Применение генетического подхода при проектировании и организации образовательного процесса выражается в ориентации педагогов на принцип развития. Принцип развития, определяющий порядок построения образовательного процесса, фиксирует обусловленную всеобщими закономерностями развития необходимость в определенном порядке организации проектировочной (исследовательской) деятельности педагогов.
Реализация принципа развития при изучении и проектировании образовательного процесса предполагает выполнение педагогами следующих правил:
1. Рассматривать в образовательном процессе воспитанника (обучающегося) как генетически исходную структуру, т.е. как развивающийся объект.
2. Рассматривать в качестве развивающегося объекта в образовательном процессе человека как целостности, а в качестве предметов развития – развитие основных его элементов;
3. Определять цели образования на основе:
· определения общей для всех людей направленности развития человека как такового,
· определения общих для всех людей этапов развития человека как такового и его качественных характеристик, возникающих на каждом этапе этого развития.
4. Ориентировать образовательный процесс на возникновение качеств, характеризующих новые этапы в развитии человека, а не на уничтожение нежелательных.
5. Определять содержание образования на основе знаний об основных предпосылках развития человека как такового.
6. Ориентировать свою деятельность на создание общих и непосредственных предпосылок (необходимых условий) последовательного возникновения системных качеств, характеризующих человека как такового на основных этапах его развития.
Положения, записанные как правила организации деятельности педагогов, являются в то же время описанием модели образовательного процесса, выстроенной на основе знаний о всеобщих закономерностях развития. Эта модель является основным результатом применения генетического подхода в педагогике в качестве основного, т.е. системообразующего.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Почему при изучении и проектировании образовательного процесса, в первую очередь ориентированного на развитие человека, генетический подход выступает основным?
2. Дайте историческую ретроспективу применения генетического подхода в педагогике.
3. Выполнение каких требований при изучении и проектировании образовательного процесса обязательно при применении генетического подхода?
4. Какие положения диалектической теории развития выступают философско-теоретическими основами изучения и проектирования образовательного процесса, ориентированного на развитие человека как целостности?
5. Какие действия при изучении и проектировании образовательного процесса предполагает ориентация на принцип развития?
Литература
1. Аверин А.Н., Андрюхина Л.М. Развитие и рост. / Диалектика прогрессивного развития. - Свердловск: УГИ, 1976. - С. 52-60.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 1997.
3. Байлук В.В. Детерминация развития. / Диалектика прогрессивного развития. - Свердловск: УГИ, 1976. - С. 60-66.
4. Бондарев Г.И. О противоречиях функционирования и развития. / Диалектика прогрессивного развития. - Свердловск: УГИ, 1976. - С.44-52.
5. Вяткин Ю.С. Системная обусловленность развития. / Диалектика прогрессивного развития. – Свердловск: УГУ, 1976, - С.79-84.
6. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. – Т. 2. – Философия природы. – М., 1975.
7. Категории диалектики (теоретико-методологические проблемы): цикл лекций // Под ред. И.Я. Лойфмана. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2003. – 255 с.
8. Коломойцев А.Ф. Диалектика возникновения и уничтожения в процессе развития. Диалектика прогрессивного развития. - Свердловск: Изд-во УГИ, 1976. - С. 85-93.
9. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - Самара. 1994.
10. Краевский В. В. Методология педагогики: анализ с позиции практики // Советская педагогика. - 1988. – № 7. - С. 23 - 29
11. Лойфман И.Я. Развитие как базисная категория диалектики. Диалектика прогрессивного развития. - Свердловск: Изд-во УГИ, 1976. - С. 13-19.
12. Плотников В.И. Сущность развития как методологическая проблема. Диалектика прогрессивного развития. - Свердловск: Изд-во УГИ, 1976. - С. 3-13.
13. Плотников В.И. Социально-биологическая проблема. – Свердловск: Из-во УГИ, 1975. – с. 191.
14. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 432 с.: ил.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.
16. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика – М.: Владос, 2002. – в 2-х ч.
17. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.
18. Философско-психологические проблемы развития образования // Сер.: Теория и практика развивающего обучения / Под. ред. В. В. Давыдова, - М.: ИНТОР, 1994. - с. 128.
19. Философия / Под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В.. – М., 2003. - с. 384
20. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1990. - 576 с.
21. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.: Школа. Культура. Политика, 1995. - 800 с.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 369.