Общение влияет на развитие всех сторон псих развития.
Выготский — общение необходимо для формирования ВПФ., тк появляются в процессе взаимодействия со взрослым.
Лисина — недостаток общения отражается прежде всего на эм сфере — бедно, невыразит, задержка дифференцировки + и — эмоц воздействия, привязанности, доверия и недоверия к окр миру.
Важно для развития самосохранения, познания законов соц среды, взаимодействия с другими людьми.
Цель общения — познание себя и других.
Значение общения в развитии эм, позн сфер с возрастом убывает, а в познании себя и соц действительности — нет.
Отношение взрослого к реб — решающее условие становления коммуникат. деятельности.
Эм общение с реб образуют основу всех будущих отношений для него.
Лисина — потребность в общении не врожденная, а формируется прижизненно, складывается до 2 МЕС.
4 критерия сформированности потребности в общении:
● внимание и интерес к другому человеку
● эмоциональное отношение к нему
● стремление привлечь к себе внимание
● чувствительность к его воздействиям.
Периодизация развития форм общения: (сит-> внесит)
Э.Эльконин — про эмоц общение до 1 года как ведущую деятельность; игра в дошкольном возрасте и в раннем подростковом интивно-личностное общение (СМ. Вопросы ниже).
Эриксон — до года — базовое доверие и недоверие. КОРОЧЕ во всех теориях можно рассказать про общение.
Этапы развития речи:
● С рождения - Крики
● 2 - 5/7 мес. - Гуление – протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы). На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет;
● 4 — 8 мес. Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу)
● с 1 г - Слова - переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай). Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики).
Обучение
Пиаже: Обучение может быть эффективным только тогда, когда оно следует за развитием, несколько отставая от него.
Выготский: обучение должно учитывать достигнутый уровень развития, но не для того, чтобы на нем останавливаться, а для того, чтобы вести это развитие дальше, чтобы понять, каким должен быть следующий шаг. Поэтому обучение должно идти впереди развития, опережать его и вести за собой. Внутреннюю связь обучения и развития и ведущую роль обучения Л. С. Выготский отразил в понятии «зона ближайшего развития». Овладевая каким-либо новым действием, ребенок сначала выполняет его вместе со взрослым и с его помощью, а потом уже самостоятельно. Разница между тем, что ребенок может вместе со взрослым (при его показе, руководстве, указаниях и пр.), и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности, и образует зону его ближайшего развития. Через хорошо поставленное развивающее обучение можно сформировать более полное и расчлененное восприятие, новые умственные действия детей, создать художественные способности и пр.
БХВР: Поскольку развитие ребенка сводится к приобретению и накоплению навыков, а обучение и есть процесс приобретения навыков, то эти два процесса идут параллельно.
Нормативные кризисы детского возраста, подростничества и юности. Кризисное и «бескризисное» развитие.
Выготский
2 осн постулата:
Ходы развития:
Литический (спокойно, равномерно)
Критический — возрастные переходы (нет четких временных рамок, развитие носит негативный характер, что-то должно уйти, сильное индивидуальное развитие, тружновоспитуемость)
Фазы кризисов: предкритический (отказ от прежних форм отношений и поведения); критический (негативное процветание, поиск новой формы поведения); посткритический (положительное приобретение, отработка усвоенных форм поведения).
Критичсекий период при необходимом стечении обстоятельств растягивается во времени (до 1-2 лет), происходят значительные сдвиги в развитии, обостряются противоречия (могу/хочу).
Развитие: кризис новорожденного - младенчество (литич. Период; 2 мес-1 год) — кризис 1 года — ранее детство — кризис 3 лет — дошкольники — кризис 7 лет — школьный возраст — кризис 13 лет — пубертат — кризис 17 лет.
Эльконин Даниил Борисович
В периодизации есть 2 фазы развития: мотивационно-потребностная и когнитивная (операц-технич), которые чередуются.
Соц ситуация развития — сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и отношений, которые устанавливаются с соц средой.
Вед деятельность — (ввел Леонтьев А.Н.) ПРО ЛЕОНТЬЕВЫХ! Это первый Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979), потом его сын был Алексей Алексеевич (1936-2004), который был еще лингвистом, писал про общение, язык в психологии. А теперь живет и работает в МГУ и ВШЭ сын его Дмитрий Алексеевич, придумал СЖО, директор института экзистенциальной психологии, короче в теме смыслов, экзистенций.
Вед деятельность — деятельность, которое на данном этапе развития оказывает большее влияние на развитие психики.
Новообразование — те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
(Самая верная схема; подделала под ту, что на лекциях давали).
Кризис новорожденности (0-2мес) - новообразование — комплекс оживления, до него его координация была хаотична, ее не было; это первый его акт поведения, акт выделения взрослого общения, попытка воздействовать на взрослого, появление зрит и слух сосредоточенности.
Младенчество. ССР — Мы, физиологически связан с мамой, хоть и физически уже отделен.
Кризис 1 г — распад Пра-Мы. Мама стоит на пути желаний ребенка, умеют много (ходить, говорить, брать), но мама запрещает. Отделение от нее. Акты протеста, крики, плач. Самостоятельность моторная. Новообразование — возникновение индивидуальной психической жизни, перестройка физиологических механизмом существования.
Ранний возраст. ССР — ребенок — предмет — взрослый; ему хочется уже не чтобы взрослый делал за него, а вместе с ним познавал предметы.
Кризис 3 лет. Симптоматика: негативизм (отказ подчинения), упрямство, строптивость (протест), своеволие, обесценивание взрослого. Отстранение от взрослого, самостоятельность в замыслах и намерениях. Социальная категоризация — мы, они, я...
Новообразование — самостоятельная деятельность, «Я сам»; появление чувства Я, самомознания; гордость за достижения. Автономные намерения и желания.
Дошкольный возраст. Интересы перемещаются от мира предметов к миру взрослых. Взрослый уже выступает не как конкретный человек, а как образ (кстати, что связано с развитием образного мышления). Поэтому ССР — ребенок - общественный (обобщенный) взрослый (носитель общественных функций) и ребенок-дети. Т к впервые выходит за рамки семьи, дет сад и др. Но он не имеет возможности, как член общества, принять полноценное участие в жизни взрослого. Поэтому играет в сюж-рол игры.
Кризис 7 лет. Симптоматика: манерничание (стал уже себя скрывать за ролью), симптом горькой конфеты (когда ему плохо, старается уже этого не показывать) ХОТЬ ЭФФЕКТ ГОРЬКОЙ КОНФЕТЫ ВОЗНИКАЕТ В 3 ГОДА КАК КОНФЛИКТ МОТИВОВ — НАЧАЛОСЬ ОСВОЕНИЕ СОЦ НОРМ ЕЩЕ В 3 ГОДА., потеря непосредственности (прежде чем что-то делать, думает, чего оно может стоить, не делает сразу).
Новообразование — возникновение этической инстанции (хорошо, плохо), возникновение соподчинения мотивов; возникновение произвольного поведения; стремлению к осуществлению того, что общественно значимо; принятие роли ученика и желание следовать за поведенческими нормами и моралью учительницы и других взрослых: переход от эгоцентризма к децентрации; овладение эталонами и средствами для познания.
Прежде всего ребенок начинает понимать и осознавать собственные переживания. Выготский подчеркивал существенную разницу между переживанием тех или иных чувств (радости, обиды, огорчения и пр.) и знанием, что я их переживаю («я радуюсь», «я огорчен», «я сердит»). В семь лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний.
Младший школьный возраст (6-11 лет). ССР — ребенок-учитель и ребенок-родитель. Отношение «ребенок — учитель» выступает для ребенка отношением «ребенок — общество» и начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения с другими детьми. Данные отношения с учителем становятся для ребенка центральными, потому что появляется оценочная система: хорошие отметки и хорошее поведение, оценивание исходит от учителя. Теперь система отношений «ребенок – взрослый» разделяется на 2 части.
Кризис 12 лет. Рождение чувства взрослости. Новообразование: возникновение представления о себе не как о ребенке, стремится быть взрослым и чувствует себя таким, есть потребность в признании взрослости другими.
Младший подростковый возраст (12-15 лет). ССР — сверстники. Сравнивает себя с другими, самооценка. Критическое отношение к окружающим, потребность в самоуважении.
Кризис 15 лет. Рождение индивидуального самосознания. Новообразование — рефлексия, осознание своей индивидуальности.
Старший подростковый возраст (15-17 лет). ССР — находится в ситуация моратория — нужно самоопределиться. Самовоспитание.
Кризис 17 лет. Начало вступления во взрослость. Новообразование — ценностные ориентации, мировоззрение, жизненные планы.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 432.