Основные виды клинико-психологической диагностики, ее особенности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Диагностика бывает:
1) нозологическая;
2) топическая - заключается, главным образом в помощи психологов в нахождении поражённой области мозга поражения мозга;
3) индивидуально-психологическая - основана на диагностике личности человека, для того, чтобы узнать его предрасположенность к разным болезням посредством его личных черт и особенностей, а также этот способ позволяет сделать коррекционные и реабилитационные рекомендации после болезни;
4) диагностика умственного развития детей и подростков в процессе онтогенеза с целью выявления случаев недоразвития, задержки развития, искаженного развития психики.
5) диагностика, взаимосвязанная с разными способами психологического влияния.

 1. Клинико-нозологическая диагностика - ведущим нозологическим принципом диагностики является принцип объяснения, основывающийся на понятности или непонятности стороннему наблюдателю ( врача или психолога) поведения человека и особенностей его психической деятельности.
Основной акцент в нозологически-ориентированной клинико-психологической диагностике -различение отдельных признаков расстройства и определение их связи с патологическими процессами. Патологические признаки проявляются с помощью группы симптомов.
Симптом является строго фиксированным по форме описанием признака, который соотносят с определенной патологией.
Симптом-это обозначение патологического признака. Не каждый признак- симптом, а только тот, для которого определена причинно-следственная связь с патологией. Психопатологические симптомы бывают позитивными и негативными.
Позитивные симптомы включают признаки патологической продукции психической деятельности (вновь возникающие признаки, которые не наблюдались ранее). К ним относят сенестопатию, галлюцинацию, бред, тоску, страхи, тревоги, эйфории, психомоторные возбуждения. Негативные симптомыобозначают признаки изъяна,ущерба, дефекта психического процесса(амнезия, гипомнезия,апатия).
Совокупность всех симптомов образует симптомокомплекс, в котором можно выделить ряд закономерно сочетающихся друг с другом симптомов, образующих синдром.
Синдром - это строго формализованное описание закономерного и устойчивого сочетания симптомов.
В синдроме выделяют обязательные, дополнительные и факультативные симптомы. Обязательный симптомуказывает на происхождение расстройства. Дополнительный симптомотражает тяжесть, выраженность расстройства (могут отсутствовать в конкретных случаях). Факультативный симптомсвязан с модифицирующим влиянием различных факторов. Среди обязательных симптомов бывает один (тогда это простой синдром, например, астенический) или два и более (тогда это сложный синдром).
Использование понятий симптома и синдрома позволяет описать состояние пациента строго формализованно, поскольку раскладывает целостную психическую деятельность на отдельные типичные единицы, что важно для распознавания сущности нарушения.
На проявление симптомов влияют такие факторы, как возраст, пол и культура, в которой воспитывался человек (контекст поведения).
2. Топическая нейропсихологическая диагностика в клинике локальных (органических) поражений мозга - участие психологов в определении места поражения мозга, так как при разных локализациях мозговых поражений наблюдаются разные нарушения психики.
Существуют медицинские методы невропатологической диагностики, но они не всегда точны, кроме того, существуют т.н. "немые" зоны мозга (ассоциационные отделы), которые не поддаются прямой медицинской диагностике.
Топический диагноз — итог дедуктивного логического процесса, включающий анализ данных неврологического осмотра и результатов объективных методов исследования.
3. Диагностика уровня психического и умственного развития детей и подростков при разных вариантах нарушенного развития - для определения (и рекомендаций) случаев недоразвития, задержки развития, искаженного развития психики.
В процессе дифференциально-диагностической работы детский патопсихолог решает ряд вопросов:

● выявляет и систематизирует патологическую симптоматику и дает ей патопсихологическую квалификацию;

● проводит структурный анализ выявленных расстройств, выделяет первичные симптомы, связанные с болезнью, и вторичные нарушения (по Л. С. Выготскому), обусловленные аномальным развитием в условиях болезни;

● разрабатывает программу коррекционных мероприятий, дифференцированную в зависимости от характера, природы и механизма образования нарушений и направленную на их предупреждение, снятие или ослабление.

4. Личностная (индивидуально-типологическая) диагностика групп повышенного риска появления нервно-психических, психосоматических и поведенческих расстройств - диагностика личности человека с целью выявления предрасположенности к различным заболеваниям в связи с личностными чертами и особенностями (характер, темперамент - акцентуации, психопатии).
Здесь же возможна другая цель - дать коррекционные и реабилитационные рекомендации в послеболезненных состояниях.
5. Функциональная диагностика - в рамках какой-либо экспертизы в зависимости от задачи - ВТЭК, судебная и т.п.
6. Диагностика в целях психологической коррекции и психотерапии - диагностика, связанная с различными формами психологического воздействия, в т.ч. психологической коррекцией и психотерапией. Психологическая диагностика должна предшествовать воздействию, необходима в процессе коррекции и в конце, после воздействия. Особенно важна катамнестическая оценка (через некоторое время).























Дата: 2018-12-21, просмотров: 307.