образовательного процесса и образовательных систем
Познаваемость образовательного процесса и образовательных систем связывают с получением достоверных, истинных знаний об объектах познания. Истина выступает в качестве универсальной цели познания, но при этом представления об Истине и путях её достижения складывались в рамках различных гносеологических концепций, отражающих разное понимание природы познания.
Основные гносеологические модели (ОГМ), выделенные Н.В. Бряник (1):
1. Объективистско-гносеологическая модель («1-я ОГМ»)
2. Конструкционистская гносеологическая модель («2-я ОГМ»)
3. Символическая гносеологическая модель («3-я ОГМ»).
В объективистско-гносеологической модели п ознание рассматривается способ запечатления и воспроизведения в познающем субъекте реальной действительности, окружающего нас мира. То есть, познание понимается как отражение .
«Согласно концепции отражения, познание начинается с воздействия предметов внешнего мира на органы чувств человека. В результате этого воздействия у человека возникают ощущения и восприятия, сохраняемые памятью. Из сравнения ощущений рождаются суждения, а сопоставление суждений дает всё остальное знание. Таким образом, познание распадается на два этапа: 1) формирование чувственных образов и 2) мысленная обработка чувственных данных (их разложение, выделение отдельных признаков и обобщение в понятия)» (16, с. 133)
Основным методом познания считается объяснение познаваемого мира, основной целью - выявление сущности познаваемых предметов (эсенциализм)
Для объективистско-гносеологической модели познания характерна следующая трактовка природы знания: из всего разнообразия человеческих представлений и образов знанием является только то, что в той или иной форме (той или иной степени) соотносимо с миром самих вещей, предметных связей и так или иначе зависимо от них. Знания — это совокупность познавательных образов, обладающих сходством с познаваемым объектом, являющихся его «портретной» (зеркальной, фотографической) копией.
Подобный критерий знания, во-первых, отсекает от него мир грез и фантазий и все то, что построено на голом воображении; во-вторых, максимально стремится оградить мир знаний от привнесений, идущих со стороны самого познающего — знание отличается от мнений, верований, идеалов, норм, оценок и пр. Исходя из этого, внутренняя логика «1-й ОГМ», принуждаемая принципом реальности, заставляет совершить такой ход мысли: раз в знаниях раскрывается мир вещей (процессов, связей, отношений, изменений, свойств и пр.) как они есть сами по себе — значит, в знаниях перед нами предстает подлинное бытие. Такая трактовка знаний отвечает духу платоновско-аристотелевской традиции. Поскольку мир подлинного бытия категориально был определен как сфера сущности, то и подход, отождествляющий природу знания со сферой сущности, получил специальное название — «эссенциализм» (от латинского слова «эссенс» — «сущность»).
Истина является той мерой, с помощью которой устанавливается соответствие знаний подлинной природе самих вещей (процессов, свойств), т.е. истина понимается как соответствие. Концепции истины, рассматривающие её как соответствие идей реальности, называются корреспондентскими. Под словом корреспонденция понимается отношение соответствия.
В конструкционистской гносеологической модели п ознание предстает как способ сообразования познаваемого объекта с познающим субъектом. Познание (по Канту) по своей сути оказывается творением, созиданием, конструированием познаваемого предмета. Такое познание в основном ориентировано на его описание .
Если строго следовать логике рассматриваемой «конструкционистской модели», то сконструированный познаваемый предмет, собственно, и является искомым результатом — продуктом познавательной деятельности. Поскольку конструирование происходит благодаря тому, чем располагает познающий субъект, значит, знания в самом первом приближении можно определить как своеобразные трансформации способностей познающего субъекта. Никакого воспроизведения сущности познаваемого в знаниях не происходит. В знаниях мы имеем мир, являющийся человеку.
Истина и ее критерий отдаются в полное ведение субъекта, замыкаются в кругу его деятельности. По Канту, истина представляет собой согласованность знаний с законами мыслительно-рассудочной деятельности, а, соответственно, заблуждение — несогласованность знаний с законами рассудка. Такая концепция истинности получила название «теория когеренции» (от латинского слова «когеренция» — «согласование»).
В символической гносеологической модели исходные составляющие познания — познаваемый объект и познающий субъект — понимаются как миры смыслов, выражающие себя и заявляющие о себе в языковых символах . Окружающий мир (насколько бы он не был удален от местопребывания человечества) несет в себе множество смыслов, имеющих непосредственное значение для человеческой жизнедеятельности или не имеющих такового. Сущность познаваемого вызывает интерес в силу именно несомого им смысла. И другого способа познать сущность, кроме как через обращение к ее смыслу, у нас нет.
Знание в «3-й ОГМ» понимается как объектно-субъектное образование, слитое с языком. Знания и язык неразделимы и составляют единое целое: язык и представляет собой реальность знания, он есть «знаниевая» реальность. В контекст такого понимания языка органично вписывается идея «дискурса» (речевых практик) как непременного условия любой деятельности, в том числе и познавательной.)
В качестве основного метода познания в этой гносеологической модели признается метод понимания – основной метод герменевтики.
В рамках этой модели познания признается объективность истины, но если в «1-й ОГМ» основанием объективности истины является соответствие познаваемому объекту, то для «3-й ОГМ» таким основанием являются бытийственность, реальность самих символов.
Своеобразие трактовки истины в рассматриваемой модели, прежде всего, заключается в том, что она погружается в контекст культурно-ценностных явлений и рассматривается как особая ценность. Для конкретизации данного тезиса можно отметить, что в теолого-символическом мировоззрении П.Флоренского вопросам истины уделяется большое внимание. Но если обозначить принципиально важные для него положения, то Истину (именно так — с большой буквы) он (П. Флоренский (15), Э.Кассирер) сопрягает с нравственными и эстетическими ценностями — Добром и Красотой. С теоретической точки зрения развиваемой в русле именно символической модели познания, принципиально важный для него тезис связан с онтологическим обоснованием истины; можно сказать более определенно — с обоснованием онтологического статуса истины. Ведь истина для него является свидетельством подлинного слияния энергий двух центров бытия — познаваемого и познающего, отсюда истинное означает подлинное.
Современная теория познания выстраивается на основе всех трех моделей, потому что каждая из них отражает какой-либо аспект постижения человеком мира. Но можно обнаружить, что люди отдают предпочтение какой-то одной из трех исследованных «ОГМ», что проявляется в их стиле мышления. В связи с этим проблема познаваемости образовательного процесса и образовательных систем будет решена на основе такого способа познания, который будет исходить и из возможности познания мира, существующего независимо от нас, и из особенностей познания, которые определяются тем, что предмет познания конструируется его субъектом, а знание неразрывно связано с языком, который является не только средством обозначения, но и отражает смысл события, организованного и пережитого человеком в процессе познания мира.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 265.