по Эриксону + лекции
Молодость - 20-25 лет. - Кризис вхождения во взрослость.: саморазвитие, изменение соц ситуации (ждут от него новых действий): столкновение с реальностью, его противоречия с Я-идеальным.
ССР — выбор спутника, создание семьи.
Новообразование — соц зрелость (фин независ, сама решает, принятие соц роли)
Эриксон — псих интимность (длительные полные дружеские отношения).
Только теперь готов к интимным отношениям с другим к социальном и сексуальном плане. До этого интивное поведение были поиском эго-идентичности.
Другое отношение к одиночеству — это ресурс
уходит страх казаться ребенком, смешным
прощаем родителей, они теперь корни.
Средняя Зрелость (25-65) — ее основная проблема — выбор между продуктивностью и инертностью. Время наивысшего развития интел способностей. Проф самоопределение.
Завершается созревание организма.
Высокая творческая продуктивность. Стремление к наиболее полной самореализации в различных сферах.
Поздняя зрелость, Старость от 65 лет — эгоинтеграция или отчаянье. Новообразование — мудрость. Ресурс в прошлом, а не буд. Вспоминают о достижениях и неудачах. Суммирование и оценка всех прошлых стадий развития эго. Чувство интеграции эго проистекает из способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях.
На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь на закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, чтобы ощутить целостность своего «Я». Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случиться». Эриксон выделяет два превалирующих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.
Кризисы зрелости связаны с переосмысливанием ценностей и целей, появление нов мотивов. Кризисы протекают скрытно,без выраженных повед изменений.
Саморазвитие, а не созревание
Нет общей для всех ССР
Роль личн, духовного развития
рост + инволюция
Нормативные кризисы: вступления во взрослость, 30 лет, середины жизни, выхода на пенсию, встречи со смертью
Ненормативные Кризисы более яркие: потеря близкого, болезни, развод, смена профессии и др.
Кризис 30 лет: Соц приписывания влияют на кризис (у женщин должны быть дети); ускорение течения времени (что можно еще успеть); переоценка своих возможностей; анализ достижений и провалов; критический пересмотр своего Я. НЕОБХОДИМОСТЬ ЧТО-ТО ПРЕДПРИНЯТЬ. НАДО УСПЕТЬ. Понимание того, что потребности не полностью удовлетворятся.
Кризис 40 лет: осознавание того, что планы и мечты не осуществились; Кризис связан с рефлексией, анализом достигнутого и ошибок, оценкой своих возможностей; осознание расхождения мечту целями и мечтами; убывание физич сил; неспособность к эм отдаче и духовной гибкости; то, что можно было сделать, теперь не сделаешь. Можно пойти по пути инволюции или самореализации. Нужно открыть для себя новые возможности.
Смотрит, сколько осталось жить, а не прожил. Что можно было сделать в 20, не сделаешь сейчас. Именно здесь можно пойти по пути инволюции. Человек начинает сожалеть, что многое не доступно.
Продуктивный путь — открыть для себя новые возможности, заняться своим личным развитием. Принять жизнь. Перестроиться и перестроить отношение к возможностям, умение получать радость от любой жизненной ситуации. Баланс между устремлением в будущее и настоящим.
Если ригидное реагирование, трудно принимать новое — это признаки регрессии, инволюции. Могут начаться трудности со здоровьем, что усиливает регрессию — Я ничего не могу делать, так как болен.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 335.