Право всенародно проповедывать Евангелие, т.е. истины, нужные ко спасению, в самом деле имеет только Епископ. Это ясно видно из того, что проповедывать Христово учение обязываются преимущественно Епископы. В этом праве Епископа участвуют и Пресвитеры, а по нужде даже Диаконы, но не иначе, как только с благословения Епископа. Первый же и главный проповедник истин спасения есть только Епископ.
Св. Апостол Павел писал к Тимофею: проповедуй слово, настой, понуди благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением211. Равно писал он и к Титу: сия глаголи и моли, и обличай со всяцем повелением: да никтоже тя преобидит212. Но Тимофей и Тит были Епископы.
Апостольское 58 правило говорит: «Епископ или Пресвитер, небрегий о причетницех и о людех своих, и не наказая их на благоверие... да извержется»213. А в толковании на сие правило сказано: «Без всякого извета (т.е. непременно) должни суть Епископи учити люди сущия под ними, благоверным повелением, и на правоверие, и на чистое житие наставляти. Рече бо Бог пророком к людей сих владыкам: аще не научиши, ни возглаголеши, умрет беззаконный в беззаконии своем, и кровь его от руку твоею взыщу... такоже и Презвитери, учительным бо быти и тем повелевает правило»214.
Св. Дионисий Ареопагит говорит: «Божественный Священноначальник чин совершительную, во еже научити, силу приял есть»215.
Мирянам, т.е. людям неосвященным, 64 правило 6-го Вселенского Собора ясно запрещает всенародную проповедь, именно: «Мирский человек да не учит: не вси бо Пророци, нижѐ убо вси Апостоли»216. В толковании на сие правило сказано: «Всяк должен есть свой чин ведати, и не творити себе пастыря овца сый, и глава да не мнится, нога сый: но повиноватися преданному от Бога чину, и уши свои отверзати на послушание приемлющих благодать учительского словесе. Не вси бо Пророци и не вси Апостоли: сего ради мирстии человецы да не учат, ни словес о заповедех да не подвизают, тем сан учительский к себе привлачаще».
Учительное Евангелие относит право всенародного учительства только к лицам освященным хиротониею. Так, объясняя слова Господа, человек некий отходя, призва своя рабы, и предаде им имения своя, и овому даде пять талант и проч.», оно говорит: раби его суть церковнии учители, сиречь Архиереи и Священницы и Диакони, вверение слова службы и благодати духовныя приемлюще»217.
А в другом месте оно относит это право только к высшей степени церковной Иерархии, именно: «Господь восходя на небеса даде два динаря, сиречь два завета ветхий и новый... Апостолом, и иже по временам Пастырем и Учителем, сиречь Архиепископом и Епископом»218.
Блаж. Антоний, Патриарх Константинопольский, вразумляя Стригольников, сильно писал: «вы, Стригольници, глаголете, еже Павел и простому человеку повеле учити: «тогда бо вси неверни быша, а не вам еретиком то речено бысть. Како вы ныне правоверных християн смущаете, Святители и Церкви Божии преобидели»219.
Блаж. Мелетий, Патриарх Александрийский, говорит: «ниже вопрошати подобаше, аще достоит человеку мирскому учительства восхищати достоинство... Овец содержащии место како пастырей благочинно исполнят чин?»220.
***
Что говорили о сем предмете церковные учители, жившие в Русской Церкви со времени всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона?
То же.
Малый Катехизис говорит, что «на строение святых таин и на преподавание спасительного учения Христова, освящени бывают Епископи и Священники чином церковным...», так что «ни един на священство не руковозложенный... ниже учения Христова подавати в Церкви от амвона может, по реченному: како же проповедят, аще не послани будут»221.
Болыиой Катехизис приписывает право церковного учительства также людям только освященным. Ибо в нем миряне, приемлющие на себя дело учительства Вере, называются еретиками, и присвоение ими себе права учительства поставляется в ясный признак того, что они еретики. Именно на вопрос: «почему позпавати еретики», между прочим, отвечается: «аще не призываеми входят в чин учительства»222.
К числу же еретиков относит сих людей Четия Минея. Описывая ересь Акефалитов, она замечает в сей ереси, как нечто особенно преступное, то, что в ней кийждо по умствованию своея главы безумныя творится начальник и учитель»223.
***
Что говорит о сем Православная Церковь после Патриарха Никона?
Совершенно то же.
Иерусалимский Собор 1672 года говорит: «Архиерей особенно и преимущественно... проповедует святое Евангелие, и православных утверждает в Вере, а непокорных, как язычников и мытарей, отлучает от Церкви, еретиков же предает извержению и анафеме»224. И несколько выше: «по власти, данной от Епископа, учит и Священник тех из православных, которые приходят к нему (т.е. своих прихожан), указывая им путь к получению царства небесного»225.
И так что всенародная проповедь Евангелия принадлежит собственно только Епископам, а за ними и Священникам, как их помощникам, это есть постоянное учение Православной Церкви.
***
В ослабление сказанного некоторые из ваших наставников говорят:
1) «Несть тако: мнози бо и простии провещаваху Евангелие, и быша мученицы»226. – Отвечаем: Правда, при первоначальном распространении христианства, многие и из неосвященных людей проповедывали Христово учение; но о сем должно заметить следующее: 1) При начале христианства, как известно, многие получали от Господа чрезвычайные дары, которых в настоящее время не видно, и посему не все действия первых веков христианства должны быть поставляемы в пример для нашего времени. 2) Когда говорим, что право проповедывать Евангелие принадлежит только Епископам и Священникам, то разумеем проповедь всенародную, проповедь в церкви: ибо вне церкви всякий христианский отец семейства обязан учить Христовой Вере своих домашних, и всякий христианин обязан вразумлять своего соседа, когда видит, что он поступает несогласно с Христовым учением. Ибо св. Апостол Павел обязывает всякого отца воспитывать своих детей в наказании и учении Господни227. А в другом месте он обязывает и всех христиан, без исключения, вразумлять безчинныя228. Посему св. Отцы часто с особенною силою внушали православному народу сию обязанность. Так св. Златоуст по одному случаю говорил: «Да не речеши себе: мирский человек есмь... сия иерейская суть, сия иноческая... Ты, егда видиши кого требующа врачевание, или телесное или душевное, не глаголи к себе: чесо ради онъсица и онъсица того не уврачева? но премени его от болезни, и не истязуй онех вины небрежения. Аще обрящеши злато лежаще, еда глаголеши к себе: чесо ради онъсица и онъсица то не взяша, но спешиши прежде инех сам взяти. Тако и падших от братии помышляй, и вменяй сокровище обрести прилежание о них. Аще бо излиеши нань елей словеса учительства; аще обяжеши тихостию, пожданием; аще уврачуеши, сокровища всякого богатейша тя той соделает: изводяй бо честное от недостойна, яко уста моя будет»229. Т.е. «Не скажи себе: я человек мирской... это дело Священников, дело монахов... Ты, когда увидишь, что кто-либо нуждается в пособии для тела или для души, не говори себе: почему не помог ему такой-то и такой-то? Нет, – избавь больного от болезни, а от тех не требуй отчета в беспечности. Ведь, ежели ты найдешь лежащее золото, ужели говоришь себе: почему такой-то и такой-то не поднял его? Напротив не спешишь ли унести его прежде других? Так рассуждай и о падших братьях и попечение о них почитай находкою золота. Ибо ежели ты возлиешь на падшего слово учительное как бы масло, ежели обвяжешь его кротостью, если исцелишь терпением, то он обогатит тебя более всякого сокровища. Аще изведеши, говорит Бог, честное от недостойнаго, яко уста Моя будеши»230.
2) Еще они говорят: «15 правило св. Апостола Павла сказует: учитель аще и мирский человек будет, искусен же слову учения, и правом чист, таковый да учит231. То же говорит и Никон черпыя горы»232. – Отвечаем: «Означенное правило отнюдь не должно быть распространяемо на дозволение мирянину учить или проповедывать в церкви, а должно быть ограничиваемо только домашним учением. Ибо в церкви запрещается даже обыкновенное церковное чтение человеку, не получившему благословения Епископского233. В толковании на 14 правило 7-го вселенского Собора сказано: «Аще кто от Епископа поставления не приимет, да не чтет в соборе на амвоне священных Божиих книг. Тако же и мирский человек того да нетворит»234. Так должно разуметь означенное правило потому, что иначе оно прямо противоречило бы выше означенному 64 правилу 6-го вселенского Собора, чего допустить нельзя. Впрочем означенное 15 правило, приписанное св. Апостолу Павлу, заимствовано, как говорит блаженный Никон, из заповедей Апостолъских, ибо над означенным правилом он надписал: «от завещания святых Апостол»235; но эти заповеди 6-й вселенский Собор «отврещи повелевает за некая ложна, яже суть чужда благочестия, от иноверных преложена (татебно вверженная) в них на вред Церкви»236.
***
Дата: 2018-12-21, просмотров: 258.