Ориентированного на развитие человека как целостности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Антропологический принцип в педагогике определяет, что при исследовании и построении педагогического процесса знания о закономерностях развития человека, отражающие его природу, его сущность являются системообразующими. Это означает, что эти знания берутся как основа при проектировании педагогических технологий, то есть, при проектировании содержания целей образования и последовательности их реализации, содержания образования, а также при определении способов организации педагогического взаимодействия (форм, методов и приемов организации педагогического процесса), проектировании их комплекса и последовательности.

При реализации антропологического принципа содержание целей образования должно описывать качества человека, возникающие на общих для всех людей конечном и промежуточных этапах развития человека как целостности. Только такое образование можно определить как ориентированное на развитие человека, а его общая цель наиболее удачно описывается посредством традиционной формулировки: «создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека».

Определение характеристик основных компонентов образования (педагогического процесса), ориентированного на развитие человека, может быть осуществлено на основе системы знаний о закономерностях развития человека как целостности. Такая система знаний может быть выработана, если её основу составят знания о человеке, которые, с одной стороны, позволят представить его как элемент развивающегося мира, а с другой - как живое существо, отличающееся от всех других живых существ. Решение этой задачи может быть осуществлено только с позиций онтологии.

Теория новой онтологии, разработанная Н. Гартманом, а также антропологические теории М. Шелера, К. Маркса, В.И. Плотникова, теория коэволюции и др. позволили выработать следующие положения, составляющие основу системы знаний о человеке как о целостности:

1. Развитие человека представляет собой закономерное, направленное качественное изменение основных элементов (сторон) его бытия, находящихся во взаимосвязи и во взаимозависимости друг с другом.

2. Характеризующий человеческую сущность процесс развития человека как целостности, встроенной в целостность мира, складывается из следующих взаимообусловленных процессов (сторон развития):

1) физической стороной развития, представленной закономерным, направленным, качественным изменением морфофизиологических систем организма человека;

2) психической стороной развития, представленной закономерным, направленным, качественным изменением его психических процессов;

3) социо-культурной стороной развития, представленной закономерным, направленным, качественным изменением личностного опыта человека;

4) развитием индивидуального духа человека (М. Шелер) - новообразованием, отличающим человека от животных, качества которого определяют порядок развития и взаимодействия всех остальных сторон развития человека.

3. Основные процессы развития человека взаимосвязаны и взаимообусловлены. В различных исследованиях эти взаимосвязи фиксируются следующим образом: взаимосвязь бытия индивидуального духа и социально-культурного слоя бытия человека исследуется как его духовность; взаимосвязь психического и социально- культурного - как его душевность, а взаимосвязи физического и психического - как его телесность.

4. Основные стороны развития человека можно также представить как
природную и социокультурную. Эта дифференциация отдельных процессов
развития человека отражает двойственность его природы. Природную сторону составляет индивидуальный дух человека, его психика, его тело, социокультурную - его личностный опыт. Необходимость сообразности образования особенностям этих сторон развития человека закрепляется антропологическим принципом природосообразности.

5. Возникновение второй природы человека - социокультурной стороны его бытия произошло в результате случайного возникновения элементарной
социальной связи
во внешних отношениях предков человека (гоминидов) (В.И.Плотников) (9), которое привело к преобразованию внутреннего психического энергетического центра, обеспечивающего целостность любого живого организма и управляющего энергией его влечений, в индивидуальный дух (М. Шелер) (19).


6. Элементарная социальная связь сложилась 2,5 мл. лет назад в Олдувайской культуре из случайного сцепления трех предпосылок: 1) производства орудия; 2) звуков, подкрепляющих орудийную деятельность («ага-реакция»); 3) взаимозависимости между гоминидами, складывающейся вокруг орудийной деятельности.

Возникновение элементарной социальной связи - это возникновение опосредованной формы отношений, которое стало возможно через её общественное закрепление, т.е. усиление с помощью группового эффекта, когда все люди повторяют действия индивида, открывшего эту форму отношений, воспроизводят её в своей деятельности, утверждая как «способ деятельности», «способ жизни». Воспроизводство опосредованной формы отношений разными людьми приводило к её изменению. Так формировалась культура, которая в целом представляет собой совокупность открытых и закрепившихся в жизни людей культурно-опосредованных форм отношений с миром. Массовое воспроизводство найденных форм приводило к возникновению множества изменений каких-то характеристик этих форм, что порождало противоречия и приводило к установлению новых опосредованных форм отношений.

Плотников пишет, что три составляющие элементарной социальной связи имели различную степень устойчивости на различных этапах развития человечества. На первом этапе - устойчивым элементом выступает орудийная деятельность, на втором - норма взаимодействия, устанавливаемая социумом. На третьем - язык. Таким образом, развитие человека характеризуется последовательным возникновением у него способности сначала к установлению орудийной формы отношений, затем нормативной, а затем такой, которая устанавливается им с опорой на язык, на содержание понятий и категорий.

В начале эти три стороны элементарной социальной связи имели различную степень стабильности, но повышение степени их стабильности в результате социокультурного развития человечества привело к установлению трех типов опосредования отношений человека с миром: орудиями, нормами, языком. Таким образом происходило базирующееся на сохраняющейся взаимообусловленности основных сторон опосредования изменение возникшей формы отношений. Возникло качество, характеризующееся как открытость этой формы, т.е. способность её к изменению в зависимости от изменения степени стабильности сторон элементарной социальной связи.

Воспроизводство элементарной социальной связи гоминидами привело к возникновению культурно-опосредованной формы отношений, характерной для человека современного вида - Homo sapiens, которое произошло около 40 тысяч лет назад.


 

7. Преобразование психического центра, присущего любому живому организму заключалось, согласно исследованиям М. Шелера, в следующем.                                              При установлении элементарной социальной связи произошла перестройка внутренней структуры организма гоминидов. Прежде всего, установление опосредованной формы отношений привело к задержке энергии жизненных влечений, её накоплению (т.е. аккумуляции) и потере определенности направленности этих влечений - инстинкт потерял власть над этой энергией. То есть, изменение внешних отношений гоминидов с миром привело к изменениям функционирования энергетического центра этого живого организма, управляющего его влечениями в соответствии с генетически заданной программой. В результате на новом этапе своего развития энергетический центр выступает уже к a к индивидуальный дух человека.

Наиболее существенные характеристики этого процесса выделены в исследованиях М. Шелера. В его работах индивидуальный дух рассматривается как энергетический центр, управляющий и руководящий влечениями человека и обеспечивающий целостность его существования, то есть, как то, что обеспечивает взаимосвязь всех сторон его бытия как во внешнем, так и во внутреннем плане. Управление, по его словам, состоит «в «затормаживании» и «растормаживании» импульсов влечений, а под руководством понимается как бы демонстрация духом ценностей, реализующихся через движение влечений» (359, с. 169). Содержанием актов духа служит вытеснение жизненных (витальных) влечений и сублимация их энергии в культуросодержащую деятельность, в предметно определенные интенции - в ценности. Таким образом, работа индивидуального духа заключается в задержке влечений человека, что приводит к возникновению свободы «от», к их сублимации и возникновению новой направленности влечений как свободы «для».

В исследованиях Л. Фейербаха функция духа рассматривается как качество, характеризующее единство чувств. Всеобщее единство чувств означает согласование информации о чувственно воспринимаемых человеком элементах как внешней, так и внутренней сторонах переживаемого им отношения. Такое согласование может осуществляться только за порогом рационального сознания, вне сферы его контроля, т.е. в дорефлексивном сознании (Ж.-П. Сартр). Это положение подтверждается исследованиями Э. Блоха, Г.В. Ф. Гегеля, В Э. Кассирера, К. Леви-Стросса, Ж. Лакана, В.В. Плотникова, С. Франка, Г.Э. Хенгстенберга и др. 

Согласование информации об элементах переживаемых человеком отношений приводит к возникновению образа, отражающего возможную для этого отношения оптимальную (или гармоничную) форму его организации, - идеального образа этого отношения. Это образ, возникнув в сознании человека, переживается им как необходимый, как значимый. Он начинает определять направленность активности человека, т.е. представляет собой то, что обозначается как личностная ценность.

Энергия жизненных влечений, попадающая во власть духа, преобразуется по своей сути. Она может быть приложена человеком в любом направлении,  перенесена на любой предмет, что характеризуется как открытость человека миру, как его свобода. Такого рода энергию А.Б. Невелев назвал энергией универсальной любви. Рассмотрение энергии любви как объединяющего начала всего существующего свойственно Гераклиту, Платону, М. Шелеру, Теяру де Шардену, В. Соловьеву, Б. Вышеславцеву и др.

Формой существования предметно направленной энергии универсальной любви выступают личностные ценности, возникающие в результате работы индивидуального духа.

При этом важно отметить, что предметная направленность стремлений человека, возникает только в культурно-опосредованной форме отношений под влиянием индивидуального духа и может быть воспроизведена только посредством такой же формы отношений. Таким образом, установление культурно-опосредованной формы отношений выступает в качестве основной предпосылки развития человека и проявления его качеств.

8. Функции индивидуального духа привели к преобразованию функций и
психической и физической сторон бытия человека. Согласованность функций природной стороны человека выразилась в возникновении у него такого сущностного качества как открытость человека миру.

Открытость человека миру соотносят с такими его сущностными качествами как генетическая незаданность программы его жизни, как его свобода.

Открытость человека миру заключается в следующем:

            а) в генетической незаданности программы жизни, которая проявляется,

 во-первых, в том, что в качестве предмета потребности для человека может выступать любой объект или явление мира;

во-вторых, в том, что количество вариантов форм (способов установления) отношений человека с миром, обеспечивающих удовлетворение его потребностей, ограничено возможностями всех существующих независимо от него объектов и явлений, т.е. практически неограничено;

б) в том, что границы бытия человека соотносятся им с границами мира, существующего независимо от него (это происходит в дорефлексивном сознании и проявляется как интуиция целостности, интуиция недостающего (Г.В.Ф. Гегель, С. Франк, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др.);

в) в том, что у человека происходит постоянная смена направленности его влечений, т.е. смена его потребностей - это проявляется как стремление к постоянному преодолению границ своего существования.

9. Человеческий образ жизни выстраивается на основе развития у человека способности к установлению оптимальных форм культурно-опосредованного отношения с действительностью.

Культурная опосредованность внутренних и внешних отношений человека с действительностью заключается в том, что человек может устанавливать отношения с внешним миром, необходимые ему для удовлетворения своих потребностей, только на основе использования при этом орудий, норм и языка.

10. В изложенной выше концепции бытия человека как природно-социо-культурного в качестве основных сущностных качеств человека, которые определяют качества всех остальных сторон его бытия, называются:

1) культурная опосредованность внутренних и внешних отношений человека с действительностью (внешние - это установленные отношения человека с другими людьми, с природой, с культурой, с самим собой, внутренние - это мыслительные образы выстраиваемых внешних отношений);

2) открытость человека миру.

11. Природная и социокультурная сторона связаны коэволюционно.

Коэволюционный тип связи между развивающимися объектами был выявлен Л.А. Уайтом. Он исследовал культуру с позиций синергетики, и выявил, что с одной стороны, культура - это особый класс явлений, имеющих символическое значение и присущих только человеческим сообществам, а с другой - это самоорганизующаяся термодинамическая система, функционирующая по естественным законам.

«Поначалу в качестве объектов коэволюции рассматривались гены и культура, во взаимодействии которых порождается человек, а сама культура оформляется биологическими императивами (Э. Уилсон). Не принятая вначале, идея коэволюции стала быстро порождать все новые модели, концептуально оформляя не только вновь рождающиеся теоретические представления, но и те, которые уже успели утвердиться в науке. В результате вариантами коэволюции оказались взаимодействия природных и социальных систем (А. Тойнби), природных и этнических общностей (Л.Н. Гумилев), человека и биосферы (Н.Н. Моисеев), и, наконец, Природы и Культуры» (В.И. Плотников) (10, с. 86).

В исследованиях В.П. Кохановского понятием «коэволюция» обозначается корреляция эволюционных изменений развивающихся систем, предполагающая их взаимоадаптированность и взаимосвязанность в единую мегасистему (5, с. 353). Анализ различных определений понятия «коэволюция» позволяет его трактовать как сопряженное взаимообусловленное изменение систем или частей внутри целого. Следует при этом отметить, что коэволюционировать могут не всякие наугад (случайно, хаотично) избранные две (возможно, и более) системы. Необходима некая (относительная) симметрия, равнозначность «равноположенность» коэволюционирующих систем. Коэволюционную форму связи В.В. Плотников трактует как структурированную совместность Природы и Культуры (10, с. 261).

12. Коэволюционный характер связи между природной и социально-культурной сторонами бытия человека позволяет понять причины выделения в его развитии следующих этапов:

1) рождение человека как природного организма, как индивида, относящегося к виду Homo sapiens;

2) включение индивида в социально-культурные отношения и начало становления личности;

3) становление личности как развитие его социокультурного опыта и способности к установлению культурно-опосредованных отношений;

4) возникновение свободной индивидуальности как ставшей личности, в которой предельная уникальность совпадает с предельной универсальностью.

13. Родившейся человека, еще не включенный в социально-культурные отношения, тем не менее, обладает качествами, присущими только человеческому существу: он рождается с открытой программой жизни (открытый миру), т.е. предметы его потребностей, а также способы их удовлетворения генетически не определены. Это качество характеризует состояние природного бытия родившегося человека, которое задается качествами индивидуального духа, определяющими качества физической, и психической сторон его бытия. Открытость человека миру проявляется, прежде всего, в том, что, если маленькие дети попадают к животным, то их развитие осуществляется по биологическому типу. Эти дети, даже попав обратно к людям, уже не овладевают ни речью, ни прямохождением, развитие их мышления приостанавливается на примитивном уровне.

Для развития родившегося индивида как человека необходимо его включение в социально-культурные отношения. Это обуславливает возникновение предметного содержания сознания, фиксирующего опыт переживания ребенком социально-культурных форм отношений с действительностью. Воспроизводство этого социально-культурного опыта, сначала очень незначительного, но сразу задающего определенную структуру отношений с миром (структуру культурно-опосредованной формы отношения), позволяет младенцу самому быть инициатором включения в социально-культурные отношения. Таким образом, возникает социально-культурная сторона бытия человека, которая и начинает развиваться сопряжено и на основе взаимобусловленности с природной стороной его бытия.

Тесная взаимосвязь психического и социально-культурного слоев бытия все же не исключает их некоторой автономности. На признании этой автономности строится и культурно-историческая концепция развития человека Л.С. Выготского. Культурно-историческое развитие человека Л.С. Выготский рассматривал как сторону целостного процесса его развития. В то же время он обращал внимание на необходимость уяснения «различия между органическими и культурными процессами развития и созревания, между двумя различными по существу и природе генетическими рядами, и, следовательно, между двумя принципиально различными рядами закономерностей, которым подчинены эти две линии в развитии поведения ребенка» (2, с. 222).

14. Коэволюционная связь между природной и социокультурной сторонами бытия и развития человека осуществляется через возникновение личностных ценностей - предметноопределенных направленностей стремлений человека, возникающих в результате работы индивидуального духа и фиксируемых как мыслительные формы.

Ценности как мыслительные формы, фиксирующие стремление человека к тому, что переживается им как значимое само по себе, как сущностно необходимое, выступают системообразующим элементом личностного опыта человека. Они определяют структуру мировоззрения человека, структуру целостной картины мира, складывающейся в его сознании, направленность его поведения и деятельности. Реализация ценностей в поведении человека при установлении им отношений с действительностью приводит к качественному изменению природной стороны: к изменению физиологии человека, работы его психики и индивидуального духа. В результате качественного изменения функционирования природной стороны возникают качественно иные ценности, что в свою очередь приводит к качественному изменению социокультурного бытия человека.

15. Направленность коэволюционно связанных процессов развития природной и социокультурной сторон бытия человека задается обеими сторонами. 

    Природная сторона бытия человека обуславливает возникновение тенденции изменений качеств человека, основу которой образует процесс актуализации открытости человека миру. Этот процесс возникает в результате того, что, с одной стороны, индивидуальным духом обеспечивается постоянное изменение предметной направленности энергии жизненных влечений человека, а со второй тем, что бытие человека соотносится с целостностью мира, существующего независимо от него. Таким образом, тенденция изменений предметной направленности влечений человека задается генетически заложенным стремлением человека расширить горизонты своих возможностей, границы своего бытия до границ бытия как такового, т.е. до границ мира, существующего независимо от него. 

    Качества природной стороны развития человека проявляются в том, что человек рождается с открытой программой жизни, т.е. с генетически не заданными предметами его потребностей (предметами влечений) и способов их удовлетворения. Программа жизни человека формируется в результате включения родившегося человека в культурно-опосредованные отношения, организуемые другими людьми, и освоения им посредством этого культуры, созданной предшествующими поколениями. 

    Несмотря на разнообразие форм существования культуры её воздействие на человека не хаотично. Жизненную программу человека определяет социокультурный код, который может быть понят как порядок воздействия на человека социально-культурных факторов, определяющих организацию его жизни и его развитие. Для того чтобы выявить то, что определяет порядок, образующий социокультурный код, необходимо рассмотрение основы культуры как таковой и выявление инвариантной структуры этой основы.

16. Для того чтобы установить порядок взаимосвязи между выявленными сторонами развития человека, необходимо рассмотреть развитие человека как взаимообусловленность естественной и искусственной сторон этого процесса.

Общий процесс развития человека и все составляющие его процессы представлены двумя сторонами: естественной и искусственной (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев) (11).

    Естественная сторона имеет сущностные характеристики процесса, то есть, представлена как закономерная, поэтапная, временная последовательность изменений тела, психики, личностного опыта и индивидуального духа человека (личностные и неличностные образования) (О-1,О-2, и т.п. на рис. 2).

    Искусственной же стороной развития человека является совершаемая им деятельность, которая выступает основным фактором и источником развития человека (Д-1, Д-2 и т.п. на рис. 2). В то же время именно деятельностная сторона процесса развития человека позволяет нам выявить характер развития его естественной стороны.

Развитие какого бы личностного или неличностного образования мы не рассматривали, деятельность выступает при этом и как внешнее и как внутреннее воспроизводство (т.е. функционирование) качественных характеристик этих образований. Только наблюдая за внешней деятельностью человека, мы можем судить о его физическом и психическом развитии. Но если физическая и психическая стороны развития человека проявляются в его деятельности через какие-либо ее характеристики, то личностный опыт человека составляет ее содержательное, смысловое и инструментальное наполнение. То есть, деятельность представляет собой, прежде всего, функционирование личностного опыта человека – его социокультурное бытие. Развитие личностного опыта характеризуется качественными изменениями, которые проявляются в деятельности как качественные изменения культурных средств, при помощи которых эта деятельность организована. Из этого следует: развитие личностного опыта человека, т.е. его социокультурное развитие, является ведущим в целостном процессе развития человека. Именно поэтому социокультурное развитие человека выступает основой образовательного процесса, а цели образования, рассматриваемого как взаимосвязанные и взаимообусловленные воспитание и обучение, описывают качественные изменения его личностного опыта. 

    Модель развития человека на рисунке 3 позволяет нам наглядно представить, что качественное состояние любой стороны бытия человека, рассматриваемой как структурное образование, внешне проявляется в деятельности, т.е. деятельность –1 (Д-1), есть проявление состояния структурного образования-1 (О-1), в деятельности-2 (Д-2) проявляется новое качественное состояние структурного образования (О-2) и т.п.







Дата: 2018-12-21, просмотров: 505.