Применение генетического подхода как основного предполагает использование структурно-генетического метода изучения и проектирования образовательного процесса. А это значит, что модель образовательного процесса как целостности выстраивается через выделение структуры, генетически исходной по отношению к основной функции образовательного процесса, и построения модели её развития. Инвариантная структура такой модели должна отражать условия проявления всеобщих закономерностей развития. Поэтому, для педагогики становиться необходимыми знания о всеобщих закономерностях развития.
В философии существует множество концепций, положительно решающих вопрос об изменчивости мира и его развитии. Среди них выделяют такие основные модели как:
1) градуалистская модель развития, предложенная Г. Спенсером (1820-1903);
2) модель «творческой эволюции», или «эмерджентизм», разработанная Л. Морганом и А. Бергсоном;
3) натуралистическая модель развития, характерная для второй половины XIX века;
4) равновесно-интеграционная модель;
5) диалектико-материалистическая модель развития, представляющая собой вариант соединения гегелевских идей развития абсолютного духа и материализма К. Маркса.
(Подробнее о моделях см. 2, с. 446-462).
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 1997
В качестве основной выбрана диалектико-материалистическая модель развития, так как посредством неё были достигнуты значительные результаты в объяснении природы, общества, мышления, бытия в целом.
Развитие как одну из характеристик бытия изучает диалектика. На основании этого диалектику часто определяют как учение о развитии, подчеркивая тем самым факт того, что развивается само бытие и все процессы в нем.
Современное понимание диалектики возникает с начала XIX века, после создания Гегелем универсальной теории познания и учения о бытии. Диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе.
Основные принципы диалектики – принцип развития и принцип всеобщей связи.
Принцип развития отражает понимание развития как атрибута бытия, как тип (форму) движения материи.
В диалектической концепции движение рассматривается как особый противоречивый процесс, сочетающий в себе моменты устойчивости и изменчивости, движение понимается здесь как атрибут материи, включающий в себя все процессы изменения, которые происходят в мире. Как отмечал Гегель, «точно также как нет движения без материи, так не существует материи без движения». (6, с.64.).
Всякое изменение, в свою очередь, есть результат взаимодействия предметов, событий или явлений через обмен материей, энергией, информацией. Именно это, как пишет В.В. Миронов, - позволяет нам исследовать их через энергетические или информационные проявления (19, с. 377).
Для всякого объекта существовать означает взаимодействовать, то есть оказывать влияние на объекты и испытывать на себе воздействие других. Поэтому движение – это всеобщая форма существования бытия, которая выражает его активность и процессуальный характер.
Существуют различные типы и виды изменчивости. Самая общая их дифференциация может быть проведена как их разделение на количественные и качественные.
Количественные изменения – это, прежде всего механические процессы, связанные с перемещением тел, изменением их энергии.
Качественные изменения связаны с изменением структуры предмета, его превращения в другой предмет. Качественные изменения бывают обратимые и необратимые. Обратимые изменения состояний предметов характеризуют процессы функционирования. Необратимые качественные изменения характеризуют процессы развития.
Развитие – закономерное, направленное, необратимое качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений
С проблемой направленности развития связано понимание прогресса как развития от низшего к высшему. Оно не может быть принято как универсальное. Применение понятия прогресс обретает смысл только при условии уточнения его значения применительно к конкретным системам. Так как, что для одного объекта может быть рассмотрено как высшее, для другого может быть худшим.
Принцип всеобщей связи отражает понимание мира как организованного и упорядоченного, в котором все связано со всем.
Под связью понимается зависимость между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и их изменений. Связи не существует без взаимодействия. Взаимодействие существует как процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояний, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер. Без изучения взаимодействия нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности. Без выяснения форм и содержания различных видов связи и взаимодействия в природе и обществе невозможно понять развитие. Развитие любого объекта происходит в его отношениях с другими объектами. Изменение характера внешних для объекта отношений приводит к изменению его структуры, т.е. внутренних отношений, а, следовательно, и его качеств.
В современной философии утвердилось понимание объекта развития как системно организованного, причем сохраняющего системный характер своей организации на любом этапе развития. Такой подход к изучению развития наиболее совместим с целями педагогических исследований, также организуемых в рамках системного подхода.
Работы А.Н. Аверина, Л.М. Андрюхиной, Г.И. Бондарева, В.В. Байлук, Ю.С. Вяткина, И.Я. Лойфмана, В.В. Миронова, А.Ф. Коломойцева, В.И. Плотникова и др., позволили выделить наиболее значимые характеристики всеобщих закономерностей развития, и описать их через следующие положения:
1. Любой системный объект представлен какими-то элементами (единицами) и взаимосвязями между ними, т.е. имеет определенную структуру (форму существования), состояние которой характеризуется как качество.
Качество - это характеристика состояния объекта, отражающего его структуру.
2. Новое качество объекта, появляющееся в результате развития, характеризует новую форму его существования. Качества объекта, сменяющие друг друга в процессе развития и характеризующие основные этапы этого процесса, отражают различное состояние структуры этого объекта, то есть различное состояние его элементов и взаимосвязей между ними.
3. Любой развивающийся объект характеризуется посредством системных и сущностных (родовых) качеств, а также качеств своих отдельных элементов, которые находятся между собой во взаимосвязи и взаимозависимости. Каждая система качеств отражает состояние отдельных элементов объекта, структурное объединение которых характеризуется через системное качество. Системное качество характеризует состояние объекта как целостности. Системное качество может характеризовать измененное состояние объекта как целостности, но в то же время, характеристику любого объекта составляют и такие системные качества, по которым этот объект отличается от объектов другого рода или вида – это родовые системные качествами, которые принято называть сущностными качествами. Родовые системные качества неизменны, т.е. всегда присущи объекту, а, следовательно, говорят о существовании инвариантной структуры объекта, которая сохраняется при любых его изменениях, носящих нормальный характер, то есть, не являющихся патологическими изменениями. Существование инвариантной структуры объекта позволяет выявить инвариантную структуру развития этого объекта.
Родовые системные качества отличаются от просто системных качеств объекта. Последние отражают такие изменения объекта, которые не затрагивают инвариантной структуры, но характеризуют разные формы, т.е. модификации её существования, возникающие на разных этапах развития объекта.
4. Развитии это разворачивание сущности объекта, т.е. это переход от возможного к действительному.
Действительное – это «наличное бытие объекта» (Гегель), это актуальное бытие. Возможность – это потенциальное, т.е. еще не реализованное бытие.
«Истинное есть целое, - пишет Гегель, - Но целое есть только сущность, завершающаяся через свое развитие» (6, с. 10).
5. Условия возникновения новых системных качеств объекта складываются в процессе его функционирования, который тесно связан с процессом развития и представляет собой внутреннюю основу всякого развития.
Функционирование - это циклическое воспроизводство качеств объекта, это всегда действие объекта и его взаимодействие с другими объектами. Качество функционирующего объекта проявляется вовне, т.е. при установлении внешних связей объекта с другими объектами. В то же время, качество объекта, воспроизводящееся при его функционировании, есть характеристика внутренней структуры объекта – его элементов и взаимосвязей между ними, т.е. при функционировании реализуются связи между элементами объекта, т.е. внутренние связи.
Момент взаимосвязи всех явлений рассматривается как отношение, в таком смысле это понятие будет использоваться и в настоящем исследовании. Объекты, находящиеся в отношении, называются относящимися сторонами.
6. Форма проявления качеств объекта при его функционировании различна и характеризуется как свойства объекта (Г. Гегель). Характер свойств объекта определяется не только тем качеством, которое они выражают, но и свойствами того, с чем объект вступает во взаимодействие. Это явление объясняется тем, что никакое качество объекта не проявляется в отношении отдельно от других его качеств, т.е. форма проявления каждого качества всегда складывается на основе интеграции различных качеств объекта. В отношении объекта с различными другими объектами проявляются и различные комплексы его качеств, т.е. возникают различные, возможно новые, связи между его элементами.
7. Если в ходе функционального взаимодействия внешние условия, а, значит, и внешнее отношение изменяются, это приводит и к изменению внутренних отношений, т.е. отношений между элементами объекта. При этом в изменениях как внешних, так и внутренних отношений, характерных для процесса развития, выделяют несколько моментов.
Впервые моменты развития были выявлены Г. Гегелем, который с позиций объективного идеализма разработал целостную концепцию развития человеческого духа, человеческой культуры. Он характеризует развитие через выделение следующих моментов: 1) единое, 2) раздвоение единого как процесс преобразования тождественного, сначала в различное затем в противоположное а затем и в противоречивое, 3) возникновение в результате разрешения противоречий нового единого.
Единое – момент развития, начало новой ступени существования объекта, для которого характерно единство старых и новых качеств объекта. Для Гегеля это мыслимое единство, это сочетание моментов разрушения элементов старой системы и моментов преемственности, то есть сохранения свойств старой системы при обогащении их новым качеством.
Подход Гегеля при всех его интерпретациях и изменениях в целом остается одинаковым во всех философских концепциях, стоящих на позиции целостного описания мира. Применительно к материальному миру развитие объектов, явлений можно представить как изменение характера их отношений (как внешних, так и внутренних), в котором выделяет те же моменты, образующие инвариантную структуру процесса развития:
1) единое, или тождественное - это непротиворечивое отношение между объектами, выступающими сторонами отношения (относящимися сторонами), в котором их свойства гармонично согласуются, т.е. свойства одного объекта тождественны необходимости другого объекта. Объект в том определенном отношении, которое складывается как единое (обозначим его как основное), также существует как единое. Это значит, что свойства одних элементов объекта непротиворечиво согласованы со свойствами других элементов, по отношению к его внешней функции в основном отношении.
При этом рассматриваемый объект кроме основного отношения находится еще и в других отношениях, которые могут характеризоваться как раздвоение единого. Относящиеся стороны в этих отношениях проявляют себя либо как различные, либо как противоположные, либо как противоречивые. Эти внешние для объекта отношения приводят к преобразованию качеств некоторых его элементов. Проявление таких качеств в отношении единого приводят к его раздвоению, т.е. к разрушению установившихся отношений.
2) раздвоение единого – это процесс преобразования тождественного, это разрушение гармоничного отношения:
· сначала в различное, когда объекты основного отношения начинают проявлять себя как различные, т.е. свойства одного начинают отличаться от тех, которые необходимы другому или от тех, которые необходимы этому одному в отношением с другим. Возникновение таких свойств, разрушающих единое, связано с возникновением под воздействием других отношений новых качеств элементов объекта, отличных от тех, которые были и обеспечивали гармонию. При этом воздействие старых качеств элементов в основном отношении преобладает, что обеспечивает устойчивость этого отношения. На этом этапе изменения отношения изменение качеств элементов объекта происходит не только под воздействием сторонних отношений, но и под воздействием того различного, которое проявляется в основном отношении. Такие новые качества элементов образуют предпосылки возникновения нового качества объекта в целом, позволяющего установится новому единому.
· затем в противоположное, когда объекты в основном отношении начинают проявлять себя как противоположные, т.е. свойства одного объекта начинают выступать как совершенно несходные с тем, что необходимо другому, или с тем, которые необходимы этому одному в отношением с другим. Это происходит за счет количественного накопления качеств элементов объекта, отличающихся от тех, которые были в отношении единого. В то же время достаточное влияние оказывают старые качества элементов объекта. За счет этого сохраняется внешнее основное отношение, но степень его устойчивости уменьшается. Как реакция на возникновение противоположного в основном отношении происходит дальнейший количественный рост новых качеств элементов, т.е. накопление предпосылок возникновения нового качества объекта в целом.
· а затем и в противоречивое, когда между объектами возникает отношение, при котором свойства одного становятся несовместимы со свойствами другого - одно исключает другое. Количественное накопление качественных изменений элементов объекта к этому моменту превышает меру, которая делала основное отношение устойчивым. Сочетание новых и старых качеств элементов начинают проявляться в основном отношении как свойства, несовместимые со свойствами другого объекта – отношение на грани распада. Если к этому моменту во внутренних отношениях произошло накопление предпосылок - качественных изменений элементов объекта, достаточных для возникновения такого нового качества объекта, которое привело бы к разрешению возникшего противоречия, то происходит перестройка отношений между элементами объекта: разрушается старая структура объекта и возникает его новая структура, которая проявляется как это качество. Новая структура объекта, проявляющаяся как его новое качество, образуется на основе согласования новых и старых качеств элементов объекта. Таким образом, в новом всегда содержится старое. А моменты разрушения диалектически сочетаются с моментами преемственности, т.е. сохранением свойств старой системы при обогащении её новым качеством.
Если достаточное количество предпосылок возникновения нового качества не образовалось к моменту обострения противоречия в основном отношении, то либо распадается это отношение, а объект в целом не развивается, что может рассматриваться как задержка развития, либо распадается сам объект – необратимо разрушается его структура, что означает срыв развития и также ведет к распадению отношения.
3) возникновение в результате разрешения противоречий нового единого, т.е. новой формы непротиворечивого отношения между относящимися сторонами. Установление такого отношения происходит в результате возникновения нового качества объекта, воспроизводство которого приводит к преодолению возникшего противоречия.
8. Описанные выше процессы, характеризующие основные моменты развития, были закреплены как всеобщие законы развития, как законы диалектики.
Законы диалектики впервые были выявлены Гегелем. В философии они рассматриваются и как законы развития понятий (как у Гегеля) и как всеобщие законы развития: 1) закон отрицания отрицания; 2) закон перехода количества в качество, 3) закон единства и борьбы противоположностей. Эти законы не существуют оторвано друг от друга, а реализуются как компоненты общего процесса развития. Описание этих законов – это описание аспектов развития, существующих в единстве.
По Гегелю закон отрицания отрицания отражает следующее: движение (развитие) происходит через двойное отрицание, т.е. преодоление одной формы другой, вырастающей из отрицания первой.
Закон отрицания отрицания можно разъяснить следующим образом: В отношениях противоречия каждая из относящихся сторон начинает отрицать другую, но в процессе развития это отрицание приводит к возникновению нового отношения единого (новой связи), это означает, что произошло изменение качеств отрицающего. Таким образом, новое состояние относящейся стороны, характерное для отношения нового единого, отрицает её старое состояние, характерное для отношения противоречия.
Закон отрицания отрицания также означает, «что в любом процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой - отрицанием этого отрицания, так как воспроизводит в изменившемся предмете, на новой ступени, в новом качестве некоторые свойства и качества отрицаемого предмета. В процессе любого развития диалектически сочетаются моменты разрушения элементов старой системы и моменты преемственности, то есть сохранения свойств старой системы при обогащении её новым качеством. Закон отрицания отрицания выступает прежде всего как синтез, то есть достижение нового качественного содержания не путем их простого суммирования, а за счет преодоления противоречивых сторон. Это дает основание в более общей форме обозначать его как «закон диалектического синтеза» (19, с. 384-389; 2, с. 463-473)
Закон перехода количества в качество выражает взаимосвязь между количественными и качественными изменениями. Этот закон, применительно к объектам и явлениям действительности, характеризует следующее: количественное накопление качественных изменений как элементов предмета, так и факторов его существования, приводит к возникновению нового качества этого предмета, таким образом, в процессе развития количественные изменения переходят в качественные. Новое качество предмета создает новые возможности количественных изменений.
Закон единства и борьбы противоположностей выражает сущность процесса развития и говорит о том, что развитие основано на наличии противоречий во внешних и внутренних отношениях любого предмета. Причем развитие представляет собой процесс не только разрешения противоречий, но и создание новых. Поэтому развитие носит бесконечный характер.
9. Пока возникающие противоречия не приводят к изменению структуры всего объекта, т.е. к возникновению нового системного качества, их относят к противоречиям функционирования. Для них характерно то, что все изменения внешних и внутренних условий существования объекта происходят в рамках меры, что обеспечивает сохранение соотношения его элементов. О превышении меры говорит разрушение имеющейся структуры объекта, которое происходит при изменении соотношения сторон внутренних отношений, когда «…первоначально превалирующая, господствующая противоположность все более теряет это свое положение, а первоначально подчиненная, напротив, набирает силу» (4, с. 48). Такой характер отношений составляет уже специфику противоречий развития, для которых характерно изменение соотношения противоположных сторон, приводящее к возникновению новых связей между элементами и даже новых элементов, т.е. новой структуры объекта, которая характеризуется новым системным качеством. Таким образом, в определенный момент противоречия функционирования переходят в противоречия развития, которые разрешаются через возникновение новой структуры объекта, а значит через возникновение у него нового системного качества.
10. Описание процедуры возникновения нового наиболее точно может быть осуществлено через категории «предпосылки», «условия», «начало». Наиболее убедительной представляется точка зрения В.И.Плотникова:
Как предпосылки рассматривается то, что определяет возникновение нового. Чаще всего о предпосылках говорят как об условиях, но использование понятия «предпосылка» позволяет точнее характеризовать условия развития объектов.
Посредством категории «предпосылки» обозначается то, что уже выделено, познано как обуславливающее развитие объектов. Оно выработано для постижения исторического процесса в его глубинной необходимости, т.е. обозначает наличное бытие, понятое в его единстве.
Категория «условия» объясняет «наличное бытие» в его соотнесении с иной безразличной для него непосредственностью (Г.Гегель), т.е. она обозначает лишенное единства многообразие наличного бытия по отношению к любому, выделенному из него явлению или событию
Так как возникновение нового определяется внутренними и внешними отношениями развивающегося объекта, то и предпосылки могут быть дифференцированы как внешние и внутренние.
В зависимости от временнóго отношения к акту возникновения выделяют три основных вида предпосылок: общие, основные и непосредственные.
В качестве основных предпосылок выступает то, что обуславливает воспроизводство и развертывание сущности объекта и сохраняется в силу этого на всех этапах его развития. В качестве такового во внешних для объектов отношениях всегда выступают какие-либо определенные объекты, а также определенные формы этих отношений. Во внутренних отношениях – те стороны (элементы) объекта как целостности, взаимодействие которых проявляется как его сущностное качество. Например, в качестве основных предпосылок развития человека с одной стороны выступает природная и социокультурная стороны бытия человека, а с другой, во внешнем отношении - как объекты могут быть выделены другие люди и объекты природы, а как форма отношений – культурно-опосредованное отношение (деятельность). Таким образом, основные предпосылки определяются по отношению к сущности объектов и к направленности развертывания этой сущности в процессе существования.
Общие предпосылки развития объекта выявляются по отношению к таким его качествам, которые характеризуют определенные общие этапы развертывания сущности этого объекта, т.е. определенные этапы его развития.
Как общие предпосылки возникновения нового качества у какого-либо объекта выступают те тенденции изменений основных предпосылок, которые возникают в отношении развивающегося противоречия и приводят к возникновению этого нового. Другими словами, как общие предпосылки выделяется то, «что по отношению к будущему результату возникновения нового выступают в форме тенденции, определяющейся развитием противоречий старого качества» (13, с. 105). Например, общими внешними предпосылками возникновения новых качеств личностной культуры человека являются тенденции изменений природной стороны, выражающиеся в ухудшении природных условий жизни, и тенденции изменений социокультурной среды, выражающиеся в усложнении техники, нарастании количества информации, увеличение межкультурных контактов и т.п.
Общие предпосылки возникновения нового качества объекта можно выявить только через изучение тенденций изменений того, что выступает для этого объекта основными предпосылками, и выделению из них тех, которые приводят к возникновению нового качества объекта.
«Исследование общих предпосылок, т.е. формы, в которой они существуют до появления нового, дает возможность понять предельные состояния старого, необходимость выхода за границы старого, и в этом смысле – абстрактную необходимость возникновения нового. Ни форму возникновения нового, ни его саморазвитие общие предпосылки, однако, не определяют» (13, с. 105).
13. Плотников В.И. Социально-биологическая проблема. – Свердловск: Из-во УГИ, 1975. – с. 191.
К непосредственным предпосылкам относятся те элементы и те их качества, сцепление которых образует новую структуру объекта, т.е. его новое качество. Непосредственные предпосылки – это та форма существования общих предпосылок, которая приводит к возникновению нового. «Непосредственные предпосылки по отношению к результату возникновения нового выступают в форме превращения, т.е. в виде самого процесса становления новой формы, нового типа структурного сцепления» (13, с.105). Например, непосредственными предпосылками возникновения базиса личностной культуры выступает с природной стороны бытия человека - наглядно образное мышление, с социокультурной стороны бытия человека - личностный опыт, отличающийся: 1) картиной мира, сформированной на уровне представлений и позволяющей принимать самостоятельные решения и организовывать самостоятельную деятельность в ближайшем окружении; 2) освоенными средствами и способами деятельности, позволяющими самостоятельно организовать деятельность в ближайшем, знакомом для человека окружении; 3) ценностями социально-значимого, которые проявляются как общее стремление делать то, что одобряют значимые взрослые.
«Исследование непосредственных предпосылок есть наиболее ответственный и трудный аспект познания, связанный с необходимостью понимания противоречия нового типа в момент его появления. Знание непосредственных предпосылок есть одновременно понимание конкретной необходимости возникновения нового и той специфической формы, которая определяет его саморазвитие».
«Превращение безразличной непосредственности условий в существенное опосредование основания и есть акт возникновения нового, «грань», отделяющая новое от старого, «начало» принципиально нового бытия…. Условия и непосредственные предпосылки в действительности могут совпадать и совпадают друг с другом, но для этого они должны друг в друга превратиться. Если говорить точнее, то превращаются общие предпосылки в непосредственные, но процесс этот обусловлен, т.е. ограничен наличным бытием, его реально существующим многообразием, конкретным сочетанием и взаимодействием необходимого и случайного.
Непосредственные предпосылки складываются в результате предельного развития общих предпосылок на конкретном материале наличных условий. Формой существования непосредственных предпосылок является процесс складывания специфических противоречий на фундаменте столь же специфического наличного субстрата» (13, с.105).
11. Для любой структурной перестройки объекта, то есть возникновения любого нового системного качества, необходимым является, во-первых, наличие определенного комплекса непосредственных предпосылок, который формируется из общих внешних и внутренних предпосылок, а, во-вторых, их обязательное соединение (сцепление) между собой, которое проявляется как возникновение новых связей между элементами объекта, т.е. возникновением его новой структуры.
Постепенное образование предпосылок за счет роста объекта (качественных изменений его элементов, происходящих в результате разрешения функциональных противоречий) и за счет изменений среды, с которой взаимодействует объект, создает возможность для существенного изменения, т.е. изменения качеств объекта как целостности, трактующегося как его развитие. Наличие предпосылок развития какого-либо объекта создает лишь возможность возникновения нового качества этого объекта, и только их сцепление приводит к самому возникновению. Сцепление предпосылок позволяет возможному стать действительным. Таким образом, возникновение нового является формой перехода от возможного к действительному. Сцепление непосредственных предпосылок развития человека происходит в деятельности, т.е. в культурно опосредованном отношении. Такое сцепление может произойти и случайно, но может быть и специально организовано. В этом случае мы можем говорить об управлении развитием.
12. Возникновение нового качества объекта создает оптимальную форму его внешних и внутренних отношений (взаимосвязей) в условиях и в момент этого возникновения. Это объясняется тем, что само сцепление предпосылок представляет собой возникновение новой структуры отношений, и происходит как установление состояния тождества относящихся сторон в отношении, когда их свойства наиболее адекватно согласованы друг с другом. Это состояние можно характеризовать как единство относящихся сторон, но оно не может быть продолжительным. Относящиеся стороны находятся во взаимосвязи не только друг с другом. Для других же отношений может быть характерно наличие противоречий, которые, как мы выяснили выше, неминуемо приводят к изменениям. Любое же изменение одной из сторон оптимально сложившегося отношения приводят к «раздвоению единого» (12, с. 9). Момент раздвоения единого характеризуется как начало движения. Это начало может быть началом возникновения нового объекта, или началом нового этапа развития уже существующего объекта. Когда новое качество воспроизводится во внутренних и внешних отношениях, возникает сначала различие, оно приводит к возникновению противоположностей и, наконец, к противоречию. Вся эта смена состояний отношения в процессе функционирования приводит к разрешению противоречий функционирования, в результате которых возникает новый комплекс предпосылок, создающий возможность для возникновения нового системного качества. Но этот же момент, возникновение означает начало уничтожения вновь возникшего, что приводит к необратимости изменений. То есть, процессу возникновения постоянно сопутствует процесс уничтожения. Они обусловливают друг друга и существуют только в единстве (8, с. 86-87, 13, с. 87).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 289.