XIII. Что есть диакон, и составляет ли диаконство особую степень в церковной иерархии?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Диакон (διάκονος) буквально значит слуга, служитель. Этими двумя значениями это слово и выражено в нашем славянском переводе св. Евангелий и посланий Апостольских. Так Иисус Христос говорит Своим ученикам: иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга (диакон)102. Св. Апостол Павел называет Апостола Тимофея служителем (диаконом) Иисуса Христа103. Равно и себя он называет слугою (диаконом) Божиим104. А в другом месте он называл слугами (диаконами) Христовыми и себя и других Апостолов105.

Но кроме сего обыкновенного употребления в греческом языке имени Диакон, Диаконами в Новом Завете называются особенного рода служители – служители св. Церкви, именно: лица, составляющие в Иерархии Христовой Церкви низшую степень.

Что таковая степень в Иерархии Христовой Церкви действительно установлена по повелению Божию, или по распоряжению Всесвятого Духа, и составляет степень особую от степени Епископа и Пресвитера, это неоспоримо. Ибо

1) Св. Апостол Павел в своем послании к Филипписеям, желая благодати и мира всем святым (т.е. истинно верным), находившимся в городе Филиппах, явно различает в них Епископов и Диаконов, как особенные звания. Он говорит: Павел и Тимофей, раби Иисус Христови, всем святым о Христе Иисусе, сущим в Филиппех с Епископы и Диаконы: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа106. Если бы эти Епископы и Диаконы не составляли между верующими в Филиппах какого-либо особенного звания, то св. Апостол не отличал бы их ни от верующих вообще, ни друг от друга. А если бы они существовали в Христовой Церкви не по установлению Божию, то он отнюдь не упомянул бы о них, так как он не упомянул ни о каких других званиях, которые в Филиппах, конечно были.

2) Еще св. Апостол в послании к Тимофею отделяет Диаконов и от Пресвитеров, которых он там называет Епископами и от верующих вообще. Именно, показав Тимофею, каковы должны быть Епископы (Пресвитеры)107, он далее показывает, каковы должны быть Диаконы108. Для чего он это делает, ежели не для того, что звание Диаконов было отличное от Пресвитерского, и что Тимофею должно было в Ефесе избирать из верующих и поставлять в Пресвитеров и Диаконов мужей достойных сего звания, как заповедал он Титу поставлять Пресвитеров в Крите109? И как могло быть такое звание, ежели оно не было Божественного установления?

3) Особенность степени Диакона от степени Епископа и Пресвитера, равно Божественность установления диаконской степени в Иерархии Христовой Церкви, ясно подтверждают учители первенствующей Церкви, св. Священномученики Игнатий и Киприан.

Св. Священномученик Игнатий, упоминая в послании к Филаделфийцам о Епископах, Пресвитерах и Диаконах, о всех их говорит, что они установлены по воле Бога Отца посредством Иисуса Христа. Именно: «Кровь Иисуса Христа есть радость вечная и твердая, наипаче тем, иже едино суть со Епископом и со Пресвитеры и со Диаконы, вчиненными волею Бога Отца чрез Господа Иисуса Христа»110.

Св. Священномученик Киприан твердо говорит, что «Диаконов, по вознесении Господа, избрали в служителей своего Епископства и Церкви Апостолы»111.

Что степень Диакона в церковной Иерархии составляет степень третью, низшую Пресвитерской, это ясно видим из 18 правила св. первого Вселенского Собора. Сей св. Собор сильно запрещает Диаконам некоторые, замеченные за ними, противозаконные поступки, именно: 1) проскомисание просфор, т.е. совершение проскомидии, конечно потому, что это дело собственно Пресвитерское; 2) причащение св. тайнам прежде Пресвитеров, и преподавание св. таин Пресвитерам, конечно потому, что сими поступками Диаконы становили себя выше Пресвитеров; и 3) сидение между Пресвитерами. Означенное 18 правило первого Вселенского Собора в славянском переводе читается так: «Диакони в своих мерилех да пребывают, да ни просфор проскомисают; ни причащения Презвитером да не дают, ни прежде их к святыни да не прикасаются, и посреде Презвитер да не седают: чрез правило бо есть, и бесчинно, аще что таково будет»112. Вполне же это правило читается так: «Дошло до святого и великого Собора, что в некоторых местах и градах Диаконы преподают Пресвитерам Евхаристию, тогда как ни правилом, ни обычаем не предано, чтобы не имеющие власти приносити преподавали приносящим Тело Христово. Также и то соделалось известным, что даже некоторые из Диаконов, и прежде Епископов, Евхаристии прикасаются. Сие убо все да пресечется: и Диаконы да пребывают в своей мере, зная, что они суть служители Епископа, и низшие Пресвитеров. Да приемлют же Евхаристию по порядку после Пресвитеров, преподаваемую им Епископом или Пресвитером. Но ниже сидети посреде Пресвитеров позволено Диаконам. Ибо то бывает не по правилу, и не в порядке. Аще же кто, и после сего определения, не хощет послушен быти: да прекратится его Диаконство»113.

Блаж. Симеон Солунский называет должность Диакона только служебною Иерею и Архиерею, и поставляет его при священнослужении в совершенную зависимость от них. Он говорит: «Диакони суть служительное достоинство имуще токмо. Не мощно тым в священную одеватися одежду (надевать стихаря) без благословения Архиереа или Иереа, ниже начинати кую священную службу без Пресвитера или благословения Пресвитерова»114.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 198.