Основные положения теории функциональных систем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Существует много трактовок понятия «система». В определении В.П. Кузьмина отражены те характеристики этого понятия, которые выделяются в большинстве определений: «система есть некое множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство, т.е. целостность; в объектах – системах целое больше суммы входящих в него частей; всякая система является в то же время частью другой, более широкой системы, а её компоненты и подсистемы, в свою очередь, могут изучаться как самостоятельные системы» (139, с. 111). 

"Система" – по определению В.Д. Семенова, - это теоретическое осмысление "целого", а стало быть, абстрагированное" (250, с.74).

Теоретическое построение образа какого-то объекта осуществляется как его проектирование, которое трактуется как исторически сложившаяся идеальная (мыслительная) форма деятельности человека, направленная на создание проекта (БСЭ). Выделяется еще и способ построения системного образа объектов, для которого характерно фиксирование в модели эмпирически выделяемых элементов этого объекта, и взаимосвязей между ними. В этом случае речь идет о конструировании системного образа объекта. Таким образом, обнаруживается, что системное представление объекта складывается в процессе проектирования и конструирования.

В то же время, системное представление объекта – это только осмысление «целого», но не само это «целое». Поэтому, говоря о системном представлении объекта, мы можем говорить только о неком конструктивном представлении целостности объекта, которое позволяет нам системно исследовать объект, используя все те знания о нем, которые получены разными науками. Такое исследование позволяет установить и нарушения целостности объекта, которые обнаруживаются как проблемы, и способы воссоздания этой целостности, обеспечивающие решение выявленных проблем.

Построение целостных объектов может быть осуществлено тогда, когда проектирование этих объектов будет производиться с учетом всех закономерностей существования и сосуществования элементов этих объектов. На основе знаний об этих закономерностях можно найти форму взаимодействия всех элементов объекта при выполнении их функций, позволяющую так согласовать качества и свойства этих элементов, чтобы установилась требуемая целостность. 

Таким образом, для обнаружения и решения проблем, связанных с построением образования, ориентированного на развитие человека как целостности, необходимо использовать системный подход, который должен быть применен по отношению к объекту исследования – образовательному процессу. Изучение и построение образовательного процесса с позиций системного подхода позволяет нам рассматривать этот процесс как педагогическую систему.

П.К. Анохин ведущими в построении функциональных систем выделяет закон результата и закон динамической мобилизации структур, отражающие закономерности формирования функциональной системы и получение заданного результата (2).

Системный образ объекта, отражающий условия его функционирования рассматривается как функциональная система.   

Функционирование объекта заключается в постоянном, циклическом воспроизведении его качеств. Качества - это характеристика объекта, отражающая его состояние, которое определяется структурой, складывающейся из элементов этого объекта и взаимосвязей между ними.  

Функционирование это всегда действие одного объекта на другой и взаимодействие между ними, или действие одних элементов объекта на другие и взаимодействие между ними. Взаимодействия между элементами объектов устанавливаются за счет воспроизводства качеств этих элементов и образуют внутренние связи (отношения) объектов. Воспроизводство качеств элементов таких объектов рассматривается как малые функции системы.

В системно описываемом объекте каждый его элемент рассматривается как подсистема, то есть, как целостность. Это означает, что элементы системно описываемого объекта не могут включаться друг в друга. 

В философии момент взаимосвязи всех явлений рассматривается как отношение, и в этом смысле это понятие будет использоваться и в настоящей работе. Объекты, находящиеся в отношении, называются относящимися сторонами. Относящиеся стороны во внутренних отношениях выступают как внутренние переменные, во внешних отношениях – как внешние переменные. 

 Взаимодействия между объектами, которые рассматриваются как самостоятельные системы, образуют внешние связи (отношения) этих объектов. Они устанавливаются за счет воспроизводства качеств этих объектов, определяемых их состоянием как целостной структуры. Воспроизводство качеств таких объектов, приводящее к установлению внешних связей, рассматривается как «большая функция системы». Эту функцию называют также или основной, или внешней, или продуктивной функцией объекта.

Понятие «функция» рассматривается как следующее: 1) внешнее проявление свойств объекта в данной системе отношений; 2) явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления; 3) работа (действия), производимая органом, организмом, роль, значение чего-нибудь; 4) обязанности, круг деятельности, назначение.  

Существование внешних связей объектов говорит о том, что они являются  элементами мегасистемы (надсистемы).

Характер функционирования любой системы определяется качествами той мегасистемы, элементом которой она является (А.Н. Аверьянов, П.К. Анохин, М.С. Каган и др.). Содержание внешней, продуктивной функции системы, отражающее её назначение в мегасистеме, определяет содержание её внутреннего функционирования. Так, назначение педагогической системы, рассматриваемой как элемент общества, определяется необходимостью для общества социокультурного развития человека через передачу общественного опыта подрастающему поколению. Таким образом, функциональная система – это характеристика упорядоченности объекта по отношению к одной из его внешних функций. (1, с. 24).

Упорядоченность следует понимать как тождественность каждого элемента своей «малой функции», подчиненной «большой функции» системы. Закономерности внутреннего функционирования системы передаются через её структуру, в которой выделяются компоненты системы и связи между ними (1, с. 28.). Эти закономерности существования функциональных систем определяют  такие их качества как замкнутость, автономность, целостность.

Мегасистема также может оказывать и другие влияния на включенную в неё систему: она может предоставлять материал, необходимый для функционирования системы, а также её воздействия могут затруднять или даже сделать невозможным это функционирование. Это характеризует любую систему, включенную в мегасистему, как незамкнутую, т.е. открытую. Все природные объекты рассматриваются как открытые системы.

Определение внешних функций объекта, позволяющее выявить целостность условий его функционирования, затруднено тем, что объекты действительности, а также их отдельные элементы, могут быть включены в связи, образующие целостность различных мегасистем. При рассмотрении одного и того же объекта элементом различных мегасистем, обнаруживается, что его назначение объективно задается всеми мегасистемами, в которые он включен.  Поэтому выявлять и определять это назначение необходимо на основе согласования воздействий всех тех мегасистем, в которые он включен. Эти мегасистемы могут представлять собой системы, находящиеся на одном уровне общности, а также соподчиненные системы, т.е. системы, принадлежащие к различным уровням общности. Например, если учесть, что образовательный процесс включен в систему государственных отношений, в систему общественных отношений и в жизнь отдельного индивида, то его назначение, его функция может быть определена полно и точно только на основе изучения условий его включенности во все перечисленные мегасистемы.

Системное рассмотрение объектов, включенных в мегасистемы различных уровней общности, приводит к обнаружению «сквозных» (сверху донизу и обратно) связей между этими мегасистемами. «При этом, - по определению Ю.С. Вяткина, системный характер организации любой вышестоящей единицы ставит определенные рамки для нижестоящих, векторизируя этим самым изменения в последних» (4, с. 81). Например, система государственных отношений определяет назначение и общие условия образовательного процесса и для всех образовательных учреждений. Нормативы образования, задаваемые государством образуют сквозные связи между образовательными учреждениями различных ступеней образования, между субъектами системы образования.

Связи между мегасистемами, включающими в себя системно описываемый объект, проявляются как подчинение процесса функционирования этого объекта закономерностям существования тех мегасистем, в которые он включен, а, значит, и согласование этих закономерностей. При этом важно установить связи соподчинения между мегасистемами и, соответственно, между действующими в них закономерностями.

Таким образом, теория функциональных систем определяет, что системное представление объекта всегда многоуровневое, так как характеристики его элементов и взаимосвязей между ними задаются мегасистемами разного уровня общности и соответственно этому фиксируются как всеобщие, общие, особенные и единичные характеристики.

Приведенные выше характеристики функциональных систем позволяют осуществить целостное описание функционирования объектов по отношению к одной из их функций, которое может быть осуществлено следующим образом.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 801.