Пресвитеры в истинной Христовой Церкви весьма нужны.
Священная История ясно сказывает, что св. Апостолы по всем местам, в которых они обращали несколько душ ко Христу, и из которых им должно было удаляться в места другие, сами рукополагали в Пресвитеров, кого находили достойными116. А рукополагать нужное число Пресвитеров в те места, в которых они оставляли вместо себя Епископов, приказывали тем Епископам117, н для правильного исполнения сего дела давали им законы118. Это несомненно. А такое действование св. Апостолов уже само собою показывает, что они почитали Пресвитеров в Церкви Христовой весьма нужными; иначе они не поставляли бы их так повсеместно сами, не делали бы приказания Епископам поставлять их, и не писали бы законов для их избрания и поставления. Впрочем нужда Пресвитеров очевидна сама собою: «Епископы не могли быть везде сами, дабы удовлетворять всем потребностям возложенной на них должности: им весьма нужны были помощники, т.е. Пресвитеры.
Весьма нужными для св. Церкви почитали Пресвитеров и св. Отцы Церкви.
Св. Златоуст дает отзыв о нужде Священников в Христовой Церкви следующий: «Без хиротонисанных Священников нет ни крещения, ни миропомазания, ни причащения Тела и Крови Христовых, ни разрешения грехов, ни честного брака, ни благословения Божия, ни самой возможности спастися – возможности войти в царство небесное, и кто не верует, что священнические действия может совершить только принявший пресвитерскую (священническую) хиротонию, тот не христианин и почти то же, что неверный, т.е. язычник». Таковый отзыв о великой нужде в Священниках для Христовой Церкви ясно читаем в следующих весьма сильных словах его:
а) «Отступи от неистовства: неистовство бо явленно презирати толикого начальства, егоже кроме ни спасения нам, ниже обещанных благ получити. Аще бо не может кто внити в царство небесное, аще не водою и Духом породится119, и не ядый тела Господня, и Крове Его не пия отвержен есть от вечного живота120, вся же сия ни чим же другим, токмо священными онеми навершаются руками, Иерейскими глаголю: како кто, сих кроме, или геенского избегнути взможет огня, или тамо лежащих венец получити? Сии бо суть сии, Имъже духовная уверена суть и иже крещением повелени быша порождати»121. Т.е. «Удались безумие! Ибо действительно безумно не иметь уважения к такому достоинству, без которого нельзя получить спасения и обещанных благ. Если не возродившийся водою и Духом не может войти в царствие небесное (Ин. 3:5), и не ядущий Тела Господня и не пиющий Крови Его не получает жизни вечной (Ин. 6:53); а все сие (Крещение и Евхаристия) совершается только освященными руками, т.е. руками Иереев: то каким образом без посредства их возможет кто-нибудь избежать огня геенского и получить уготованные венцы? Они-то суть те, которым препоручено рождение духовное и возсозидание крещением»122.
б) В другом месте он говорит: «Теми (Священниками) породистеся рождением вечным, теми царство получисте: руками их вся бывают, теми вам врата небесная отверзаются»123.
в) Еще он говорит: «аще нерадиши о Священнике, не о нем нерадиши, но о рукоположившем и Бозе. Откуду явленно, яко Бог рукоположил есть и? Темже аще не таково имаши мнение, надежда твоя истощися. Аще бо тем ничтоже Бог действует, ниже баню (крещение) имаши, ниже тайнам причащаешися, ниже благословениа приимаеши: «убо не христианин еси»124. Т.е. «если ты презираешь Священника, то не его презираешь, а Бога, который рукоположил его. А откуда известно, скажешь ты, что рукоположил его Бог? Если ты сему не веришь и не так думаешь о Священстве, то надежда твоя суетна. Ибо если Бог чрез него не действует, то ты не имеешь ни бани возрождения, ни приобщения тайнам, и благословения не получаешь, а следовательно ты не христианин».
Блаж. Симеон Солунский говорит: «еже аще речет Иерей, действительно есть Священства силою. Сия же Божия есть сила, юже не всяк имать верный, но хиротониею Священства токмо приемый. И всякая молитва того совершеннотворна Божественною благодатию. И сему не веруяй, ниже приемляй, ниже крещение убо, ниже мира совершение.... ниже разрешение грехов.... приемлет, и неверного сей близ, и себе самого изводит от части христианския. Вся бо сия чрез молитвы совершаются священнические»125. – Тот же блаженный Симеон ниже говорит: «священнические молитвы отметаяй в совершении таинств... не христианин той: понеже ниже крещение, якоже предрехом, ниже хрисму (миропомазание), ниже покаяние... или честный брак, или некое весма священие приемлет. Сия бо вся чрез священнические молитвы действуются»126.
При столь ясном отзыве о нужде Священников в Христовой Церкви, не находим нужды в отзывах о том же других св. Отцов Церкви.
***
Что говорили о нужде в Священниках церковные учители, жившие в Русской Церкви со времени всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона ?
Совершенно то же.
В Малом Катехизисе сказано: «Тайна (таинство) приносит нам от Господа Бога невидимую благодать, освящающую человека и до вечного живота вспомогающую»127. Но «на строение таин (таинств) освящени бывают Священники от Епископов чином церковным»128. И несколько ниже: «ни един на Священство не руковозложенный таин строителем быти не может... Действовати убо таин не могут, разве возложением рук Епископских»129.
Большой Катехизис говорит: «Священничество… нужно потребно (весьма нужно) есть... ради строения святых Божественных таин»130. Таинства же «Крещение и Причащение и Покаяние сице нужно потребни суть всякому во спасение, да спасется, якоже корабль во преплытие глубины морския, без нихже ни един спастися может, разве аще не возможет их употребляти вожделев их131. Убо потребовати Священничества всяк должен есть, без него бо спастися не может»132.
В книге Сын Церковный читаем: «Велик есть чин священнический... дана ему от Бога власть над душами человеческими, ихже могут вязати и разрешати: и того ради имена ему многа дана быша: чиститель, ходатай к Богу, свет миру, соль земли» и проч. и проч. Ты се слышав, без него (без священнического чина, без Священника) не живи133. Без него никтоже разрешити тя может»134.
Из всего сказанного видим, что чин Священников всегда признавался в Христовой Церкви весьма нужным, и что все, которые думают, что могут спасительно жить и спастися без законно хиротонисанных Священников, не суть люди правоверные.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 265.