Ваши наставники говорили, будто Православная Церковь в чине крещения повелевает молиться духу лукавому
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ваши предки говорили именно так: «Еще же они напечатали в Новом Потребнике, в молитве па крещение человеком, повелевают молиться духу лукавому. Сего же их умышления не даждь Боже и помыслити»852.

Весьма тяжкое обвинение, но обвинение опять несправедливое! Ибо в чине крещения в молитве об освящении воды, приготовляемой для крещения, означенное место читается так: «Молимся тебе, Господи, да отступят от нас вся воздушная и неявленная привидения: и да не утаится в воде сей демон темный: ниже да снидет со крещающимся, молимся Тебе, дух лукавый, помрачение помыслов и мятеж мыслен наводяй» и проч. Неужели Православная Церковь в этих словах подлинно молится или повелевает молиться духу лукавому? Трудно поверить, чтобы в ком-нибудь из праводушных, при чтении означенных слов, составилась такая мысль. Такая мысль составилась бы тогда, когда бы слова: дух лукавый, к которым ваши предки отнесли молитву молящегося, стояли не в именительном падеже как они стоят, а в звательном, т.е. душе лукавый, как и в предыдущих словах слово Господь, к которому относится молитва, стоит не Господь, а Господи: «Молимся Тебе, Господи». Но и тогда такую мысль всякий праводушный человек должен был бы почесть за мысль, ошибочно выраженную, или напечатанную, а отнюдь не за повеление молиться духу лукавому. Потому что в молитве, в которой находятся означенные слова, Священник молится явно о противном, и, между прочим, о том чтобы освящаемая вода была для демонов всегубительством, сопротивным силам неприступною... чтобы не утаился в ней демон темный... а крещаемый отложил ветхого человека, тлеющего в похотех прелести, и облекся в нового, обновляемого по образу Создавшего его, и проч.853 Так должно было бы мыслить всякому праводушному человеку тем более, что иначе принятые в означенном смысле слова дух лукавый давали бы в крещальной молитве мысль прямо нелепую, следующую: «Демоне (ибо дух лукавый есть демон) да не утаится в воде сей демон темный: ниже да снидет со крещающимся, молимся тебе, он, помрачение помыслов и мятеж мыслен наводя». – Что это за молитва? Како может сатана сатану изгонити, сказал Господь854? – Итак, означенное тяжкое обвинение, взводимое на Православную Церковь, не только несправедливо, но и составлено явно злонамеренно – в поругание Православной Церкви. Эта злонамеренность видна особенно из того, что многие из последователей ваших предков всюду разглашали о Православной Церкви, и всюду старались, так как некоторые из них даже и ныне стараются, всех уверить, будто она ныне молится не Господу Богу и Сыну Божию Иисусу Христу, а духу лукавому – сатане.

***

6. Ваши наставники говорили, будто Правοславная Церковь повелевает освящать церкви Божии мылом.

Ваши предки говорили именно так: «А в церковном священии в том же Потребнике напечатали не по преданию святых Отец, повелевают свящать (церкви) мылом855: и то церкви не освящение, но паче осквернение: понеже в мыле бывает всякая нечистота и скверность»856.

Обвинение весьма несправедливое! В Православной Церкви никогда не было повелеваемо и ныне не повелевается освящать церкви, т.е. храмы Божии, мылом. Ибо мылом, очевидно, нельзя освящать храмов Божиих. В чине освящения церкви, правда, предписано употреблять мыло с теплою водою, но не для освящения церкви, а только для очищения престола и приготовления его к освящению. Освящается же как церковь, так и престол в ней, молитвами священнодействующего, положенными в Чине освящения храма, и святым миром857. Впрочем и греческое мыло, употребляемое для омытия приготовляемого к освящению престола не заключает в себе, как известно, никакой мерзости; оно составляется из золы и деревянного масла с примесью иногда розовой воды858. Притом употребление теплой воды с мылом для приготовления престола к освящению введено было не с Никонова времени. Так это делалось в св. Церкви издавна. Об употреблении мыла для приготовления престола к освящению ясно говорит блаженный Симеон Солунский, описывая чин освящения церкви. Он между прочим говорит: «Теплая приносится вода, и тая благословляется чрез молитву. И бо во Иордане Крестившагося призывает во священие сея воды Архиерей... Таже мыло приносится сему, чрез егоже благословенное»859.

Впрочем как престолы, в наше время, во вновь устрояемых церквах, везде внимательно заранее приготовляются к освящению, то пред освящением церквей мыло наибольшею частью не употребляется, и в печатаемых ныне Требниках оно не требуется.

***

Дата: 2018-12-21, просмотров: 230.