Базовые инстинкты и виды психической энергии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Инстинкт, согласно З. Фрейду, представляет собой психические проявления врожденных телесных состояний возбуждения, выражающихся в форме желаний, влечений. С количественной точки зрения влечение понималось как некое свободно перемещающееся количество энергии, которая, начиная с определенного уровня, стремится к разрядке, чтобы восстановить «психическое равновесие».

Инстинкт жизни (Эрос) – идея З. Фрейда о том, что люди стремятся к самосохранению. Признавая большое значение инстинктов жизни в физической организации индивидуумов, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты.

Сексуальный инстинкт идея З. Фрейда о том, что людьми движет стремление к сексуальному удовлетворению или удовольствию. Фрейд полагал, что существует не один сексуальный инстинкт, а несколько. Каждый из них связан с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной. Фрейд был убежден в том, что эрогенные зоны являются потенциальным источником напряжения и что манипуляции в области этих зон ведут к снижению напряжения и вызывают приятные ощущения. Энергию сексуального влечения Фрейд называл «либидо».

Инстинкт смерти (Танатос) – идея З. Фрейда о том, что люди движимы побуждениями саморазрушения и смерти (часто выражаются внешне как агрессия). Инстинкты смерти лежат в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийства и убийства.

Согласно З. Фрейду, все устройство современной цивилизации (искусство, музыка, литература) является продуктом смещения сексуальной и агрессивной энергии. Не имея возможности получать удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать свою инстинктивную энергию на других людей, другие предметы и другую деятельность, вместо тех, которые предназначались для прямой разрядки напряжения. Таким образом появляются сложные религиозные, политические, экономические и другие институты.

4. Теория психосексуального развития – теория, объясняющая развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Согласно З. Фрейду, человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий.

Оральная стадия (длится от рождения приблизительно до 18-месячного возраста) – первая стадия психосексуального развития, на которой основным источником интереса и удовольствия является рот. Полость рта, включая губы, язык и связанные с ним структуры, является главным средоточием активности и интереса младенца. Даже в зрелости могут проявляться остаточные явления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей, курения, поцелуев и переедания – всего того, что фрейдисты рассматривают как привязанность либидо к оральной зоне. Согласно Эриху Фромму: «Наркоманы и алкоголики – вечные младенцы, требующие соски».

Анальная стадия (начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до третьего года жизни) – вторая стадия психосексуального развития, в ходе которой достигается контроль над кишечником, и удовольствие сфокусировано на удержании или выталкивании фекалий. Приучение ребенка к туалету представляет собой первую попытку ребенка контролировать инстинктивные импульсы. О регрессе либидо на анальный уровень могут свидетельствовать «анальный юмор», копролалия («вербализация анальной агрессии»), повышенное внимание к деятельности кишечника.

Фаллическая стадия – третья стадия психосексуального развития, во время которой сексуальные органы становятся основным источником удовольствия и наслаждения. Первый этап: интерес к строению гениталий; открытие половой дифференцировки; начало формирования комплекса кастрации. Второй этап: комплексы Эдипа и Электры с опасностями отвержения со стороны родителя противоположного пола и наказания – со стороны родителя своего пола; окончание формирования комплекса кастрации; вытеснение комплексов. Третий этап: идентификация с родителем своего пола; формирование Суперэго – основного источника тревоги (в фазе «пресуперэго» тревога связана с реальными ситуациями и внешним миром). На фаллической стадии мальчики поглощены своим пенисом и идеей потентности, половой зрелости, мужественности и силы.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы, стремятся добиваться успеха у женщин, постоянно пытаются доказывать свою мужественность и половую зрелость. У женщин фаллическая фиксация приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут казаться наивными и невинными в сексуальных отношениях.

Латентный период (от 6–7 лет до начала подросткового возраста) – период, на протяжении которого внимание ребенка сосредоточено на развитии интересов и навыков в контактах со сверстниками того же пола. Либидо направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, такие как интеллектуальные занятия, спорт и отношения со сверстниками. Не является собственно стадией.

Генитальная стадия (6–12 лет, возникает с наступлением половой зрелости и длится до смерти) – четвертая и последняя стадия психосексуального развития, в ходе которой формируются зрелые гетеросексуальные отношения. Энергия либидо сублимируется (десексуализируется). Репродуктивные органы достигают зрелости, выброс гормонов эндокринной системой ведет к появлению вторичных половых признаков. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Генитальный характер проявляется у личности, прошедшей полный анализ, разрешившей Эдипов комплекс, «пробившей дорогу» через прегенитальную амбивалентность, инфантильную зависимость; нарциссизм.

Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом возрасте через «гомосексуальный» период. Новый взрыв сексуальной энергии подростка направлен на человека одного с ним пола (например, на учителя, соседа, сверстника). Этим объясняется то, что подростки предпочитают общество сверстников одного с ними пола. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание.

Базовые комплексы.

Эдипов комплекс/комплекс Электры – процесс, разворачивающийся на фаллической стадии, когда ребенок испытывает эротические чувства по отношению к родителю противоположного пола, стремится к сексуальному соединению с ним, чувствует угрозу от родителя одного с ним пола, испытывает ненависть и ревность к нему.

Эдипов комплекс (царь Эдип – герой трагедии Софокла, убивший отца и женившийся на своей матери): влечение сына к матери и враждебность к отцу (при искажении инфантильного выбора – «негативный эдипов комплекс» – источник гомосексуальных тенденций); переживается в 3–5 лет; становится бессознательным; враждебность к отцу преодолевается через идентификацию с ним (при нарушении идентификации – «вагинальный» (женственный) муж и отец). Комплекс Эдипа – центральное явление психологии Фрейда; ядерный инфантильный комплекс; основа всех неврозов; его успешное преодоление – главная проблема развития. Соперничество с отцом влечет за собой страх мальчика, что отец лишит его пениса. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца, которую Фрейд назвал страхом кастрации, заставляет мальчика отказаться от своего стремления к инцесту с матерью. В возрасте примерно между 5–7 годами Эдипов комплекс разрешается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом.

Комплекс Электры – женская версия Эдипова комплекса в теории Фрейда. (Электра – героиня греческого мифа, желавшая смерти матери, которая участвовала в убийстве ее отца Агамемнона). Влечение дочери к отцу и враждебность к матери (при искажении инфантильного выбора – «негативный комплекс Электры» – источник гомосексуальных тенденций).

Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, как у отца или брата, и начинает хотеть, чтобы он у нее был. У девочки развивается зависть к пенису, которая является аналогом страха кастрации у мальчика. Вследствие этого девочка начинает проявлять открытую враждебность к матери, возлагая на нее ответственность за то, что та родила ее без пениса. В то же время девочка стремится обладать отцом, потому что у него есть такой завидный орган. Со временем девочка избавляется от комплекса Электры путем подавления тяготения к отцу и идентификации с матерью. Враждебность к матери преодолевается через идентификацию с ней (при нарушении идентификации – «фаллическая» жена и мать). Девочка становится более похожей на мать, получает символический доступ к своему отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти за мужчину, похожего на отца. Позднее некоторые женщины мечтают о том, чтобы их первенец был мальчиком – феномен, который интерпретируется как выражение замещения пениса.

Комплекс кастрации – группа идей, связанных со страхом утратить половые органы или же с убежденностью в том, что половые органы уже утрачены. Комплекс активной кастрации – группа идей, связанных со страхом утратить половые органы: находясь в ситуации Эдипова комплекса, мальчик ждет кастрации как наказания за притязания на мать; страх подкрепляется угрозами и наказаниями за генитальные манипуляции, открытием того, что у девочек пенис отсутствует. Комплекс пассивной кастрации – группа идей, связанных с убежденностью в том, что половые органы уже утрачены: девочка считает, что обладала пенисом, но была кастрирована, обвиняет в этом мать, испытывает вину, испытывает зависть к пенису.

6. Природа тревоги. Согласно Фрейду, тревога, испытываемая многими его пациентами-невротиками, является функцией Эго, и ее назначение состоит в том, чтобы предупреждать индивидуума о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. В зависимости от того, откуда исходит угроза для Эго, выделяется три типа тревоги.

Реалистическая тревога – эмоциональный ответ на угрозу и/или понимание реальных опасностей внешнего мира. Является синонимом страха. Стихает, как только исчезает сама угроза.

Невротическая тревога – эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны Ид станут осознанными. Данная тревога возникает из страха, что, когда ты сделаешь что-то ужасное, это повлечет за собой тяжелые отрицательные последствия.

Моральная тревога – эмоциональный ответ, возникающий, когда Эго испытывает угрозу наказания со стороны Суперэго. Появляется, когда Ид стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий, и Суперэго отвечает на это чувством вины, стыда или самообвинения. Позднее Фрейд убедился в том, что тревога, берущая свое начало из Суперэго, вырастает в страх смерти и ожидание возмездия за прошлые или настоящие грехи в загробной жизни.

7. Теория защитных механизмов. Защитные механизмынеосознаваемые реакции, защищающие индивидуума от таких неприятных эмоций, как тревога и чувство вины. Механизмы защиты могут побуждаться тревогой, обусловленной увеличением инстинктивного напряжения, угрозами Супер-Эго, реальной опасностью. При этом люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги.

Основными защитными механизмами являются следующие: рационализация, отрицание, регрессия, вытеснение, проекция, идентификация, противодействие, интеллектуализация, замещение, сублимация и др.

Рационализация – защитный механизм, позволяющий индивидууму находить правдоподобные оправдания своих неудач; ошибочное «разумное» объяснение своих бессознательных или иррациональных действий, поиск причин, оправдывающих невозможность реализации цели. Например, профессиональная некомпетентность объясняется физическим недомоганием: «Если бы я избавился от головных болей, я бы сосредоточился на работе». Пациент с агорафобией: «Я не выхожу на улицу, так как идет дождь». Алкоголик: «Я пью, так как испытываю стресс (мне надо поддерживать контакты; были праздники; все пьют и т.д.)». Мужчина, которому женщина ответила отказом, когда он пригласил ее на свидание, утешает себя тем, что она совершенно непривлекательна; студентка, которой не удалось поступить на стоматологическое отделение медицинского института, может убеждать себя в том, что она на самом деле не хочет быть стоматологом.

Отрицание – защитный механизм, проявляющийся в неверии в невыносимые факты действительности, в избавлении индивидуума от угрожающих переживаний, вызванных окружением, путем отгораживания от их существования. (Отец, который отказывается поверить в то, что его дочь изнасилована и зверски убита, ведет себя так, как будто ничего не произошло; ребенок, отрицающий смерть любимой кошки и упорно продолжающий верить, что она все еще жива).

Регрессия – защитный механизм, заключающийся в возврате к более ранним стадиям развития сексуальности, Эго и фиксации либидо: при неврозе навязчивых состояний – к анальной стадии; при истерическом неврозе – к фаллической. Это приводит к оживлению комплексов, которые вновь подвергаются «вторичному вытеснению», что рождает симптомы, замещающие удовлетворение подавленного желания и снижающие напряжение. Пример: девушка, обманутая любимым, порой защищается от вновь нахлынувших сексуальных желаний тем, что чересчур много ест. Узнаваемые формы регрессии у взрослых: надуться, не разговаривать с другими; детский лепет; езда на автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Вытеснение (репрессия) – подавление влечений, мыслей, представлений, воспоминаний, переживаний, которые несовместимы с установками личности, при этом аффект переносится на иное содержание, присутствующее в сознании; возможна замена нереализуемой цели другой, вполне достижимой. Пример: потребности и эмоции, которые ребенок испытывает в раннем детстве (обычно до 4-х лет) оказываются неприемлемыми для Эго и подвергаются вытеснению, результатом которого является инфантильная амнезия, т.е. забывание событий до 4-хлетнего возраста. Вытеснение типично для истерических неврозов; при их психоанализе совершенно бессознательные воспоминания, как правило, оживают в виде драматических сцен.

Проекция[13] – защитный механизм, состоящий в том, что собственные неприемлемые импульсы (намерения, желания, мысли, установки, эмоции) приписываются другим, воспринимаются как внешние. Классическая проекция – вытесненные негативные черты самим человеком не осознаются (алкоголик отрицает алкоголизм у себя); рационалистическая проекция – человек осознает негативные черты своей личности, но сохраняет устойчивую самооценку, приписывая эти черты большинству людей (алкоголик признает существование у себя болезни, но считает, что большинство его знакомых тоже в этом случае алкоголики); аутистическая проекция – ошибочное опережающее опознание объекта в соответствии с имеющейся потребностью (некто, испытывая естественную потребность, видит дом с надписью «Клозетхауз»; подойдя ближе, он обнаруживает ошибку: на доме написано «Корсетхауз»).

Проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. (Игрок в гольф, критикующий свою клюшку после неудачного удара; молодая женщина, которая не осознает, что борется со своим сильным сексуальным влечением, подозревает каждого, кто с ней встречается, в намерении ее соблазнить). Защитный механизм проекции в сочетании со смещением Фрейд описал в связи с бредом ревности. В этом случае защита от гомосексуальных наклонностей достигается проекцией на гетеросексуальную партнершу, которая якобы заигрывает с другими мужчинами. Здесь используется трехзвенная логика защиты: «Я люблю не его, а ее, но она любит его!»

Интроекция (или идентификация) – защитный механизм, при котором психические содержания и процессы «вносятся» в Я из окружающего мира. Частный случай защиты с помощью интроекции – идентификация с обидчиком. Она играет центральную роль во многих психических заболеваниях. Чтобы унять страх перед отказывающим, агрессивным объектом, он интроецируется. Женщина, в детстве сильно настрадавшаяся от своей матери, которая не отпускала ее от себя и запрещала играть с детьми, впоследствии точно так же ведет себя с собственным мужем. Всевозможными мольбами и угрозами она принуждает мужа никогда не оставлять ее одну. Мужчина, чья мать не спускала с него глаз и наказывала за малейший проступок, при всем сознательном стремлении отойти от своего воспитания, разговаривает с собственной женой так, что доводит ее до слез, и она бросается на него с кулаками.

Противодействие – защитный механизм, позволяющий снижать уровень тревоги путем подавления одних импульсов и чувств и усиления импульсов и чувств противоположного значения. (Женщина, испытывающая тревогу в связи с собственным выраженным сексуальным влечением, может стать в своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами; многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от своих собственных гомосексуальных побуждений).

Интеллектуализация (интеллектуальная установка, термин И. Рейковского) – замещение нежелательного импульса сложными логическими построениями, сопоставлениями, человек ставит себя в положение «беспристрастного наблюдателя», подвергает происходящее анализу, чем блокируется эмоциогенность конфликтной ситуации, она становится менее травматичной. От рационализации отличается относительной объективностью анализа.

Замещение – защитный механизм, который состоит в переадресовании чувств или импульсов кому-то, для кого они не предназначались, по причине возможного возмездия со стороны истинного объекта. (Студент, которого критикует преподаватель, выливает свое раздражение на соседа или соседку по общежитию; ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру).

Сублимация – защитный механизм, вследствие которого импульсы Ид направляются на социально приемлемую активность; перевод либидо в социальную активность, творчество. Иногда рассматривается как вид вытеснения, результат которого приносит человеку реальное удовлетворение, поскольку реализованная цель «нравственно выше» первоначальной нереализуемой цели. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов. Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения – тем, которые общество полагает приемлемыми. (Юноша может сублимировать свои сексуальные импульсы в футбол, хоккей или другие виды спорта; женщина с сильными неосознанными садистическими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой).

Маловероятно, что все формы деятельности, вносящей вклад в культуру, были следствием сублимации. Карл Густав Юнг первым из представителей глубинной психологии выступил против такой трактовки.

Мы все используем защитные механизмы. Это становится нежелательным только в том случае, если мы чрезмерно на них полагаемся. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего уменьшается сила Эго. Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают.

8. Теория неврозов. З. Фрейд дает собственную трактовку неврозов. Он говорит о психоневрозах, которые обусловлены причинами, относящимися к прошлому, и объяснимы только в терминах личности и истории жизни. Существует 3 типа психоневрозов: истерическая конверсия; истерический страх (фобия); невроз навязчивых состояний. Симптомы этих неврозов можно интерпретировать как конфликт между Эго и Ид.

Психоневрозы обусловлены бессознательным конфликтом между побуждением Ид, стремящегося к разрядке, и защитой Эго, предотвращающей непосредственную разрядку или доступ к сознанию.

Актуальный невроз обусловлен причинами, относящимися к настоящему, и объясним в терминах сексуальных привычек пациента. Он является физиологическим последствием нарушений в половом функционировании. Фрейд разграничил две формы: неврастению как результат половых излишеств и невроз тревоги как результат отсутствия облегчения от полового возбуждения.

Нарциссический невроз, при котором пациент не способен к образованию переноса.

Невроз характера – в этом случае симптомы являются чертами характера.

Травматический невроз, который вызывается потрясением.

Невроз переноса, который развивается в ходе психоанализа, пациент проявляет навязчивый интерес к психоаналитику.


Процедуры и техники оказания психологической помощи в психоанализе

 

Классический психоанализ – долгосрочная, интенсивная, интерпретативная психотерапия. Частота терапевтических сессий 3–5 раз в неделю с продолжительностью терапии от нескольких месяцев до нескольких лет

Причиной психологических проблем и болезненных психических состояний человека являются, согласно З. Фрейду, неосознаваемые человеком комплексы, негативные переживания, которые, будучи вытесненными из сознания, вызывают болезненные симптомы (расстройства движений, восприятий, памяти, эмоциональной сферы и др.).

Цель анализа – обеспечить, насколько это возможно, хорошие условия для функционирования Эго. Психоаналитик оказывает помощь клиенту в выявлении неосознаваемых причин тягостных переживаний и болезненных проявлений, принятие клиентом их психоаналитической интерпретации; работа с клиентом по усилению его Эго для построения более реалистического поведения. Для этого в психоанализе разработаны специальные процедуры и техники.

Средства психоанализа – вербализация, включающая свободные ассоциации пациента, и интерпретация психотерапевтом бессознательного материала: переноса, сопротивления, сновидений и т.д.

Процедуры (приемы) психоанализа: конфронтация – предъявление пациенту с целью осознания и проработки неосознаваемых установок, отношений, стереотипов поведения; кларификация (просветление, прояснение) – помещение психического феномена в «четкий, резкий фокус», чтобы отделить важные аспекты от незначительных; интерпретация – определение смысла или причины события, преобразование неосознанных деталей в осознанные (наиболее важная процедура); проработка – комплекс процедур после инсайта, необходимых для преодоления сопротивления, достижения прочных изменений, она включает повторение, исследование интерпретаций и сопротивлений до тех пор, пока те не интегрируются в понимание пациента (самая длительная часть психотерапии, включая самостоятельную работу пациента вне психотератевтических сессий).

Психоаналитик инструктирует клиента по выполнению основного правила свободных ассоциаций; избегает советов, прописывания лекарств, управления жизнью пациента, ограничивает высказывания конфронтацией, кларификацией, интерпретацией, проработкой.

Клиент должен уметь выражать свои чувства и мысли, быть способен понять и принять интерпретации и другие процедуры, быть готовым переносить эмоциональное напряжение, обладать способностью к устойчивому терапевтическому альянсу.

Результатом работы анализа должно стать отреагирование – возвращение в сознание и «эмоциональное оживление» психотравмирующего материала с адекватной реакцией личности на это. Результатом психоанализа также должно быть формирование зрелой личности.

Основные стадии психоанализа. Первая стадия – поиск болезненного очага (его воспоминание). На этой стадии используются методы ассоциаций, наблюдения за поведением человека, изучение юмора, оговорок, описок человека. Стадия заканчивается обнаружением очага. Вторая стадия – вскрытие очага возбуждения, его вербализация. Человек рассказывает о своих психологических переживаниях. Стадия заканчивается после того, как человек все рассказал и начал постепенно успокаиваться. Третья стадия – переоценка значимости событий, сокрытых в болезненном очаге. Четвертая стадия – эмоциональная окраска новой системы установок; переход от любви к безразличию, от агрессивности к равнодушию. Пятая стадия – забывание, ликвидация очага возбуждения.

Техники. Классический психоанализ включает в себя пять базисных техник: 1) анализ переноса; 2) анализ свободных ассоциаций; 3) толкование (интерпретация) сновидений; 4) интерпретация слов пациента; 5) анализ сопротивления.

Анализ переноса (трансфера). Клиенты нередко воспринимают аналитиков как перевоплощения лиц, игравших важную роль в их детстве, и переносят на них чувства и эмоции (от умеренных до интенсивных), которые в прошлом были направлены на этих людей. Умение работать с переносами необходимо аналитикам, так как они должны постоянно показывать клиентам прототипы чувств, которые клиенты испытывали в детстве.

Перенос (перенесение, трансфер) – процесс, с помощью которого (ситуация, в которой) пациент перемещает на психоаналитика импульсы, чувства, мысли, фантазии, защиты, которые вызывались действовавшими в раннем детстве пациента фигурами, повторение реакций к значимым фигурам, благодаря чему пациент наделяет психоаналитика значимостью другого. Перенос является носителем информации о прошлом пациента, о его вытесненной истории. Преодоление этого нового, искусственного невроза и означает освобождение от болезни.

Виды переноса: отцовский или материнский (в соответствии с объектом переноса), эдипов или доэдипов (в зависимости от повторяемой стадии развития сексуальности), объектный или нарциссический (в соответствии с тем, представляет ли пациент своего психоаналитика как внешнюю персону, от которой он зависит, которую он любит или ненавидит, или как часть самого себя), положительный или отрицательный (в зависимости от того, расценивает пациент аналитика как фигуру доброжелательную или недоброжелательную).

Контрперенос – явление, когда аналитик переносит мысли, чувства и отношения к своим близким на пациента, совокупность эмоциональных реакций аналитика на личность анализируемого и особенно на его перенос: подавление пациента, подчинение пациенту, сопротивление выздоровлению пациента; П. Хайман (Heiman P.) первой стала рассматривать контрперенос как ключ для понимания пациента.

Анализ свободных ассоциаций. В одно и то же время в одном и том же месте пациент ложится на медицинскую кушетку, и ему предлагается свободно высказывать все, что приходит ему на ум, даже то, что кажется ему несущественным, тягостным или неприличным. Аналитик сидит у изголовья вне поля зрения пациента и большую часть времени старается поддерживать «свободно парящее» внимание пациента. Сеансы обычно проводятся четыре и более раз в неделю, 45–50 минут. В основе правила свободных ассоциаций лежит предпосылка о том, что одна ассоциация влечет за собой другую, расположенную более глубоко в бессознательном. Активность аналитика сводится к периодическим интерпретациям свободных ассоциаций как символических выражений подавленных мыслей и чувств. Для консультанта-аналитика важны содержание высказываний, последовательность высказываний, блокировка высказываний.

Предпочтение Фрейдом кушетки связывается с тем, что он начинал свою практику как гипнотизер, да и вообще не любил, чтобы ему смотрели в глаза. Кроме того, многие аналитики прибегают к кушетке ради своего комфорта и безопасности, чтобы уйти из-под пристального внимания клиента и защититься от его требований. Клиент должен свободно, без утаивания высказывать свои мысли, не пытаясь при этом сосредоточиться; отправляясь либо от какого-то слова, числа, образа сновидения, представления, либо самопроизвольно. Правило свободной ассоциации является опорой всей психоаналитической техники и часто определяется в литературе как главная процедура выявления анализируемого материала, «основное, фундаментальное» правило психоанализа: «Необходимо говорить все, что Вы думаете и чувствуете, ничего не выбирая и ничего не опуская из того, что приходит в голову, даже если Вам кажется, что сообщать это неприятно, неловко, смешно или неуместно».

Вопрос "С какого материала начинать лечение?" в целом не имеет значения – будет ли это история жизни пациента, или история его болезни, или воспоминания детства. Следует позволить пациенту говорить и самому свободно выбрать, с какого места начать.

Интерпретация – техника разъяснения («толкования») скрытого для пациента значения его переживаний, поведения, симптома, представлений, фантазий, сопротивления, переноса, ошибочных действий, защит, сновидений и др.; аналитик делает неосознанные феномены осознанными, используя свое собственное бессознательное, интуицию, опыт и знания. Интерпретация – наиболее важная аналитическая процедура, наиболее важный инструмент анализа, «решающее действие» психоаналитика: все остальные психоаналитические процедуры подчинены ей, это шаги, которые либо ведут к интерпретации, либо делают ее эффективной.

Ошибочные действия – это оговорки (обмолвки), описки, очитки, ослышки, забывания намерений, имен, названий, переживаний, затеривание (запрятывание, закладывание) вещей, действия «по ошибке» и т.д. Ошибочные действия не являются случайными, а представляют собой психические акты, в которых есть смысл и намерение; возникают в результате одновременного действия противоположных желаний, при этом одно из конкурирующих желаний вытесняется, но проявляется помимо сознания пациента в том или ином ошибочном действии.

Симптоматические действия – привычные, внешне незначительные поступки, имеющие бессознательные корни; все кажущиеся бесцельными, выполняемые как бы играя, манипуляции с частями тела, предметами, которые мы то берем, то оставляем, а также мелодии, которые мы напеваем про себя. Все эти явления полны смысла, и их можно толковать так же, как и ошибочные действия.

Анализ сопротивления. Основная функция этой техники – обеспечить осознание клиентом своих эго-защитных механизмов, вслепую действующих там, где, как оказывается, защитная функция уже не нужна. Сопротивление – противодействие превращению бессознательных процессов в сознательные, когда пациент отклоняет интерпретации, препятствует психоанализу. Сопротивление является повторением защит, которые пациент использовал в своей обычной прошлой жизни. Все психические явления могут быть использованы для целей сопротивления, но сопротивление всегда действует через Эго пациента.

Сознательное сопротивление – утаивание информации, так как пациент стыдится аналитика, не доверяет ему, боится быть отвергнутым им. Бессознательное сопротивление – противостояние попыткам проникнуть в Ид: пациент «не может продолжать», «утрачивает интерес», вступает в дискуссии с аналитиком, демонстрирует трансферентные чувства. Один из примеров проявления сопротивления – забывание или отсутствие сновидений, когда пациент стремится избежать встречи с бессознательным содержанием, сопротивление новому.

Психоаналитик должен осознать сопротивление, продемонстрировать его пациенту, прояснить мотивы и форму сопротивления – какой аффект заставляет пациента сопротивляться; какую форму и метод пациент использует для сопротивления; интерпретировать сопротивление.

Теория и толкование (интерпретация) сновидений. В европейской медицине нового времени на сновидения смотрели как на обман чувств, происходящий вследствие ослабления во сне или нарушения работы сознания. Поэтому их считали запутанными, бессмысленными, беспорядочными проявлениями нервной системы, лишившейся части своих функций. В противоположность этому взгляду Фрейд в своей знаменитой работе «Толкование сновидений» (1900) утверждал, что в феноменах сновидений мы сталкиваемся с объяснимыми явлениями, которые следует осмысленно соотнести со всей совокупностью переживаний человека.

Сновидения З. Фрейд называл «самым коротким путем в подсознательное». Сны рассматриваются как символическое удовлетворение желаний. Задача психоаналитика состоит в раскрытии латентного содержания сновидений и побуждении клиента к высказыванию свободных ассоциаций, связанных со сновидением, а отсюда и помощь ему в осознании реальных событий прошлого и настоящего, вызвавших те или иные картины снов.

Согласно Фрейду, сновидение заступает место поступка, который должен был бы быть осуществлен в жизни». Сновидение – осуществленное желание (исходящее из инфантильного Ид). Сновидения включают никогда не совпадающее: явное (манифестное) содержание – то, что фактически видится во сне, т.е. сновидение в том виде, как его переживают, рассказывают или помнят; скрытое (латентное) содержание – бессознательное содержание; желание, неприемлемое для бодрствующего Эго и исполняющееся во сне в галлюцинаторной форме; то, что обнаруживается при свободной ассоциации сновидений, их толковании.

Интерпретация (толкование) сновидения – процесс, обратный работе сновидения, попытка добраться до скрытого смысла сновидений.

Константные символы – образы сновидений, имеющие постоянное символическое значение. «Сонник Фрейда»: мужчина – король, дом с гладкими стенами; женщина – королева, дом с выступами и балконами; половой акт – полеты, танцы, подъем по лестнице или в гору, ремесленные работы, открывание двери, раздавливание, еда, сладости и т.п.; кровать («брачное ложе») – стол; мужские гениталии символизируются палками, тростями, зонтами, ручками, пилками, галстуками, ножами, пиками, деревьями, фонтанами, рыбами, пресмыкающимися, сложными аппаратами, надувными шарами и т.п.; женские гениталии предстают в виде пещер, печей, комнат, шкафов, ящиков, коробок, шкатулок, туфель, лесистой местности, садов, цветов и т.п. «Женские половые органы изображаются символически при помощи всех предметов, обладающих свойством ограничивать полое пространство, что-то принять в себя, т.е. при помощи шахт, келий и пещер, при помощи сосудов и бутылок, коробок, табакерок, чемоданов, банок, ящиков, карманов и т. д. Судно тоже относится к их разряду». Пансексуальная символика сновидений вызвала несогласие и критику даже у самых близких учеников Фрейда (А. Адлер, К.Г. Юнг и др.).

Типические сновидения – сюжеты, возникающие в сновидениях многих людей, отражающие идентичные для многих подавленные желания и мысли.

Сновидение о смерти близких людей удовлетворяет враждебность Эдипова комплекса.

Сновидение об экзамене, сопровождающееся страхом, «избирает эпизод из прошлого, при котором наш страх оказался неосновательным и был опровергнут успешным результатом» (З. Фрейд).

Сновидение об опоздании на поезд: «отъезд» – один из наиболее употребительных и понятных символов смерти. Сновидение утешает нас: «Будь спокоен, ты не умрешь (не уедешь)» (З. Фрейд).

Сновидение о наготе. Явное содержание: голый человек, ощущая стыд, желает убежать, но испытывает чувство связанности, скованности, находится среди относительно безразличных к его наготе людей. Скрытое содержание: эксгибиционистское сновидение с мотивом возвращения в рай детства, когда можно получать удовольствие от раздевания, не стыдится наготы, а демонстрировать ее близкому человеку.

Сновидение о падении: «женщина поддается эротическому искушению» (З. Фрейд); возвращение в рай детства, удовлетворение потребности в ласке: «почти все дети падают, их поднимают и ласкают» (З. Фрейд).

Сновидение о плавании берет истоки: 1) в периоде уретрального эротизма («уретральных поллюций»). Лица, которым часто снится, что они плавают, с наслаждением рассекают волны и т.п., обычно страдали в детстве ночным недержанием мочи и воспроизводят в сновидении приятное чувство, от которого они уже давно научились отказываться; 2) в бессознательном желании вернуться во внутриутробное состояние (фантазия «материнское лоно»).

Сновидение о разбойниках и привидениях проистекает из воспоминания о людях, будивших «ребенка от сна, чтобы посмотреть, не испачкал ли он постель и где он во сне держит руки <…> Разбойником был всегда отец, привидениями же большей частью – женщины в белых ночных одеяниях».

Вторичная обработка – переработка сновидения в процессе его осмысления и воспроизведения в соответствии с требованиями бодрствующего сознания и логического мышления с целью представить его в виде связного сценария, в результате чего сновидение приобретает цельность и связанность, заполняются пробелы, исправляются несоответствия. Этот процесс осуществляется в состоянии, близком к бодрствованию, особенно когда пациент рассказывает о своем сновидении.

Три правила толкования сновидений. 1. Помнить, что явное содержание сновидения ни в коем случае не соответствует бессознательному, независимо от того, понятно оно пациенту или кажется абсурдным. 2. Сновидения следует разбивать на элементы, каждый из которых исследуется в отдельности. Пациента просят «объяснять» каждый элемент сновидения первыми пришедшими в голову словами, т.е. свободно ассоциировать. «Если я прошу кого-то сказать, – пишет Фрейд, – что ему пришло в голову по поводу определенного элемента сновидения, то я требую от него, чтобы он отдался свободной ассоциации, придерживаясь исходного представления». 3. При анализе сновидений исследователь должен набраться терпения и подождать, пока «скрытое, исконно бессознательное не возникнет само».

Психоанализ может длиться долгие годы, прежде чем состояние клиента улучшится. Наибольших успехов с его помощью можно добиться у лиц в возрасте от 15 до 50 лет, которые обладают высоким интеллектом и их проблемы имеют скорее невротическую, нежели психотическую природу. Невозможность прямого применения метода невербальных свободных ассоциаций в раннем детском возрасте (а первые работы проводились с детьми в возрасте 4–5 лет) заставили представителей детского психоанализа искать новые пути создания эффективных коррекционных методик и процедур личностного развития. В результате в рамках психодинамического подхода были выделены: 1) игротерапия и 2) арттерапия, которые в дальнейшем развились уже в самостоятельные методики и, выйдя за рамки психодинамического подхода, стали существовать в рамках собственных подходов.

 

Вопросы и задания для повторения и самоанализа

1. Дайте общую характеристику психоанализа: сущность концепции, основные структурные компоненты и категории, понимание сущности человека, базовые стремления личности, причины психологических проблем, цель пихологической помощи, понимание психологического\психического здоровья (нормы), методы и техники психологической помощи, требования к личности психолога, рекомендации и ограничения в применении.

2. Какие идеи З. Фрейда получили свое развитие в последующих направлениях психотерапии?

3. Чем, согласно З. Фрейду, обусловлено появление в человеческом обществе искусства, музыки, литературы?

4. В чем состоит сходство сознательного и предсознательного в топической модели психического аппарата по З. Фрейду?

5. Каковы проявления психологических комплексов человека (комплекс Эдипа, комплекс Электры и др.)?

6. Каковы проявления механизмов психологической защиты? Какова их роль в жизни человека?

7. Какими особенностями и проблемами характеризуются стадии психосексуального развития человека? Как влияет фиксация на той или иной стадии психосексуального развития на характер человека?

8. Дайте содержательную характеристику методам психоанализа.

9. Каково назначение использования кушетки в психоанализе?

10. В чем заключаются положительные и отрицательные стороны переноса?


Практикум по теме

1.  Упражнение на развитие навыков молчаливого невмешательства[14]. Пары «клиент – терапевт» рассаживаются по периметру помещения так, что исполняющий роль клиента сидит лицом к стене, а «терапевт» – за его плечом, так близко, чтобы ему было удобно слышать своего «пациента». Инструкция клиенту: говорить о чем угодно в режиме свободных ассоциаций. Инструкция терапевту: слушать исключительно молча и только в тех случаях, когда, по его мнению, пациент нуждается в поддержке, прикасаться к его плечу. Затем проводится рефлексия. В позиции клиентов участники обнаруживают, что подобный монолог многократно увеличивает скорость углубления анализа, что они начинают очень быстро двигаться к ключевым для себя проблемам и открывают те темы, о которых раньше не решались говорить. Для терапевтов важно увидеть, что пациенты не только могут обходиться без их вмешательства (что снимает у начинающих тревогу ответственности за работу и продвижение пациента), но более того – что вмешательство может восприниматься как оценочное вторжение терапевта во внутреннюю работу пациента.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 229.