(основание или «обосновывающее»)
Рисунок 1.
Таким образом, процедура научного обоснования выстраивается в соответствии с логикой развертывания знаний от абстрактного к конкретному о предмете научного обоснования и его характеристиках, выполняющих нормативную функцию. Эта логика предполагает создание познавательного описания предмета научного обоснования на уровне всеобщих, общих, особенных и единичных характеристик.
В соответствие с этими характеристиками строятся и нормативно педагогические модели предмета научного обоснования, составляющие в своей совокупности его проект.
3) Третьим методологическим условием является поочередная взаимозависимость обосновываемого (проекта предмета научного обоснования) и содержания основания (познавательного описания). Такая взаимозависимость отражает коэволюционный характер связей между процессами разработки обосновывающего и обосновываемого в формирующем научном обосновании.
Итак, методологические условия организации формирующего научного обоснования определяют модель организации исследования и проектирования образовательного процесса (см. рис.1).
Вопросы и задания для самопроверки
1. С точки зрения каких гносеологических моделей может решаться проблема познаваемости образовательного процесса и образовательных систем?
2. Как характеризуется истина в основных гносеологических концепциях, и каковы основные положения концепции абсолютной и относительной истины?
3. Как может быть решена проблема истинности в образовании с точки зрения основных гносеологических концепций?
4. Каковы причины возникновения проблемы истинности в образовании?
5. Каковы особенности социально-гуманитарного познания, выявленные философией науки, и как эти особенности определяют характер проведения исследований образовательного процесса и образовательных систем?
6. Дайте характеристику методологии научного обоснования образования как способа организации научного познания образовательного процесса.
Литература
1. Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания: учебное пособие. – М.; Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 288 с.
2. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. Пер. с нем. - М.: Юрист, 1995. - 687с.
3. Гадамер Х.-Г. Истина в науках о духе // Топос. Минск, 2000 № 1.
4. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логика. М., 1075. С. 123.
5. Дильтей В. Собр. Соч. : В 6 Т. Введение в науки о духе: Опыт полагания основ для изучения общества и истории. – М., 2000. Т.1.
6. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10.
7. Краевский В. В. Состав, функции и структура научного обоснования обучения. Авт. диссерт. на соиск. ученой степени доктора пед. наук. - М.: НИИ общей педагогики АПН ССР, 1976 - 37 с.
8. Лебедев С.А. Проблема истины в естествознании и социально-гуманитарных науках. / Философия социальных и гуманитарных наук: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2006. - с. 11-69.
9. Лебедев С.А. Интервальный метод в оценке интерналистского и экстерналистского объяснения развития научного знания /\В сб. Человек: деятельность, творчество, стиль мышления. Симферополь, 1987.
10. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 20.
11. Невелев А.Б. Философская онтология / Философия: Учебное пособие, Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2006. – с. 31-47.
12. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.
13. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. – М.: Гадарики, 2006. – 639 с.
14. Философия социальных и гуманитарных наук: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2006. – 912 с.
15. Философские проблемы социально-гуманитарных наук: учебное пособие для аспирантов. – Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2005. – 320 с.
16. Флоренский П А. У водоразделов мысли. Собр соч. в 2 т Т. 2.
М., 1990.
17. Шрейбер В.К. Познание, его возможности и границы. / Философия: Учебное пособие, Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2006. – с. 129-155.
Раздел 3. Философско-методологические основы современного образования (образования, ориентированного на развитие человека как целостности).
Раздел «Философско-методологические основы современного образования» или образования, ориентированного на развитие человека как целостности, является основным разделом философии образования, так как его содержание предназначено для реализации основных функций теории – предсказательной и проективной. Содержание этого раздела складывается из систем знаний, составляющих теоретическую основу подходов, используемых в педагогике в качестве методологических оснований изучения и проектирования образовательного процесса.
Формирование содержания знаний, представляющего каждый из подходов, осуществлялось:
· на основе соотнесения этого содержания со значимыми качествами предмета педагогики – образовательного процесса, нормативно закрепленными в современной системе отечественного образования или являющимися общепризнанными в педагогической науке;
· с учетом характера связей между различными подходами (или иерархических, или связей взаимодополнения).
Каждый из подходов представлен следующим:
· описанием ретроспективы становления подхода, начинающейся с момента выделения принципа изучения, проектирования и организации образовательного процесса, соответствующего рассматриваемому подходу;
· описанием содержания философских концепций, рассматривающих на всеобщем уровне значимые качества образовательного процесса (предмета педагогики) и выступающих философско-теоретическим (или концептуально-теоретическим) основанием построения образовательного процесса (т.е. описанием основания или «обосновывающего», которое представляет собой познавательное описание предмета научного обоснования - см. тему 2.2.);
· описанием модели образовательного процесса, в которой отражены те его качества, которые выделяются как значимые описанными философско-теоретическими основаниями построения образовательного процесса (т.е. описанием обосновываемого - проекта предмета научного обоснования, фиксирующего нормативные характеристики этого предмета – см. тему 2.2.).
Предлагаемый ниже материал является результатом начала работы над созданием философских основ образования, ориентированного на развитие человека как целостности и не претендует на полноту содержания.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 268.