Проблема периодизации развития в психологии личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Эльконин задумывался о роли противоречий между развитием мотивационной сферы и развитием операционной технической сферы. Эти две линии могут сходится и расходится.

 

раннее детство - до 3

младенцы непосредственно эмоциональное общение (0-1)
раннее детство предметноманипулятивная (1-3)

детство - до 12

дошкольники сюжетно-ролевая игра (3-7)
младшее школьное детство учеба (7-12)

подростки - до 17

младшие подростки интимно-личностное общение (12-15)
старшие подростки учебно-профессиональная (15-17)

 

Кризис 3-х лет - «Я сам!», расхождение двух линий. Операционно-техническая наверху, мотивационная сфера – внизу.

Кризис 12-ти лет - Операционно-техническая линия преобладает, потом идет схождение как только кризис разрешается (результат разрешения – общий процесс развития личности).

 

Э.Эриксон выделил 8 стадий. На каждой стадии присутствует конфликт. Эти стадии обязательны для всех людей.

Развитие складывается из 3 процессов: соматического развития, развития сознательного “я” (изучается психологией) и социального развития (изучается общественными науками).

На каждом новом этапе развития появляются новые явления и свойства. Переход со стадии на стадию сопровождается кризисом, который внешне напоминает патологические явления. Переход на новую фазу – только при разрешении противоречия, возникшего на старой фазе.

 

младенчество 0-1 выработка “базового доверия/недоверия” надежда
раннее детство 1-3 Формирование чувства автономии/стыд, сомнение   сила воли
игровой возраст 3-6 чувство инициативы/ чувство вины цель
школьный возраст 6-12 трудолюбие/неполноценность компетентность
Юность (12-19) Эго-идентичность/ролевое смешение верность
Молодость (20-25)   интимность/изоляция любовь
Взрослость (26-64) продуктивность/застой забота
Зрелый возраст (65+) Эго-интеграция/отчаяния мудрость

 

 

 

Фрейд

Оральная (0-1) Сосание, кусание
Анальная (1-3) Появление Я
Фаллическая (3-5) Адекватная половая идентификация, появление Сверх-Я
Латентная (6-12) Снижение сексуальных реакций
Генитальная (12-19) Половое созревание

 

 

Выготский:

Кризис новорожденности;

младенчество 0,2 –1;

кризис 1 года;

раннее детство 1-3;

кризис 3 лет (строптивость, своеволие, возникновение характерных черт личности ребенка)

дошкольный возраст 3-7;

кризис 7 лет (неустойчивость воли настроения, возрастание самостоятельности)

школьный возраст 8-12 («я» и мир разделены более, чем когда-либо. Изменение установки от наглядности к пониманию)

кризис 13 лет;

пубертатный возраст 14-18;

кризис 13 лет.

 

Особенности кризиса: неотчетливость границ (есть кульминация), трудновоспитуемость детей, конфликты, негативный процесс (“пустыня отрочества”).

Новое в схеме Выготского:

1. Введение в периодизацию критических возрастов,

2. Исключение эмбрионального развития,

3. Исключение периода от 18 до зрелости.

4. Включение возраста полового созревания в число стабильных.

 

Периодизация морального развития по Кольбергу.

Три периода:

  1. преконвенционный (стадии гетерономной морали: последствие, избегание наказания - тюрьма; инструментального индивидуализма/равноценного обмена: ты – мне, я – тебе; должен был украсть лекарство, потому как если бы у него был рак, то он бы хотел, чтобы кто-то украл и для него),
  2. конвенционный (взаимных ожиданий и взаимоотношений/межличностной конформности: цену назначить нельзя, не делай другому того, чего бы не пожелал себе; ориентации на социальный закон и порядок: его долг спасти жену, но против закона идти нельзя, надо вернуть деньги),
  3. постконвенционный (социального контракта – на основе учета прав личности: есть случаи, когда можно нарушать закон. Каждый сам оценивает результаты своих поступков; универсальных этических принципов: жизнь человека высшая ценность, кража оправдана). Пример – дилемма Хайнца.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 248.