Различное понимание сущности истины, описанное выше, не снимают значимости некоторых её общих характеристик. Так Ф. Энгельсом разработана концепция абсолютной и относительной истин (10).
Под абсолютной истиной понимают полное, максимально достоверное знание об объекте. «Дополнительные квалификации абсолютной истины зависят от смысла, вкладываемого в понятие объекта. Если объект — это мир в целом, то понятно, что абсолютная истина актуально никогда не достижима: познание по самой своей природе совершается «в виде некоторого бесконечного процесса». При двух других толкованиях абсолютной истины она мыслится достижимой. Таковы истины факта и теории как отображения сущности отдельных фрагментов бытия. Теория абсолютна только по отношению к определенным условиям, и в этом смысле относительна.
Относительная истина — это объективно верное, но исторически ограниченное, неполное знание об объекте. Непрерывное уточнение и накопление относительных истин есть движение к овладению абсолютной истиной. Движение от относительной истины к истине абсолютной есть процесс. Мы рассматриваем заблуждение в единстве с истиной как момент относительной истины» (17, с. 151).
«Абсолютная и относительная истины связаны. Их диалектику точно, хотя и весьма кратко выразил В. Ленин: а) абсолютная истина складывается из относительных истин как их итог, сумма; б) каждая относительная истина содержит зерно истины абсолютной. Незнание этой связи или нежелание учитывать ее ведет к крайностям догматизма и релятивизма. Релятивизм — убеждение в относительности, изменчивости всех наших знаний. Крайний релятивизм отвергает объективность истины вообще. Противоположной позицией является догматизм» (17, с. 151).
«В рамках гносеологии принято разделять правду, ложь, заблуждение, ошибку. Под правдой обычно понимают истину в ее единстве с позитивной нравственной оценкой. При этом иногда утверждается, что предпочтительна даже горькая правда, так как в качестве истины она образует предпосылку свободы. Правда, согласно толковому словарю Даля, это не только истина, но и справедливость, и правильность; жить по правде значит жить правильно, поступать по справедливости. Таким образом, правдивость свойственна как сообщению, так и человеку.
Противоположностью правды является ложь как преднамеренное искажение или замалчивание действительного положения дел. Понятие лжи используется и в логике. Но там оно лишено субъективной окраски. В логике под ложью понимается любое неистинное утверждение. Ложность в логике — не всегда результат намерения. Ложное в логическом смысле скрывает за собой и случай, и объективную видимость. Случайное расхождение образа и оригинала называют ошибкой. Ошибка близка заблуждению тем, что не содержит в себе преднамеренности. Однако заблуждение возникает закономерно. Его основу образует объективная видимость. Существуя, как и истина, в сознании, заблуждение подобно ей и в том, что по своему содержанию не зависит от воли и желания людей. Таким образом, истина и заблуждения связаны. Вместе с тем заблуждения могут исчезать. Последнее означает, что их связь с истиной надо рассматривать в динамике» (17 с. 152).
Рациональная обоснованность системы знаний, полученных в результате познания, считается критерием истины :
В естествознании высказывание считается рационально обоснованным, если оно удовлетворяет требованиям:
· логической непротиворечивости,
· осмысленности,
· проверяемости (подтверждаемости или официальной фальсифицируемости эмпирическим опытом),
· системной принадлежности,
· полезности,
· практической эффективности (14, с. 32)
Истина рассматривается и как результат научного консенсуса, который складывается на основе трех видов дискурса: эмпирического, теоретического и социального (14. с. 34). «Различие между естествознанием и социально-гуманитарными науками в отношении научного консенсуса состоит лишь в том, что если в первом случае консенсус есть интегрированный итог согласия между определенным видением природы и самой природой, то во втором – между взглядами ученых на общество и самим обществом, а также на самих себя» (14, с. 36). То есть, проблема истины – это дело не только опыта и разума, но и воли» (14, 34) Именно когнитивная воля лежит в основе принятия субъектом познания решения об истинности того или иного фрагмента научного познания, которое прерывает бесконечность обоснования научной концепции и преодолевает всегда имеющую место неопределенность и имплицитность любого знания.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 314.