оценку разных видов деятельности, убеждаются в том, что сила эмоционального напряжения варьирует в зависимости от времени дня или выполняемой работы, и что на самом деле их переживания не так глубоки, как им представлялось до заполнения этого распорядка.

 

Названия техник: А. Планирование деятельности; Б. Проверка гипотезы; В. Децентрация; Г. Переформулирование; Д. Декатастрофизация (техника «что…если»); Е. «Заполнение пустоты»; Ж. «Сократовский диалог».

Тест для самопроверки

 

1. Когнитивная терапия Бека отличается от рационально-эмотивной терапии Эллиса тем, что в ней признается значение…

А. Большего структурирования терапевтического процесса.

Б. Сократического диалога.

В. Помощи клиенту в самостоятельной борьбе с ошибочными концепциями.

Г. Все отмеченное.

2. По Беку, общим признаком многих психологических расстройств являются…

А. Неосознаваемые конфликты.

Б. Автоматические мысли.

В. Личностные антиномии.

Г. Личностные аномалии.

 

3. Когнитивная триада Бека при депрессии НЕ включает в себя…

А. Негативное представление о себе.

Б. Негативный взгляд на мир.

В. Негативное отношение к помощи.

Г. Негативное видение будущего.

4. Предложенная А. Эллисом схема анализа А-В-С была развита А. Беком в схему S-O-R, описывающую…

А. Последовательность ориентировочных реакции.

Б. Стереотип припоминания.

В. Взаимодействие индивида с окружением – реакция (R) на стимул (S), опосредованная когнитивной переработкой (О).

Г. Приложения знаний к поведению.

 

5. Целью когнитивной терапии Бека является…

А. Установление поддерживающего сотрудничества терапевта и клиента.

Б. Коррекция целевых установок клиента.

В. Осознание стереотипов неправильной обработки информации и замена их правильными когнитивными приемами.

Г. Выработка навыков когнитивной редукции эмоций.

6. Термин «неадаптивная когниция» применяется к…

А. Когнитивным паттернам, регулярно приводящим клиента к социально-нежелательным поступкам.

Б. Когнитивным паттернам, исходящим из оппозиционно-вызывающих личностных установок.

В. Мыслям, снижающим уровень тревожности.

Г. Любым мыслям, вызывающим неадекватные или болезненные эмоции и затрудняющим решение проблем.

 

7. Содержание правил регуляции поведения как этапа когнитивной терапии центрируется вокруг…

А. Жизни – смерти и любви – ненависти.

Б. Опасности – безопасности и боли – удовольствия.

В. Принятия – отвергания и радости – горя.

Г. Совладания – подчинения и свободы – зависимости.

8. Метод когнитивной реатрибуции Бека направлен на…

А. Изменение патологизирующих поведение пациента автоматических мыслей и их цепочек.

Б. Атрибутирование ответственности доминантной субличности.

В. Перенесение акцентов с когнитивных на эмоциональные аспекты.

Г. Снижение значимости проблемных ситуаций и переживаний.

 

9. Когнитивная терапия Бека нашла наибольшее применение в лечении…

А. Психосоматических расстройств.

Б. Депрессии.

В. Неврозов.

Г. Шизоидного расстройства личности.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 232.