Проблема способностей в дифференциальной психологии: биологические, социальные и личностные аспекты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В отечественной психологической науке период 30-х годов характеризуется выходом психологии из методологического кризиса и ее перестройкой. Особое значение для такой перестройки на основе марксистско-ленинской методологии имела публикация статьи С. Л. Рубинштейна "Проблемы психологии в трудах Карла Маркса" (1934), в которой было сформулировано основополагающее положение о роли Марксовой концепции деятельности для изучения формирования психических свойств человека. Эта работа оказала большое влияние на развитие всей марксистской психологической науки в целом. Рубинштейном был сформулирован принцип единства сознания и деятельности, который он продолжал разрабатывать по мере дальнейшего развития науки. Конкретизацией этого принципа явилась и постановка вопроса о развитии способностей в деятельности.

 

Рубенштейн:

внутреннее всегда опосредовано внешним и неотделимо от него. Одаренность определяется лишь опосредствованно через свою соотнесенность с условиями, в которых протекает конкретная деятельность человека. Она выражает внутренние данные или возможности человека, т. е. внутренние психологические условия деятельности в их соотнесенности с требованиями, которые деятельность предъявляет" [6, с. 479].

В "Основах общей психологии" [7, 8] есть специальные главы, посвященные проблеме способностей и значительно расширяющие круг рассматриваемых теоретических вопросов.

Критикуя точку зрения западных психологов, анализируя так называемую "психологию способностей" и подход к ним с позиций функционализма, Рубинштейн писал: "Всякая способность является способностью к чему-нибудь и какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических данных. Мы говорим об этих данных как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и данные, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые от нее исходят" [8, с. 640].

Исследуя взаимосвязь способностей и задатков, Рубинштейн формулирует методологически важные принципиальные положения:

"Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями еще очень большая дистанция; между одними и другими - весь путь развития личности. Задатки очень многозначны: они могут развиваться в различных направлениях" [8, с. 640];

"органические предпосылки развития способностей человека обусловливают, но не предопределяют одаренности человека и возможностей его развития" [8, с. 641];

"различия в способностях - продукт не врожденных задатков самих по себе, а всего хода развития личности, в который врожденные задатки включаются как исходная предпосылка" [8, с. 642].

Уже в своих первых монографиях Рубинштейн раскрывает тесную связь способностей с личностью в целом: "способности квалифицируют личность как субъекта деятельности: будучи принадлежностью личности, способность, конечно, сохраняется за личностью как потенция и в тот момент, когда она не действует. В итоге способность - это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности. Будучи пригодной для деятельности, способность в деятельности и формируется. Более или менее специфические данные, которые требуются для определенной деятельности, лишь в деятельности и через посредство ее могут сформироваться на базе тех или иных задатков" [8, с. 643].

В работах Рубинштейна подчеркивается исторический принцип анализа способностей. По его мнению, "человеческие способности, характеризующие человека в отличие от всех других живых существ, составляют природу человека, но самая природа человека - продукт истории. Природа человека формируется и изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности человека. Способности человека - продукт истории; они формировались в процессе исторического развития: интеллектуальные способности человека формировались по мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее; художественные - изобразительные, музыкальные и т. п. способности к искусству формировались и развивались у человека по мере того, как в ходе исторического развития создавались и развивались различные виды искусства" [8, с. 643].

Подробнее: http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000041/st029.shtml

 

Биологические: возможности ЦНС, тела, наследственность

Социальные: культурно-историческое развитие личности, среда, материальные истории

Личностные: волевые аспекты, опыт, эмоции

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 321.