Ваши предки говорили, будто Православная Церковь повелевает православным христианам ходить по-татарски без крестов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Они говорили именно так: «Их (православных учителей) непотребство и развращение в их новых книгах объявилося, и те их книги сами мимо нас обличают их в лицо. Якоже в книзе глаголемой Скрижали Дамаскин Иподиакон, в слове своем в неделю 3-ю св. поста, повелевает нам православным христианом ходити по-татарски без креста, и пишет: кая добродетель есть носити крест на раме своем?»839.

 

Вот первое обвинение! Обвинение тяжкое. – Справедливо ли оно? – Означенные слова Дамаскина, напечатанные в Скрижали, изданной при Патриархе Никоне, когда читаем их в связи с предыдущими и последующими словами, как и должно читать книги, отнюдь не дают такой мысли, будто ими повелевается христианам ходить без крестов, какие обыкновенно носим на себе все мы, православные христиане. Напротив православная Церковь постоянно возлагает, и ни в какое время не переставала возлагать, на всякого крестившегося св. крест именно для постоянного на себе ношения. Означенные слова произнесены Дамаскиным при изъяснении им слов Господа: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Желая объяснить эти слова, Дамаскин спрашивает: «Кий есть разум, еже (Господь) глаголет: да возмет на себе крест свой?». И отвечает: «Не повелевает, яко да сотворит кийждо крест от древа, носити и на раме своем. Зане сие кую пользу имать, или кая добродетель есть носити кому крест на раме своем?» После сего он еще спрашивает: «Но что хощет рещи Христос?» И опять, после нескольких слов, о которых сейчас будем говорить особо, отвечает: «От всех грехов мира да будете умерщвлени, якоже повелевает и Павел Апостол: мир мне распяся, и аз миру840. Тако да умираете на всяк день, якоже глаголет и паки той же Апостол: на всяк день умираю»841. В Дамаскиново время вероятно были некоторые христиане, которые, по заблуждению, думали, что, дабы последовать Христу, довольно только носить на себе деревянный или металлический крест, какой обыкновенно носят на себе все православные. Опровергая такое заблуждение, Дамаскин внушает мысль, что Господь в словах: да возмет крест свой разумеет не тот крест, какой православные обыкновенно носят у себя на шее, но крест духовный, т.е. самое усильное и непрестанное старание истреблять в себе всякий грех842. Образ речи, каким выразился Дамаскин в означенном месте, совершенно подобен образу речи, какой употреблен св. Апостолом Иаковом о вере. Кая польза, братие моя, говорил он, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать843? О вере, конечно никто не может сказать того, что она не спасительна и бесполезна; ибо все знаем, что она весьма спасительна и необходима. Иже не имет веры, осужден будет, сказал Господь844. Однакож св. Апостол Иаков говорит: кая польза, братие моя, егда веру глаголет кто имети, дел же не имать? Точно также отзывается о вере и Толковый Апостол: «Яще кто во Отца и Сына и Святаго Духа право верует, житие же право не имать: ничто ему от веры приобретение ко спасению будет»845. Итак, неужели св. Апостол Иаков и Толковый Апостол означенными словами повелевают нам не иметь веры, или желают нам внушить, что вера для нас бесполезна? – Отнюдь нет. Они желают и требуют только того, чтоб мы не полагались на одну нашу веру а имели с верою и дела, или имели веру и исполняли ея предписания. В противном случае вера для нас подлинно не полезна; ибо при вере без дел подлинно, как говорит Толковый Апостол «ничтоже множае нам имети бесовом: ибо и опи вероваша, яко Христос Сын Божий бе, и яко Святый Божий бе, и яко область имяше над ними»846. Равным образом и Дамаскин означенными словами отнюдь не дает нам приказания или совета ходить без крестов. Но он хотел означенными словами всем нам внушить, чтоб мы нося на себе вещественный крест, обыкновенно возлагаемый на нас при крещении, непрестанно помнили нашу обязанность носить, и носили крест духовный ибо ношение креста вещественного, без ношения креста духовного, для нас бесполезно. Истину сих слов мы совершенно знаем и по самому опыту. Ибо нам известно, что некоторые люди, хотя постоянно носят на себе вещественный крест, однако нимало не думают о Христе и об исполнении Его заповедей, а всегда живут, как им хочется, а часто живут совершенно против Христовых заповедей, – живут прямо порочно и богопротивно. Какая им польза от ношения вещественного креста? Они с головы до ног в сетях диавола!

Итак, первое обвинение несправедливо, и могло произойти только от невнимательного чтения означенных слов Дамаскина.

***

Дата: 2018-12-21, просмотров: 213.