Начальство в созданной Господом или в истинно-Христовой Церкви обыкновенно называется Иерархиею (священноначалием), и состоит существенно из трех степеней или чинов: Епископов, Пресвитеров1 и Диаконов. Эту тройственность степеней церковной Иерархии св. Церковь несомненно признавала за установление Божие, и имела во все времена.
Св. Дионисий Ареопагит говорит: «При церковническом священноначалии троическо есть разделение2. Божественный Священноначальник (Епископов) чин... Священников…и Диаконов»3.
Св. Священномученик Климент, Епископ Римский, говорит: «Господь повелел совершать приношения и службы, не случайно и без порядка, но в определенные времена и часы. Также, где и чрез кого угодно Ему совершать сие, Сам Он определил высочайшим Своим изволением, дабы все, будучи совершаемо свято и благоугодно, было приятно воле Его... Первосвященнику свое дано служение, Священникам свое назначено место, и на Левитов (Диаконов) свои возложены должности»4.
Св. Священномученик Игнатий, когда говорит о лицах, начальствующих в Церкви, то всегда упоминает только о трех степенях, не более. Так в послании к Траллианам он говорит: «иже без Епископа и Пресвитеров и без Диаконов что-либо творит, таковый оскверняется совестию»5. То же говорит св. Игнатий в послании к Филадельфийцам: «кровь Иисуса Христа есть радость вечная и твердая наипаче тем, иже едино суть со Епископом и со Пресвитеры и со Диаконы»6. Многих других мест не выставляем. Желающий может сам читать послания св. Игнатия: они вполне достойны чтения всякого человека.
Благовестник говорит: «в Церкви чин совершение имать, предстоящими украшение: и ни большем лепо быти, ни мнее, еже... трие сии... Диакони... Пресвитери... и Архиереи»7.
Симеон Солунский пишет: «хиротонисуемыя в три чина разделяеми суть: во Епископа, Пресвитера и Диакона»8.
***
Что говорили об этих степенях в Церкви церковные учители, жившие в Русской Церкви со времени всероссийского Митрополита Макария до времени Патриарха Никона?
То же.
Книга о Вере говорит: «Божественный Дионисий (Ареопагит), во время святых Апостол бывый, и Апостола Павла ученик сый, все священноначалие церковное на Диаконы, Священники и Епископы разделяет»9.
Ту же мысль обнаруживает и так называемая Кириллова книга: «Христос Апостослов Своих освяти хиротониею, еже есть руковозложением... А Апостоли паки Епископов освятиша, якоже пишет: «тогда постившеся и помолившеся, и возложше руки на ня, отпустиша их проповедати слово Божие10. А Епископы паки попов, якоже пишет: освящьше же им попы на вся Церкви, помолившеся с постом, предаша их Господеви (Деян. 14:25)»11.
Правда, в Православной Церкви, кроме Епископов есть Архиепископы, Митрополиты, Патриархи и проч.; но эти чины не составляют новых степеней в церковной Иерархии, а означают некоторое преимущество друг пред другом на той же степени, и введены для соблюдения порядка и подчиненности в церковном управлении. Это видно из того, что св. Соборы называли всех Архиереев одним именем – именем Епископа, не исключая ни Иерусалимского, ни Антиохийского, ни Александрийского, ни Константинопольского, ни Римского. Так читаем: «Египтом и Ливиею, и Пентаполиею, Александрийский Епископ да владеет, и Римский Епископ сущими под Римом да владеет, и Антиохийский и прочии Епископи своими да обладают»12. «Константиня града Епископ, по Римстем почтен есть»13. «Епископ Елийский (Иерусалимский) да есть почитаем»14 и т.п. Но Епископы Иерусалимский, Антиохийский, Александрийский, Константинопольский и Римский суть Патриархи, как в толковании на 6 правило первого Вселенского Собора ясно сказано: «Кийждо Патриарх своими пределы обладати должен есть, и никому же их иныя области не восхищати, не бывшия превыше из начала под рукою его». – Правда, во время первого Вселенского Собора еще не было Архиепископов, Патриархов и проч. Но это-то самое и показывает их равенство; ибо после Иисуса Христа и Его св. Апостолов не могли установляться новые существенные степени в церковной Иерархии.
Равенство всех званий епископской степени еще видим из толкования на 59-е правило Карфагенского Собора, где читаем так: «Святительский сан един есть и тойжде на всех. И не наречется сей убо совершен Святитель, ин же несвершен Святитель, но вси равни Святители, вси Епископи, якоже и благодать Св. Духа равно приемше. Епископ же иже в Митрополии, яко первое имея седалище, того ради и с приложением наречется Епископ Митропольский, рекше Митрополит. Митрополиа же мати градом сказуется, Митрополит же матере градом Епископ, рекше старейшаго града в той области»15.
То же утверждает Симеон Солунский: «Едино Епископом, Архиепископом же и Патриархом Архиерейство, действо же и мощь, но и разность есть чина же и престола, еще же и начальства, и дела, и промысла…16 Патриарх Митрополита или Митрополит Епископа, по благодати и действу Архиерейства, ни едино же имать разнство: таяжде бо действует и может кийждо: по чину же престола и начальства, и подчинения слову, и в сущыя под ним промыслу, Патриарх убо отец есть всех и глава... Митрополит же отец есть паки и глава Епископов своих и клириков, вся хиротонисуя, и всея своея Епархии начальник же и правитель, тую добре должнствуя строити. Епископ же (есть) отец же и глава клириков же и людинов, сущих под енориею его», т.е. под его ведомством17.
И так несомненно что в истинно Христовой Церкви начальство состоит из трех существенных степеней или чинов: из Епископов, Пресвитеров и Диаконов.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 263.