Истина как предмет философского осмысления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Различное понимание сущности истины, описанное выше, не снимают значимости некоторых её общих характеристик. Так Ф. Энгельсом разработана концепция абсолютной и отно­сительной истин (10).

Под абсолютной истиной понимают полное, максимально достоверное знание об объекте. «Дополни­тельные квалификации абсолютной истины зависят от смысла, вкладываемого в понятие объекта. Если объект — это мир в це­лом, то понятно, что абсолютная истина актуально никогда не достижима: познание по самой своей природе совершается «в ви­де некоторого бесконечного процесса». При двух других толко­ваниях абсолютной истины она мыслится достижимой. Таковы истины факта и теории как отображения сущности отдельных фрагментов бытия. Теория абсолютна только по отношению к определенным условиям, и в этом смысле относительна.

Относительная истина — это объективно верное, но истори­чески ограниченное, неполное знание об объекте. Непрерывное уточнение и накопление относительных истин есть движение к овладению абсолютной истиной. Движение от относительной истины к истине абсолютной есть процесс. Мы рассматриваем заблуждение в единстве с истиной как момент относительной истины» (17, с. 151).

«Абсолютная и относительная истины связаны. Их диалек­тику точно, хотя и весьма кратко выразил В. Ленин: а) абсолют­ная истина складывается из относительных истин как их итог, сумма; б) каждая относительная истина содержит зерно истины абсолютной. Незнание этой связи или нежелание учитывать ее ведет к крайностям догматизма и релятивизма. Релятивизм — убеждение в относительности, изменчивости всех наших знаний. Крайний релятивизм отвергает объективность истины вообще. Противоположной позицией является догматизм» (17, с. 151).

«В рамках гносеологии принято разде­лять правду, ложь, заблуждение, ошибку. Под правдой обычно понимают истину в ее единстве с позитивной нравственной оцен­кой. При этом иногда утверждается, что предпочтительна даже горькая правда, так как в качестве истины она образует предпо­сылку свободы. Правда, согласно толковому словарю Даля, это не только истина, но и справедливость, и правильность; жить по правде значит жить правильно, поступать по справедливости. Таким образом, правдивость свойственна как сообщению, так и человеку.

Противоположностью правды является ложь как преднаме­ренное искажение или замалчивание действительного положения дел. Понятие лжи используется и в логике. Но там оно лишено субъективной окраски. В логике под ложью понимается любое неистинное утверждение. Ложность в логике — не всегда резуль­тат намерения. Ложное в логическом смысле скрывает за собой и случай, и объективную видимость. Случайное расхождение обра­за и оригинала называют ошибкой. Ошибка близка заблуждению тем, что не содержит в себе преднамеренности. Однако заблуж­дение возникает закономерно. Его основу образует объективная видимость. Существуя, как и истина, в сознании, заблуждение подобно ей и в том, что по своему содержанию не зависит от воли и желания людей. Таким образом, истина и заблуждения связаны. Вместе с тем заблуждения могут исчезать. Последнее означает, что их связь с истиной надо рассматривать в динамике» (17 с. 152).

Рациональная обоснованность системы знаний, полученных в результате познания, считается критерием истины :

В естествознании высказывание считается рационально обоснованным, если оно удовлетворяет требованиям:

· логической непротиворечивости,

· осмысленности,

· проверяемости (подтверждаемости или официальной фальсифицируемости эмпирическим опытом),

· системной принадлежности,

· полезности,

· практической эффективности (14, с. 32) 

Истина рассматривается и как результат научного консенсуса, который складывается на основе трех видов дискурса: эмпирического, теоретического и социального (14. с. 34). «Различие между естествознанием и социально-гуманитарными науками в отношении научного консенсуса состоит лишь в том, что если в первом случае консенсус есть интегрированный итог согласия между определенным видением природы и самой природой, то во втором – между взглядами ученых на общество и самим обществом, а также на самих себя» (14, с. 36). То есть, проблема истины – это дело не только опыта и разума, но и воли» (14, 34) Именно когнитивная воля лежит в основе принятия субъектом познания решения об истинности того или иного фрагмента научного познания, которое прерывает бесконечность обоснования научной концепции и преодолевает всегда имеющую место неопределенность и имплицитность любого знания.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 275.