38 вопрос + Эриксон
Психосоциальное развитие
Стадия | Возраст | Психосоциальный кризис | Сильная сторона |
1. Орально-сенсорная | Рождение — 1 год | Базальное доверие — базальное недоверие. Младенец, имеющий базальное чувство «внутренней определенности», воспринимает социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Здоровое развитие младенца не является результатом исключительно чувства доверия, но скорее обусловлено благоприятным соотношением доверия и недоверия. Если кризис не разрешился, будет актуализироваться на всех других стадиях. | Надежда Доверие переходит в способность надеяться. Поддерживает убежденность человека в значимости и надежности общего культурного пространства. |
2. Мышечно-анальная Процесс обучения туалетному поведению, обнаруживает, что родительский контроль бывает разным: забота и деструктивное пресечение. | 1—3 года | Автономия (и самоконтроль) — стыд и сомнение Чувство самоконтроля без потери самооценки является онтогенетическим источником уверенности в свободном выборе; чувство чрезмерного постороннего контроля и одновременная потеря самоконтроля может послужить толчком для постоянной склонности к сомнениям и стыду. Они вообще многое сами могут делать уже, но родители могут не позволять им ничего делать, отсюда нет самоконтроля и стыд, так как их ругают за ошибки(( | Сила воли |
3. Локомоторно-генитальная | 3—6 лет | Инициативность — вина Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы. Не высмеивают творчество, не тормозят фантазию. Дети обучаются и строят планы. Если не позволяют действовать самостоятельно, возникает вина. Вина за их потребность любить и получать любовь от родителя противоположного пола. | Цель |
4. Латентная | 6—12 лет | Трудолюбие — неполноценность Термин «трудолюбие» отражает в себе основную тему данного периода развития, поскольку дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Интерес подкрепляется окруж людьми. Я — то, чему я научился. Трудолюбие касается не только работы, но и межличностную компетентность, положительное влияние на общество. | Компетентность |
5. Подростковая (юность) | 12—19 лет | Эго-идентичность — ролевое смешение Задача подростка — собрать все имеющиеся знания о себе (какие сыновья, друзья, братья, музыканты, хористы и др.) и интегрировать эти образы в себя, что представляет осознание прошлого и будущего. Тут уже конфликт внутри эго, а не между личностями. Основной упор делается на эго и на то, как на него влияет общество, в особенности группы сверстников. Чувство эго-идентичности представляет собой возросшую уверенность индивида в том, что его способность сохранять внутреннюю тождественность и целостность (психологическое значение эго) согласуется с оценкой его тождественности и целостности, данной другими». Индивидуум, страдающий от расплывчатости своей идентичности, никогда не пересматривает своих прошлых представлений о себе и о мире, так же как и не приходит к решению, которое ведет к более широкому и, возможно, более «подходящему» взгляду на жизнь. Основа для этого возраста закладывается в детстве, но на интеграцию сильно влияет и его соц группа, с которой идентифицирует. Кризис идентичности, или ролевое смешение, чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Чувство бесполезности, бесцельности, неприспособленности, отчужденности. Деликвентное поведение может быть. (антиобщественное) | Верность «способности подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей». Представляет собой способность юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества. |
6. Ранняя зрелость, молодость | 20—25 лет | Интимность — изоляция Интимность - способность «слить воедино вашу идентичность с идентичностью другого человека без опасения, что в теряете нечто в себе». - условие прочного брака. Опасность - излишняя поглощенность собой или избегание межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Антисоциальные и психопатичные люди. | Любовь Это способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. |
7. Средняя зрелость, взрослость | 26—64 года | Продуктивность — застой Забота о будущем благополучии человечества. Каждый взрослый должен или принять, или отвергнуть мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершенствованию культуры. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену — о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Чувство самореализации, связанное с достижением его потомков. Нет прод-ти — забота только о себе, поглощенность собой, обеднение межличн связей, чувство безнадежности, бессмысленности. Нерасположенность заботиться о других, делах, идеях. | Забота — желание внести свой вклад. |
8. Поздняя зрелость, старость | 65 лет — смерть | Эго-интеграция — отчаяние Оглядываются в прошлое, достижения и неудачи, приспосабливается к увяданию сил. Интеграция и оценка всех прошлых стадий развития эго. Оглядеть прошлое и сказать «Я ДОВОЛЕН», тогда смерть не страшит, видят продолжение себя в потомках или творческих достижениях. | Мудрость Это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти. |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 344.