Философские основы системного подхода в педагогике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

3.1.1. Системный подход как методология изучения и построения целостного образовательного процесса.

Центральной проблемой педагогики является проблема построения целостного образовательного процесса.

Понятие «проблема» (греч. problema – преграда, трудность, задача)  в широком смысле трактуется как сложный теоретический вопрос, требующий разрешения, а  в узком смысле – как ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели. Таким образом, любую проблему в области теории или практики можно обозначить как задачу, требующую разрешения, исследования. Следовательно, педагогические проблемы – это нерешенные задачи педагогической теории и практики. Проблема построения целостного образовательного процесса в педагогике всегда выделялась как основная, так как только так могли быть созданы условия, обеспечивающие целенаправленность образовательного процесса – качества, характеризующего этот процесс как педагогический.

Задача построения образовательного процесса как целостности одинаково актуальна и решаема как на уровне педагогических исследований, так и на уровне практической педагогической деятельности. Педагогической теорией строится образ, проект образовательного процесса, фиксирующий те его характеристики, которые при их воспроизводстве должны обеспечить целостность педагогического процесса. Педагогическая практика должна обеспечить такую реализацию построенного проекта педагогического процесса, которая бы воссоздала спроектированную целостность.

Если основной задачей педагогической теории и практики является задача построения целостного образовательного процесса, то причиной возникновения педагогических проблем всегда выступает что-то, что препятствует построению необходимой целостности. Таким образом, построение образовательного процесса нового типа, в данном случае образования, ориентированного на развитие человека как целостности, возможно при выяснении условий, обеспечивающих целостность этого процесса. 

В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды. Целостность какого-то объекта - это всегда взаимосвязанность его элементов. Эта характеристика целостности совпадает с определением понятия «система», поэтому проблема целостности педагогического процесса в педагогике стала решаться через применение системного подхода как основного в методологии педагогики.  

«Системный подход представляет собой особое направление методологии научного познания, в основе которого лежит представление об объекте как системе» (15, с. 134). Э.Г. Юдин, характеризуя системный подход, отмечал, что применение этого подхода при исследованиях означает следование новым принципам изучения объектов исследования, новой ориентации всего исследования, которое рассматривается уже как системное. Системное исследование предполагает построение целостной картины объекта (20).

В исследованиях Г.П. Щедровицкого уточняются область и особенности применения системного подхода. Он пишет, что системный подход существует только как особая организация методологии (16, с. 102).

1. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) / Педагогика и логика - М.: Изд-во "Касталь", 1992. - C. 16 – 202.

 «Системный подход определяется не по тому объекту, который осваивается деятельностью и мышлением, а по специфике самих процедур деятельности и мышления, т.е. с точки зрения того «аппарата» мыслительных средств и методов, который здесь должен участвовать». Разъясняя эту позицию, Г.П. Щедровицкий уточняет: «Если, скажем, мы будем характеризовать «подход» в рамках теории мышления, то «системный подход» выступит как особый стиль и способ мышления, особый аппарат мыслительной работы. Если мы будем характеризовать подход в рамках теории научного исследования, то «системный подход» выступит как особая система средств и методов научного исследования и т.п.» (17, с. 72).

Когда мы говорим о применении системного подхода для выявления и решения проблем, связанных с построением образовательного процесса, то речь идет об использовании системного подхода как методологии изучения, проектирования и организации этого процесса. При этом продуктом системного исследования должны стать не только и не столько знания, сколько методические предписания, проекты, программы, нормы и т.п., которые будут использоваться в частно-методологических и методических разработках и при организации практики. Этим определяется и характер реализации системного подхода в педагогических исследованиях. 

«Системным исследованием» Г.П. Щедровицкий предлагает называть те исследования, которые начинают с нескольких предметов, фиксирующих по предположению один объект, и которые должны из разных и разнородных представлений объекта сотворить единое связное представление (17, с. 82).

В качестве нескольких предметов, характеризующих один объект, выступают те аспекты, стороны, качества этого объекта, которые были выделены разными исследователями с позиций различных философских концепций, различных разделов философии, различных наук, различных практических ситуаций.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 251.