Структура мыслительной формы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Культурное          средство
     S       О
Продукт   Предмет           

Рисунок 4.

 

Активность человека, определяемая его стремлениями, направлена на мир и тем самым создает связь, или другими словами, отношение с миром. Но активность человека - субъекта (S) в отношении всегда проявляется через культурное средство (Культурное средство). Это культурное средство из всего мира, рассматриваемого как объект (О), выделяет только часть его, – то есть, предмет (Предмет). Выделяя предмет, культурное средство одновременно воздействует на него и преобразует. В результате такого воздействия образуется продукт (Продукт). Характер культурного средства определяет и характер продукта: если культурное средство представлено мыслительными формами, то и продукт, полученный в результате применения этих средств, представляет собой образ каких-то объектов или явлений мира, зафиксированный мыслительной формой; если же культурное средство материально, то материален и продукт, получающийся от его применения. 

Таким образом, мыслительная форма имеет в качестве своих полюсов моменты процесса применения культурного средства при установлении человеком отношений с миром. Они-то и определяют (ограничивают) чувства и мысль человека, создавая в своем взаимодействии отношение как таковое.

   Можно сказать, что процесс применения культурного средства при установлении человеком внешних отношений с миром задает инвариантную структуру мыслительной формы, которая существует объективно. То есть, мыслительная форма представляет собой предметно определенные образы отношений человека с миром.

2. Инвариантная структура развития культурно-опосредованного отношения человека с миром, представленная основными группами культурных средств и соответствующими им основными предметностями мира

   Культурно-опосредованная форма отношений определяется характеристиками культурного средства, используемого человеком при установлении отношения с миром, так как именно культурное средство выбирает, создает субъект деятельности для того, чтобы определенным образом преобразовать объект своей деятельности и получить желаемый продукт.

Этимология слова «пред-мет» указывает нам, что предмет - это то, что стоит перед метой. В качестве меты выступает то культурное средство, которое мы используем. А так как культурное средство связывает человека с миром, то предмет выделяется из объекта, представленного миром как целостностью.

   В исследованиях А.Б. Невелева пишется о неразрывной связи указателя и указываемого. «Любой указатель отсылает к «другому», на которое он указывает, поэтому только рассмотрение совместного бытия указателя и указываемого фиксирует (для человека) само бытие чего бы то ни было» (11 , с.32).  «Культура как универсальная указывающая мета, представляющая человеку мир как пред-мет (перед метой),  внутренне различена на четыре группы средств (орудия, символы, знаки, предельно универсальные знаки), которые задают человеку соответствующие предметные горизонты (предметности) мира и представляют собой порядки возрастания универсальности предметного бытия человека» (11, с.33).

   Развитие культурно-опосредованной формы отношений человека с действительностью представляет собой процесс закономерного, направленного, качественного изменения этих отношений. Качественное изменение отношений обусловлено изменением качеств культурных средств, используемых человеком при установлении этих отношений. В основе развития культурно-опосредованной формы отношений лежит последовательное освоение им основных культурных средств: орудий; символов и представлений; понятий и категорий; предельно универсальных категорий «не» («ничто») и «все». Развитие культурно-опосредованных форм отношений - это, прежде всего, развитие деятельности.

   Закономерная связь основных групп культурных средств с миром, позволила выделить соответствующие им те основные группы предметов (предметностей мира), через совокупность которых мир может быть представлен как целостность. В исследованиях А.Б. Невелева (9,10,11) мир как предмет представлен следующими четырьмя уровнями предметности (слоями), каждый из которых выделяется определенной группой культурных средств (культурой), обладающих общими сущностными характеристиками:

1) культура, представленная орудиями позволяет выделить предметность мира-1 (П-1) – мира материальных предметов и чувственно воспринимаемых свойств этих предметов;

2) культура, представленная символами позволяет выделить предметность мира-2 (П-2) - мира, представленного формами отношений между объектами и явлениями мира, зафиксированными на уровне общих представлений – это мир устойчиво повторяющихся способов взаимодействия, мир норм, правил поведения и деятельности людей;

3) культура, представленная знаками позволяет выделить предметность мира-3 (П-3) – это мир, представленный через теории, идеи и т.п., посредством знаковых систем, прежде всего языком на уровне понятий и категорий;

4) культура, представленная предельно универсальными знаками, универсальными категориями «ничто» и «все» (небытие и бытие). Позволяет выделить предметность мира-4 (П-4) – мир, представленный в единстве всех его предметностей. 

   Освоение человеком определенной группы культурных средств позволяет выделить в мире и познать соответствующие уровни его предметности. Таким образом, в развитие культурно-опосредованного отношения можно выделить четыре этапа:

1) отношение, которое человек организует, используя во внешнем отношении орудия (материальные предметы) и опираясь при построении внутреннего отношения на конкретные представления об объектах и явлениях мира;

2) отношение, которое человек организует, опираясь на общие представления о мире, символы, указывающие на определенное сочетание качеств объектов и явлений;

3) отношение, которое человек организует, опираясь на понятия и категории, т.е. на теоретические знания о мире;

4) отношение, которое человек организует, осознанно регулируя свою деятельность категориями «не» и «все», позволяющими ему при проектировании внутреннего отношения непротиворечиво согласовать знания о мире, существующие на уровне представлений, понятий и категорий (16 ч.1, с. 96).

Целостное представление мира через выделение уровней его предметности посредством основных групп культурных средств, свидетельствует о том, что эти средства позволяют представить полноту и целостность культуры в ее основных элементах. 

Последовательное освоение человеком основных групп культурных средств отражает основные этапы становления культуры в филогенезе.  Эти этапы соответствуют этапам развития природной и социально-культурной сторон целостного процесса развития индивида. Знание инвариантной структуры развития культурно-опосредованной формы отношений позволяет точно определить качества предпосылок развития человека как целостности на каждом из основных этапов этого процесса. Кроме этого, структура развития культурно-опосредованной формы отношений соотносима с уровневой структурой процесса установления культурно -опосредованного отношения (см. табл. 1).

   Для современного человека стало возможным использование всех культурных средств, а значит и построение своих отношений с миром на основе использования полных знаний о мире. Порядок установления таких отношений отражает уровневая структура построения культурно-опосредованных отношений, которая также задает структуру социокультурного кода , определяющего порядок жизни и развития человека.

   Образ внешнего отношения складывается в сознании человека поуровнево: от образа, отражающего наиболее общие, но и наиболее значимые для человека характеристики сторон отношений на уровне понятий, до образа на уровне конкретных представлений, отражающего способ соотнесения единичных характеристик этих сторон, существующих фактически.

В практической деятельности человек может осуществить только то, что может представить на уровне конкретных представлений. В то же время, оптимальный способ организации отношений может быть выработан только на основе знаний уровня понятий, фиксирующих существенные качества объектов и явлений. Следовательно, проектирование во внутреннем отношении образа внешних отношений заключается в создании образа этих отношений сначала на уровне категорий, а затем трансформация этого образа до уровня конкретного представления.

Поуровневое проектирование образа внешних отношений происходит в сознании человека, а ход его может регулироваться, контролироваться только самим человеком. В философии ХХ века было осознано, что для человека в качестве основных регуляторов своего поведения и деятельности выступают категории «не» и «всё». На каждом этапе проектирования рефлексия организуется противоположными вопросами «Все ли я учел, продумал и т.п.?» - «Ничего ли я не забыл?»; «Нет, этого делать нельзя, а можно ли все остальное?» и т.п.

 

3. Инвариантная структура личностного и общественного

 социокультурного опыта  .

Установление культурно-опосредованной формы отношений человека с миром осуществляется на основе воспроизводства личностного опыта этого человека. Поэтому структура личностного опыта является основанием выделения соответствующих компонентов в культуре.

Личностный опыт – это процесс и результат проживания и переживания человеком социально-культурной определенности его внешних и внутренних отношений с действительностью. Во внутренних отношениях личностный опыт представлен взаимосвязанными и взаимодействующими мыслительными формами, которые во внешних отношениях воспроизводятся как поведение и деятельность человека. Структура личностного опыта складывается из групп мыслительных форм, фиксирующих следующие типы отношений человека с действительностью:

1) отношения человека с миром, переживаемые им как значимые сами по себе и определяющие направленность его активности; 

2) отношения между объектами и явлениями, установленные в результате познания человеком мира, характер которых также определяется личностным переживанием этих отношений, выражающимся в их соотнесении с индивидуально значимым для человека;

3) формы отношений человека с миром, которые он пережил и может воспроизвести. 

Выделенные в структуре личностного опыта мыслительные формы, фиксирующие определенные типы отношений человека с миром, могут быть обозначены по-другому. В этом случае структура личностного опыта будет представлена следующими элементами, которые могут быть соотнесены с элементами культурно-опосредованной формы отношений:

1) личностные ценности (стремления) характеризуют активность субъекта;

2) целостная личностно отнесенная картина мира, складывающаяся в сознании человека (знания) характеризует выделяемые субъектом предметности и предметы мира;

3) освоенные человеком средства и способы деятельности (умения, навыки) характеризуют освоенные человеком культурные средства и способы их применения.  

   Таким образом, обнаруживается, что структура культурно-опосредованной формы отношений определяет структуру личностного опыта человека, т.е. и в этом отношении проявляется как основа социокультурного кода, определяющего характер жизни человека и его развитие.

Содержательные и структурные изменения личностного опыта, возникающие в процессе его воспроизводства выступают в роли предпосылок, накопление и сцепление которых в необходимом сочетании приводят к возникновению изменений системных качеств индивидуального духа, и, как следствие, к изменению предметных характеристик возникающих под его влиянием ценностей. Под воздействием ценностей с новыми предметными характеристиками, соответственно перестраивается структура остальных элементов личностного опыта и происходит качественное изменение их предметных характеристик. Это задает человеку уже другой взгляд на внешний мир и на самого себя и начинается новый этап функционирования личностного опыта, соответствующий новому этапу развития культуры.

Структура личностного опыта проявляется и в общественном опыте, складывающимся как выработанные человечеством знания о мире, о способах установления отношений с ним, о ценностях.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 301.